Определить коэффициент функционального износа станка с производительностью 120 деталей в смену, выпуск которого прекращен. В настоящее время выпускается станок с аналогичными параметрами, но с большей производительностью, равной 150 деталям в смену. Коэффициент «торможения цены» принять равным 0,7.
Коэффициент функционального износа определяем по формуле :
Определение функционального износа, обусловленного избытком производственных затрат.
Определить функциональное устаревание станка, который обслуживает рабочий шестого разряда с заработной платой 4000 руб. в месяц. Станок потребляет в год 30000 кВт∙ч. Имеется современный аналог, который обслуживается рабочим четвертого разряда с заработной платой 3000 руб. в месяц. Аналог потребляет в год 20000 кВт∙ч. Стоимость 1 кВт∙ч составляет 0,75 руб. Коэффициент «торможения цены» принять равным 0,7.
Рассчитываем годовые производственные затраты в рублях, связанные с эксплуатацией оцениваемого станка и аналога:
З0 = 4000∙12 + 30000∙0,75 = 70500;
За = 3000∙12 + 20000∙0,75 = 51000.
Определяем коэффициент функционального износа по формуле:
Кфун = 1- (51000/70500)0,7 = 0,2, или 20 %.
Определение внешнего износа.
Определить внешний износ технологической линии с номинальной производительностью 1000 ед. продукции в сутки, если из-за сокращения спроса на данную продукцию фактическая производительность линии составляет 750 ед. в сутки. Коэффициент «торможения цены» принят равным 0,7.
Коэффициент внешнего износа определяется через недоиспользование технологической линии:
Квн = 1 – (750/1000)0,7 = 0,18, или 18%.
Особенности расчета износа по транспортным средствам.
Оценка физического износа
Пример 1. Определение расчетного износа по методике РД 37.009.015-98.
Фактический пробег автомобиля ВАЗ –21099 – 128 000 км. Фактический возраст – 8 лет. Автомобиль базовой комплектации, эксплуатируется в зоне с плохими дорогами, в зоне с умеренно-холодным климатом (Новосибирская область).
Решение:
В соответствии с РД 37.009.015-98, износ (в %) при оценке транспортного средства может быть рассчитан по формуле:
Итр = (И1 x Пф + И2 x Дф) x А2 x А3 x А4
где Пф – фактический пробег с начала эксплуатации или после капитального ремонта на дату осмотра, тыс. км;
Дф – фактическая длительность эксплуатации, лет;
И1 – показатель износа по пробегу, %/1000 км пробега;
И2 – временной показатель старения, % /год.
А2 - коэффициент корректирования износа в зависимости от природно-климатических условий;
А3 - коэффициент корректирования износа в зависимости от экологического состояния окружающей среды;
А4 - коэффициент корректирования износа, учитывающий тип региона, в котором эксплуатировалось АМТС.
Среднегодовой пробег автомобиля составляет 15 тыс. км. Показатель старения в зависимости от среднегодового пробега (И2)– 0,89. Износ на 1000 км. пробега в соответствии с РД -98 составляет 0,38%.
При определении расчетного процента износа в г. Новосибирске используются следующие коэффициенты: А2=1.12; А3=1,07; А4=1,075.
Подставляем полученные данные в формулу и находим величину физического износа автомобиля:
Иф = (0,38*120+0,89*8)*1,12*1,07*1,075 =45,6+7.12 = 67,9 %
Пример 2. Оценка физического износа с контролем технического состояния транспортного средства.
Экспертом была проведена диагностика технического состояния транспортного средства и установлено, что оставшийся срок жизни автомобиля составляет 4 года, а его нормативный срок службы – 20 лет.
Решение:
Определим физический износ автомобиля по формуле:
Иф = T эф/Т н * 100%
где:
T эф - эффективный возраст транспортного средства на дату оценки, лет;
T н - нормативный срок службы до списания (капитального ремонта) транспортного средства, лет.
