Для организации
1. Разработка единых стандартов описания эффективности работы способствует установлению взаимопонимания между сотрудниками разных отделов и разных уровней. Например, вырабатывается единое для всех понимание, что такое "эффективное руководство" и что означает "командная работа".
2. Согласованность при оценке работника: все эксперты одинаково понимают, что такое "ценные качества" работника и знают, что необходимо оценить, а что можно проигнорировать.
3. Возможность определить сильные и слабые стороны каждого сотрудника и использовать эту информацию для планирования карьеры и развития.
4. Появляются основания для формирования резерва и планирования карьеры сотрудников.
5. Разрабатываются стандарты качества выполняемых работ.
Для сотрудников
1. Лучшее понимание того, что делает сотрудник и какие качества ему необходимы, а также какие требования к нему предъявляют.
2. Возможность получить обратную связь, узнать о своих сильных и слабых сторонах, общем потенциале и карьерных перспективах.
Недостатки метода
1. Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс, включающий подготовку списка компетенций, формирование группы экспертов и их обучение.
2. Детальная оценка каждого критерия — процесс достаточно трудоемкий, целесообразный только в том случае, когда оцениваемый сотрудник получает итоговую оценку ниже ожидаемого уровня.
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Модель компетенций сотрудников департамента продаж
Компетенции | Уровни компетенций |
Профессионализм | Уровень 4. Сотрудник имеет высшее и дополнительное образование. Отлично знает снэковый рынок. Способен управлять каналами распределения. Имеет хорошую репутацию как специалист на рынке. Профессиональный уровень позволяет самостоятельно выполнять сложные задачи | |
Уровень 3. Имеет высшее и дополнительное образование. Опыт работы в данном сегменте рынка от 3 лет. Хорошо знает рынок снэков и понимает специфику каналов распределения. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции | |
Уровень 2. Имеет высшее образование. Опыт работы от 1 года. Знает рынок снэков и каналы распределения продукции. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции, иногда обращается за помощью и консультациями к коллегам или руководителю | | |
Уровень 1. Имеет среднее специальное образование. Рынки снэков и каналы распределения знает слабо. Нет опыта работы в данном сегменте рынка. Не в состоянии справиться с рутинными, повседневными задачами самостоятельно | |
Работа с клиентами | Уровень 4. Способен вести переговоры на высоком уровне. Может выступать как консультант и наставник в ведении переговоров. Имеет полные полномочия при принятии решений в работе с клиентами |
Уровень Зс Уверенный переговорщик. Способен оказывать влияние на противоположную сторону. Поддерживает и активно развивает клиентскую базу | |
Уровень 2* Самостоятельно проводит переговоры с клиентами. Действует строго в установленных рамках. Поддерживает клиентскую базу | |
Уровень 1. Умеет найти общий язык с людьми. Проводит переговоры совместно с руководителем или коллегой. Ограничен в самостоятельном принятии решений относительно работы с клиентами |
Ориентация на изменения | Уровень 4* Создает изменения, объясняет сотрудникам их важность для развития компании, внедряет и управляет изменениями |
Уровень 3* Одобряет изменения в компании, участвует в генерировании новых идей | |
Уровень 2* Положительно или нейтрально воспринимает изменения в компании, доверяет решениям относительно изменений, не препятствует реализации новых идей | |
Уровень 1. Некоторое время сопротивляется изменениям в компании, но принимает их | |
Ориентация на развитие | Уровень 4. Постоянно занимается собственным профессиональным и личностным развитием. Обучает других сотрудников. Регулярно выступает в роли наставника для подчиненных и коллег |
Уровень 3. Сотрудник самостоятельно определяет зоны своего профессионального развития. Применяет новые знания на практике, экспериментирует, делится своими знаниями с коллегами | |
Уровень 2. Сотрудник ищет возможности профессионального развития, интересуется изменениями на рынке. Запрашивает дополнительную информацию о возможностях повышения своего профессионального уровня | |
Уровень 1. Сотрудник не способен самостоятельно определить зоны недостатка квалификации, но обучаем, т. е. умеет слушать, задает вопросы, воспринимает новую информацию. Обучение приводит к положительному результату |
2 1 | |
Бизнес-видение | Уровень 4. Сотрудник принимает участие в формулировании стратегических и тактических целей компании. Вносит персональный вклад в разработку стратегии компании. Сотрудник видит место компании на рынке в долгосрочной перспективе | |
Уровень 3. Сотрудник знает и разделяет цели компании. Самостоятельно формулирует цели подразделения. Грамотно анализирует состояние рынка и вносит предложения руководству по развитию компании с учетом сложившейся ситуации | |
Уровень 2. Сотрудник знает цели компании. Принимает во внимание стратегическое направление развития компании | |
Уровень 1. Принимает те стратегические цели компании, которые спущены сверху руководством | |
