Данные, полученные в ходе оценки, помогают принимать важные управленческие решения и успешно решать следующие задачи: ° формирование кадрового резерва;
принятие решений о приеме кандидата, прогнозирование успешности его профессиональной деятельности в рамках компании;
оценка профессионально важных качеств и управленческого потенциала
руководителей всех уровней;
проведение конкурса на замещение вакантной должности;
оценка сформированности команды и прогнозирование успешности ее работы в данном составе;
определение потребности в обучении и развитии ключевых специалистов;
разработка корпоративной системы оценки эффективности профессиональной деятельности;
внедрение качественной системы отбора квалифицированного персонала
при приеме на работу.
При принятии решения о создании внутреннего Центра оценки следует учитывать ряд факторов, в т. ч. его рентабельность: насколько такой вариант работы с персоналом оправдан экономически. Рентабельность внутреннего Центра оценки рассчитывается, исходя из основных параметров организации, например, численности сотрудников, территориальной распределенности, затрат на персонал и т. д.
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Анкета оценки профессионально важных качеств (ПВК)
Сотрудник:
(фамилия) (имя) (отчество)
Подразделение: |
Должность:
Должность резерва:
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ НАВЫКОВ
Наименование навыка | Элементы ПВК (действия при полной выраженности навыка) | Оценка | Рекомендация |
2 | |||
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАВЫКИ | |||
1. Навык целепола-гания | Четко представляет цели организации и связанные с ними цели подразделения Определяет приоритеты достижения целей подразделения в соответствии с целями организации Определяет и устанавливает ясные цели сотрудникам подразделения Устанавливает критерии достижения для каждой цели с учетом измеряемых показателей Пересматривает цели и адаптирует их к изменяющимся условиям | ||
2. Навык планирования работ | Планирует текущие и перспективные работы подразделения в соответствии с целями организации и подразделения Точно оценивает и распределяет ресурсы (человеческие, временные, финансовые и др.), необходимые для выполнения запланированных работ Оптимизирует состав работ с учетом ограничений по ресурсам Устанавливает взаимосвязи между запланированными работами подразделения (строит и анализирует сетевой график) Корректирует план подразделения в соответствии с планами организации Задает контрольные точки проверки хода выполнения запланированных работ | ||
3. Навык постановки задач | Определяет содержание задачи, конечный и промежуточный результаты, шаги и сроки выполнения Оценивает способность исполнителя выполнить задачу с требуемым качеством и в нужные сроки Четко и однозначно объясняет исполнителю содержание задачи |
1 | |||
Задает исполнителю требования к качеству результата и срокам выполнения Проверяет понимание исполнителем содержания задачи, требований к качеству результата и срокам выполнения | |||
4. Навык формирования мотивации подчиненных | Осознает реальные потребности подчиненного сотрудника Представляет желательное для достижения поставленных целей поведение сотрудника Определяет возможности воздействия на сотрудника с целью вызвать желательное поведение Применяет адекватные возможности воздействия на сотрудника Оценивает результативность применяемых методов воздействия Отслеживает изменение потребностей подчиненного, корректирует методы воздействия | ||
5. Навык контроля выполнения задач | Своевременно проверяет сроки исполнения заданий Проверяет соответствие результата заданным требованиям Определяет степень отклонения результата от заданных требований Принимает решение о необходимой доработке результата, доводит его до исполнителя | ||
6. Навык принятия решений | Анализирует проблемную ситуацию Определяет цели решения проблемной ситуации Разрабатывает возможные варианты решения проблемной ситуации Оценивает возможные варианты решения Выбирает оптимальный вариант решения | ||
7. Навык координации работы подчиненных | Оценивает загрузку сотрудников в выполняемых ими работах, ход выполнения работ и их результаты Выявляет работы, по которым необходим более детальный контроль (из-за сложности работы или недостатка квалификации сотрудника) Оперативно перераспределяет работы между сотрудниками при возникновении затруднений с учетом загрузки и квалификации или при изменении целей и задач Принимает личное участие в работах при возникновении критических ситуаций | ||