Эффективный возраст автомобиля составляет 16 лет, следовательно:
Иф = 16/(16+4)*100% = 80%
Пример 3. Определение износа физического нормативным методом с корректированием
Фактический пробег транспортного средства – 135 тыс. км., нормативный пробег до списания – 180 тыс. км. Автомобиль легковой, условия эксплуатации хорошие, используется в умеренно-холодном климате.
Решение:
Для определения Иф в данном случае целесообразно использовать формулу:
Иф= Lф/ (Lн*К1*К2*К3)* 100%, где:
Иф – расчетный физический износ;
Lн – нормативный пробег;
Lф – фактический пробег с начала эксплуатации транспортного средства, тыс. км;
K1 - коэффициент корректирования нормативного пробега до списания в зависимости от условий эксплуатации;
K2 - коэффициент корректирования нормативного пробега до списания в зависимости от модификации транспортного средства и организации его работы;
K3 - коэффициент корректирования нормативного пробега до списания в зависимости от природно-климатических условий.
Коэффициенты корректирования нормативного пробега для данного автомобиля имеют следующие значения: К1=0,9; К2=1; К3=0,9.
Иф = 135/(180*0,9*1*0,9) = 60,75%
Для определения стоимости транспортных средств, подвергавшихся капитальному ремонту и (или) замене узлов и деталей, используется метод средневзвешенного возраста.
Пример 5. Оценка физического износа автомобиля методом средневзвешенного возраста.
Автомобиль ВАЗ 2102, 1979 г. в., его стоимость в новом состоянии 198000 руб. В 1995 году была произведена замена кузова, который стоит 118000 руб. В 2005 году была поставлена новая коробка передач стоимостью 16000 руб. Необходимо определить величину физического износа. Нормативный процент износа в год составляет 4%. Все цены приведены к текущим.
дата | Возраст (лет) | Стоимость (руб.) |
Определим средневзвешенный возраст автомобиля:
(30*198000+14*118000+4*16000)/(198000+118000+16000) = (5940000+1652000+64000)/332000= 23,1 года.
Величина физического износа составит:
Иф = (23,1 /(100/4) * 100% = 92,4 %.
Расчет физического износа транспортного средства, для которого нормативно - технической документацией установлен нормативный срок службы до списания (капитального ремонта), нормативным методом с корректированием проводится по формуле:
Иф = Тф/ Т н * К1 * К2 * К3 *100%
где:
Тн- нормативный срок жизни;
T ф - фактический возраст (срок службы) транспортного средства на дату оценки, лет;
K1 - коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы до списания в зависимости от условий эксплуатации;
K2 - коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы) до списания в зависимости от модификации транспортного средства и организации его работы;
K3 - коэффициент корректирования нормативного пробега (нормативного срока службы) до списания в зависимости от природно-климатических условий.
Коэффициент К1 имеет следующие значения: для первой категории условий эксплуатации (отличные) – 1,0; для второй (хорошие) – 0,9; для третьей (удовлетворительные) – 0,8; для четвертой (неудовлетворительные) – 0,7; для пятой (плохие) – 0,6.
Коэффициент К2 имеет следующие значения: базовый автомобиль – 1,00; седельный тягач – 0,95; автомобиль с одним прицепом – 0,90; автомобиль с двумя прицепами или автомобиль- самосвал при работе на плечах свыше 5 км – 0,85; автомобиль- самосвал с одним прицепом или при работе на коротких плечах (до 5 км) – 0,80; автомобили-самосвалы с двумя прицепами – 0,75.
Коэффициент К3 имеет следующие значения для районов с различным климатом: умеренный – 1,0; жаркий сухой, очень жаркий сухой – 0,9; умеренно холодный – 0,9; холодный – 0,8; очень холодный – 0,7. Для районов с высокой агрессивностью окружающей среды по отношению к автомобилям (в основном побережье морей и океанов), а также при постоянном использовании автомобилей при перевозке химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей, значение коэффициента К1, снижается на 10%. Районирование территории РФ по климатическому признаку приведено в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 467.