Постановка целей | Уровень 4о Сотрудник формулирует цели подразделения и воодушевляет сотрудников на эффективное их достижение. Непрерывно оценивает достижение целей. Разумно делегирует задачи конкретным исполнителям |
Уровень 3. Сотрудник формулирует цели для себя и своих подчиненных. Определяет критерии качества и факторы успеха. Пересматривает цели и адаптирует их к изменившимся условиям | |
Уровень 2. Сотрудник самостоятельно формулирует цели, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и определенными во времени | |
Уровень 1. Сотрудник с помощью руководителя формулирует краткосрочные и среднесрочные цели | |
Принятие решении | Уровень 4* Сотрудник принимает решения на уровне подразделения. Результаты его решений всегда приносят заметный положительный эффект на работу компании |
Уровень 3» Решения отличаются взвешенным подходом, всегда своевременны, результаты выше ожидаемых | |
Уровень 2. Решения принимаются своевременно. Результаты соответствуют ожиданиям | |
Уровень 1, Сотрудник принимает решения строго в рамках инструкции или реализует решения, принятые руководителем | |
Качество работы | Уровень 4* Сотрудник достигает результатов быстрее, чем запланировано. Работа никогда не требует корректировки или доработки руководителем |
Уровень 3* Сотрудник укладывается в сроки или выполняет работу раньше, ожидаемого срока. Работа не содержит ошибок. Контроль не требуется | |
Уровень 2, Сроки обычно выдерживаются при выполнении работы. Результаты работы не содержат ошибок. А если они есть, то он самостоятельно их исправляет. Сотрудник нуждается в стандартном контроле | |
Уровень 1. Сотрудник постоянно затягивает сроки выполнения задания. Конечный результат требует доработки. Сотрудник нуждается в постоянном контроле |
Ответственность за результат | Уровень 4. Сотрудник принимает ответственность не только за свою работу, но и работу отдела |
Уровень 3, Сотрудник стремится к расширению зон ответственности: за свои действия и действия коллег. Никогда не перекладывает ответственность на других | |
Уровень 2. Сотрудник принимает на себя ответственность за конечный результат и качество работы, не сужая зоны ответственности | |
Уровень 1. Сотрудник сужает зоны ответственности. Считает, что ответственность за результат работы несет руководитель |
Работа в команде | Уровень 4. Сотрудник может формировать команду. Вдохновляет всех членов команды вносить свой вклад для достижения целей |
Уровень 3. Сотрудник является сильным командным игроком, поддерживает других сотрудников, может выступать инициатором создания команды | |
Уровень 2. Сотрудник выстраивает межличностные отношения с членами команды, делится информацией и опытом с коллегами | |
Уровень 1. Сотрудник может быть включен в команду. Принимает ту роль в команде, которую ему отводят | |
Лидерство | Уровень 4. Сотрудник берет на себя роль лидера в любых ситуациях |
Уровень 3. Сотрудник является лидером среди своих коллег. Способен оказывать влияние на коллег | |
Уровень 2. Сотрудник доводит свою точку зрения до коллег. Сотрудник пользуется уважением, авторитетом у коллег | |
Уровень 1. Сотрудник легко находит общий язык с людьми, способен отстаивать свое мнение. Убедительно излагает собственную точку зрения |
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Ошибки в компетенциях
Пересекающиеся компетенции
Похожие индикаторы используются для определения двух или трех разных компетенций — это приводит к путанице при проведении оценочных мероприятий и снижает достоверность самой оценки. Для предотвращения подобной ошибки необходимо найти пару сотрудников, так чтобы один из них хорошо владел обеими этими компетенциями, а другой не владел бы одной из них. Если такие сотрудники найдены, можно сделать вывод, что компетенции не пересекаются.
Сложные компетенции
Слишком громоздкие и сложно сформулированные компетенции значительно усложняют работу.
Противоречивые компетенции
Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи — например, несколько противоречивых, т. е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива, и она внесет путаницу в оценку персонала.
Компетенции, содержащие в описании не индикаторы поведения, а желаемый результат
Индикатор не должен указывать на результат деятельности, так как результат есть следствие хорошего владения компетенцией, а не определение самой компетенции.
Модель плохо проработана
Слишком простая модель: компетенции описаны не детально, поэтому и типы поведения будут охарактеризованы недостаточно подробно.
Выбор критериев оценки. Разработка моделей компетенций
Слишком сложная модель: приведет к большому количеству бумажной работы и затруднит ее использование в оценочных мероприятиях.
Модель заимствована у другой компании: в этом случае она не будет актуальна для сотрудников — они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе.
Компетенции определены неверно: сотрудники смогут обнаружить противоречие между повседневной работой и компетенциями, что приведет к игнорированию модели.
Модель неудачно внедрена
Сотрудники так и не поняли, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью.
Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 195.