8. Навык оценки квалификации сотрудника | Знает специфику деятельности подчиненного ему сотрудника Определяет состав требований (знаний, навыков, качеств) к сотруднику, необходимых для успешного выполнения работ Оценивает уровень сформированности у сотрудника необходимых знаний, навыков, качеств Планирует работу по развитию знаний, навыков, качеств сотрудника для удовлетворения поставленным требованиям |
2 I | |||
9. Навык развития сотрудника | Объясняет сотруднику необходимость владения знанием или навыком (профессиональным) Объясняет, в каких документах/материалах можно получить информацию о знаниях и/или навыке Объясняет содержание навыка, дает комментарии по специфике знаний Демонстрирует личным примером использование навыка или применение знаний Контролирует ход усвоения знаний и освоения навыка и дает корректирующие указания Оценивает результаты развития сотрудника | ||
10. Навык прогнозирования | Прогнозирует развитие событий на основе имеющейся информации Рационально оценивает ситуацию Проектирует новые системы с учетом заданных условий Осуществляет выбор из альтернатив | ||
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ | | |||
1. Навык устного представления информации | Структурирует предоставляемую информацию Четко и логично формулирует свои мысли Использует понятные собеседнику модели, фразы, термины Владеет голосом и интонацией | ||
2. Навык публичного выступления | Устанавливает тесный контакт с аудиторией, привлекает внимание к теме выступления Уверенно ведет себя перед аудиторией Точно формулирует и убедительно аргументирует свои высказывания, использует примеры, сравнения, случаи из практики Оценивает реакцию аудитории, корректирует выступление в соответствии с реакцией Справляется с трудными вопросами, парирует возражения, адекватно взаимодействует с "проблемными" участниками Контролирует время выступления | ||
3. Навык письменного представления информации | Четко и логично излагает свои мысли в письменном виде Использует правильные грамматические и стилистические конструкции Структурирует и упорядочивает подаваемый материал | Пишет без ошибок | ||
4. Навык работы в команде | Понимает цели командной работы Адекватно понимает свои задачи, место и роль в процессе командной работы Активно участвует в процессе командной работы | Учитывает мнения коллег |
1 | | 2 1 | 3 1 | 4 1 |
5. Навык проведения совещаний | Определяет цели совещания и формирует повестку дня Устанавливает общие правила проведения совещания и доводит их до сведения участников Контролирует соблюдение установленных правил работы и направляет обсуждение в соответствии с повесткой Оценивает результативность совещания Подводит итоги, доводит их до сведения участников | ||
6. Навык проведения деловых переговоров | Выясняет интересы противоположной стороны Выстраивает тактику ведения переговоров Конструктивно и этично ведет обсуждение проблемных вопросов Формулирует наилучшие альтернативы для обсуждаемого соглашения Подводит итоги переговоров и фиксирует достигнутые договоренности | ||
7. Навык управления конфликтом | Распознает сигналы начала конфликта, осознает источники конфликтов Использует техники эффективного разрешения конфликтных ситуаций Направляет энергию конфликта в конструктивное русло Применяет приемы предотвращения конфликтных ситуаций | ||
НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ | | |||
1. Навык постановки достижимых личных целей | Четко представляет цели и конечный результат своей деятельности Расставляет приоритеты в достижении целей и критерии их выбора Определяет промежуточные цели с учетом условий достижения конечной цели Контролирует и оперативно корректирует промежуточные цели с учетом изменяющейся ситуации Сопоставляет полученный и запланированный результат | ||
2. Навык планирования личной деятельности | Составляет план действий по достижению стоящих целей с учетом трудозатрат и занятости Адаптирует план в соответствии с изменяющейся ситуацией Акцентирует свое внимание и усилия на главном Учитывает и четко распределяет имеющиеся времен-1 ные ресурсы, выдерживает сроки выполнения работ | ||
3. Навык управления временем | Планирует рабочее время, составляет расписание Противостоит обстоятельствам, мешающим продвижению к поставленным целям Распознает причины потери времени Предпринимает действия, повышающие эффективность использования рабочего времени (делегирование пол-1 номочий, оптимизация работы с документами и т. д.) |
