Когда в компании происходит много значительных изменений (внедряется новые продукты, методы работы и т. п.), затрагивающих интересы большинства сотрудников, компетенции рассматриваются как менее важный проект.
Компетенции неверно используются
Индикаторы поведения не должны использоваться в качестве жесткого перечня оценки сотрудника. Важно помнить, что компетенции — это только инструмент для оценки персонала, и его использование не исключает применения субъективных оценок в ходе аттестационных мероприятий. Следует избегать подмены поведенческих индикаторов, определенных компанией, личной интерпретацией их руководителем или менеджером по персоналу, входящими в оценочную комиссию.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие подходы существуют к разработке модели компетенций?
2. Какие методы для сбора информации о характере выполняемой сотрудниками работы целесообразно применять при разработке компетенций?
3. От чего зависит количество уровней компетенции?
4. Кто и когда формулирует профили компетенций конкретных должностей?
5. В чем могут заключаться ошибки и недочеты при создании модели компетенций?
6. Как определить какие три компетенции из восьми компетенций модели являются приоритетными для конкретной должности?
7. В чем особенности проведения оценки сотрудников по компетенциям?
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Аттестация
Цель аттестации — систематическая проверка квалификации и деловых качеств работника, определение уровня его профессиональной подготовки и соответствия занимаемой должности. Процедура аттестации достаточно формализованная: критериями оценки являются стандарты выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности за определенный период времени.
Определения понятий "оценка" и "аттестация"
Оценка — систематическая формализованная процедура оценки деятельности работника согласно заданным критериям, существующим стандартам выполнения работы на данном рабочем месте за определенный период времени (квартал, год). Регулируется локальными нормативными актами (например, Положением о периодической оценке персонала).
Аттестация — процедура оценки, которая регулируется федеральными нормативными актами и Трудовым кодексом РФ. Проводится для строго определенного круга специалистов и руководителей: исчерпывающий перечень должностей приводится в Положении о порядке проведения аттестации (в редакции от 22.10.79, с изменениями от 14.11.86).
Таким образом, сотрудников, чьи должности не входят в данный перечень, на основании этого документа аттестовывать нельзя!
Поскольку процедуры оценки и аттестации регулируются разными нормативными документами, именно это определяет цель, регламент всего проекта и круг вовлеченных сотрудников (см. приложение 1).
Цели проведения аттестации
• административные: получение объективной информации для пересмотра
оплаты труда, повышения/понижения в должности, перевода на другую работу, увольнения и т. д.;
• оценка качества управленческой деятельности (получение объективной информации для оценки качества управления организацией);
• предоставление работникам обратной связи (оценка степени их профессинальнализма, соответствия требованиям организации), использование обратной связи как инструмента мотивации и прояснения требований;
• развитие сотрудников (определение целей развития и областей приоритетного обучения);
• совершенствование процесса управления персоналом (дополнительный
метод контроля за работой персонала, способ поддержания установленных стандартов деятельности, выяснение причин неудовлетворительной работы).
Виды аттестации
• регулярная основная, развернутая, с периодичностью один раз в три-пять лет;
• регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку текущего состояния дел. Проводится для руководителей и специалистов один-
два раза в год;
• нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труда и т. д.).
Принципы проведения аттестации
Корпоративная культура организации, несомненно, оказывает влияние на подготовку и проведение аттестации, однако обязательными считаются следующие условия:
• гласность — ознакомление работников с порядком и методикой проведения
аттестации. На аттестуемого составляется характеристика, которая может
обсуждаться в коллективе структурного подразделения;
в демократизм — учет всех мнений при подведении итогов аттестации;
в результативность — обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации;
в объективность — решение аттестационной комиссии принимается большинством голосов. Есть возможность обжаловать решение комиссии.
Подготовка к аттестации
Первый, подготовительный этап аттестационного проекта — разработка принципов, регламентов и методик проведения аттестации. Подготовка к аттестации включает:
• определение целей и задач аттестации;
• выбор методики проведения аттестации и разработка критериев оценки;
• подготовку необходимой документации;
• организацию подготовительных мероприятий.
Документация
При аттестации персонала используются следующие документы:
• распорядительные: приказы, положения, в т. ч. Положение об аттестации,
Приказ о проведении аттестации (см. приложение 2);
• методические: инструкции, рекомендации, в т. ч. Инструкция по хранению
персональной информации, памятки для сотрудников, проходящих аттестацию;
* организационные: списки аттестуемых работников, графики проведения
аттестации (см. приложение 3) и т. д.;
• инструментальные (формы, бланки, необходимые для работы аттестационной комиссии, аттестационные листы и т. д.).
Сложной задачей является разработка и оформление нормативных документов, поэтому к этой работе стоит привлечь не только работников отдела кадров, но и сотрудников юридического отдела компании.
Структура Положения об аттестации может быть следующей:
1. Общие положения:
• основания для проведения аттестации;
• цели аттестации;
• параметры оценки;
• сотрудники (или подразделения), подлежащие аттестации.
2. Сроки проведения аттестации и состав аттестационных комиссий:
• периодичность проведения аттестации;
• сроки информирования аттестуемых сотрудников;
• состав комиссий.
3. Порядок проведения аттестации:
• процедуры и регламент;
• порядок работы аттестационной комиссии;
• сроки принятия решений по результатам аттестации;
• порядок хранения/архивации документов;
• порядок решения трудовых споров.
Стандартные формы, используемые при проведении аттестации:
• письменная характеристика/отзыв о работе сотрудника (см. приложение 4);
• аттестационный лист (см. приложение 5);
• бланк оценки рабочих показателей и деловых качеств аттестуемого;
• отчет аттестуемого о проделанной работе;
• план работы аттестуемого;
• протокол заседания аттестационной комиссии (см. приложение 6);
• заключение аттестационной комиссии;
• сводный отчет аттестационных комиссий по итогам аттестации.
Подготовительные мероприятия:
• согласование времени проведения аттестационных мероприятий с рабочими планами подразделений;
• выбор и подготовка членов аттестационной комиссии;
• оповещение работников о сроках проведения аттестации и ознакомление с приказом;
• организация места проведения аттестации;
• тиражирование необходимых документов;
• подготовка необходимого программного обеспечения.
Проведение аттестации
В зависимости от вида аттестации используются разные критерии и методы оценки работников, поэтому и процедуры аттестации могут различаться. Базовые процедуры:
1. Самооценка сотрудника.
2. Оценка непосредственного руководителя.
3. Метод групповой экспертной оценки: аттестуемого оценивают эксперты по выделенным критериям. Рекомендуется использовать пяти, семибалльную шкалу. По каждому критерию оценки высчитываются суммарный и средний баллы. Метод применяется для оценки результатов работы, профессиональных и важных с точки зрения компании качеств.
4. Экзамен: применяется для оценки профессиональных компетенций, проводится в устной или письменной форме. Оценка осуществляется по пяти, семибалльной шкале.
5. Метод оценочного собеседования.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 199.