4. Навык структурирования входящей информации | Анализирует и систематизирует поступающую информацию, отфильтровывая главное Сортирует информацию по тематике текущих задач Определяет приоритетность информации в соответствии с текущими задачами Воспринимает суть информации независимо от формата ее представления | ||
5. Навык саморазвития | Адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны Воспринимает оценку своего поведения от других людей Использует сильные стороны других людей в качестве образца Предпринимает действия по саморазвитию в тех областях, которые требуют улучшения |
ТАБЛИЦА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
Личностные качества | Элементы ПВК (признаки, характеризующие личностные качества) | Оценка | Реко-мен-да-ция |
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА | |||
1. Инициативность | Предлагает новые идеи, подходы к решению проблем Выходит за рамки формальных требований при выполнении своих обязанностей Берет на себя дополнительные работы, даже если они не являются его должностными обязанностями | ||
2. Исполнительность | Выполняет возложенные задачи четко, в срок и с заданным качеством Не требует дополнительного контроля Не нуждается в дополнительном мотивировании в рамках выполнения своих должностных обязанностей | ||
3. Ответственность | Адекватно понимает зону своей ответственности Своевременно сообщает руководству о возможных или возникших затруднениях Несет личную ответственность за совершаемые ошибки, готов их исправлять, не ссылаясь на объективные проблемы | ||
4.Работоспособность | Сохраняет постоянный темп работы при длительных нагрузках Сохраняет постоянное качество работы при длительных нагрузках Поддерживает постоянную производительность | ||
5. Целеустремленность | Последовательно и планомерно продвигается к поставленной цели Удерживает цель в процессе ее достижения, ориентируется на качественный конечный результат Концентрирует и направляет свои усилия на достижения конечного результата |
6. Системность мышления | Хорошо обобщает и анализирует разрозненную информацию Выделяет детали, необходимые для решения проблемы Структурирует данные и приводит их в систему | ||
7. Справедливость | Принимает решения и действует независимо отличных привязанностей, симпатий или антипатий Придерживается единых критериев в оценках действий сотрудников независимо от занимаемой ими должности Соотносит полученные результаты с количеством затраченных усилий | ||
8. Лидерство | Вдохновляет и ведет сотрудников за собой Представляет и может донести до сотрудников перспективную цель Определяет и мотивирует людей, способных к выполнению поставленных задач | ||
9. Настойчивость | Активно преодолевает препятствия на пути достижения запланированных целей Сохраняет последовательность и темп действий в изменяющихся условиях Стремится к достижению наилучшего возможного результата | ||
10. Адаптивность | Ориентируется в изменяющейся ситуации Быстро и эффективно приспосабливается к новым условиям Выбирает оптимальный способ действий | ||
11. Корпоративная лояльность | Принимает правила, нормы и традиции, действующие в организации Демонстрирует принятые в организации формы поведения Знает и придерживается корпоративных ценностей |
Кандидата оценил:
(руководитель) (фамилия, инициалы) (дата) (подпись)
Оценки рассчитал:
(сотрудник подразделения (фамилия, инициалы) (дата) (подпись)
по управлению персоналом)
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Для чего необходимо внедрение внутренней системы оценки персонала в компании?
2. В каких направлениях деятельности по управлению персоналом организации могут быть использованы данные, полученные о сотрудниках в результате проведения оценочных мероприятий?
3. На каких этапах работы по внедрению системы оценки могут быть привлечены внутренние сотрудники организации, чья деятельность напрямую не связана с управлением персонала (например, сотрудники из числа специалистов по основным направлениям деятельности организации)?
4. Может ли измениться система критериев оценки после проведения пилотажной оценки в организации?
5. Какие основные задачи должны быть решены на этапе мониторинга системы оценки персонала?
6. Перечислите основные ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса внедрения системы оценки в организации?
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.