Модель компетенций — это полный набор компетенций и индикаторов поведения, необходимых для успешного выполнения сотрудником его функций.
Эффективная модель компетенций должна быть ясной и легкой для понимания, описываться простым языком, иметь простую структуру. Большинство моделей могут быть описаны с помощью 10—12 индивидуальных компетенций. Чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее внедрить в корпоративную практику. По мнению экспертов, когда модель включает более 12 компетенций, становится трудно работать с конкретными компетенциями, поскольку различия между отдельными компетенциями в такой модели неуловимо малы.
Типы компетенций
Корпоративные (или ключевые) — компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности компании, и, как правило, применимы к любой должности в организации. Часто перечень корпоративных компетенций можно встретить в презентационных и информационных материалах компаний.
Управленческие — компетенции, применяемые в отношении должностей всех уровней управления. Используются для оценки руководителей.
Специальные — компетенции, применяемые в отношении определенных групп должностей разных департаментов. Например, специальные компетенции разрабатываются для сотрудников каждого из отделов: продаж, информационных технологий, финансового отдела и т. д.
Практика показывает, что некоторые организации используют только ключевые компетенции, другие разрабатывают и используют только управленческие — для проведения оценки топ-менеджеров, а часть компаний разрабатывает специальные компетенции только для сотрудников департамента продаж.
Компетенции подразделяются на простые и детализированные:
простые — единый перечень индикаторов поведения, который может быть разработан, к примеру, руководителем компании;
детализированные — компетенции, состоящие из нескольких уровней (как правило, трех-четырех). Количество уровней определяется на этапе разработке модели компетенций.
Профиль компетенций — это список компетенций, точное определение уровня их проявления, относящиеся к конкретной должности.
Профиль компетенций описывает не только то, что ожидается от сотрудников, но и то, как им следует действовать. Перед проведением оценочных мероприятий, необходимо пересматривать и актуализировать профили компетенций, учитывая, что
за прошедший период содержание работы сотрудника, функционал его департамента могли измениться.
Стандартной модели компетенций не существует! Очень заманчиво, на первый взгляд, использовать "готовые" компетенции, но каждая компания уникальна и работает по "своим" правилам, поэтому любой организации необходимо разработать собственную оригинальную модель компетенций. Только в этом случае компания получит конкурентное преимущество, а использование чужих моделей "уведет" организацию в неверном направлении.
Подготовительный этап разработки моделей компетенций
Практика показывает, что инициатором проекта по разработке корпоративной модели компетенций чаще всего выступает или высшее руководство, или руководитель службы персонала.
Прежде чем начинать подготовку проекта, НК-менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Зачем нашей компании нужна модель компетенций Ютвет на этот вопрос должен быть тщательно продуман: опыт показывает, что часть компаний разрабатывают модели компетенций только потому, что этим занимаются другие компании, или что это "модно" в данный момент.
2. Как будет использоваться модель компетенций?компетенции могут использоваться как инструмент для оценки или отбора кандидатов, а могут стать "стержнем", вокруг которого будет выстроена вся система работы с персоналом.
3. Насколько топ-менеджеры, руководство, акционеры компании заинтересованы в проекте?'Важно, чтобы проект по разработке модели компетенций был поддержан линейными руководителями и топ-менеджерами. Без их участия, только силами службы персонала, проект осуществить очень сложно, а в случае бойкотирования его сотрудниками — практически невозможно.
Определение участников проекта
Управление проектом
На практике руководителем проекта чаще всего становится или директор по персоналу, или один из ведущих специалистов службы персонала.
Управление данным проектом и координация всех мероприятий занимает много времени, поэтому рекомендуется возложить решение оперативных задач на сотрудника службы персонала, а директору по персоналу взять на себя решение стратегических задач.
Члены рабочей группы
К разработке модели компетенций следует привлекать сотрудников, которые в дальнейшем будут ее использовать, и предоставлять им полную информацию о том, что происходит в компании.
Привлечение сотрудников в состав рабочей группы позволит снизить возможное сопротивление коллектива при проведении оценочных мероприятий. Негативное отношение проявляется в тех случаях, когда работники считают, что им навязывают компетенции как новую шкалу оценки деятельности.
Вовлечение можно ограничить информацией о цели проекта, ходе работы, о том, почему модель необходима компании, как она будет разрабатываться и как компетенции будут использоваться в оценочных мероприятиях.
Выбор методологии
На этом этапе участникам проектной группы необходимо договориться об использовании единой методологии. В случаях, когда для разработки компетенций привлекают внешних консультантов, они предлагают конкретную, уже апробированную методологию. Руководитель проекта готовит для членов проектной группы подробную обучающую презентацию, которая включает в себя определение основных понятий и пошаговое описание предстоящих мероприятий.
Участники проекта определяют:
· сколько компетенций должна содержать модель (впоследствии количество компетенций может быть изменено на одну-две);
· будут ли компетенции простыми или детализированными;
· сколько уровней будут содержать детализированные компетенции, допускаются ли нулевой и отрицательный уровни.
Необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты поведения, включенные в компетенции, подходили всем пользователям, а предполагаемые формы применения модели соответствовали корпоративным ценностям. Компетенции должны фокусироваться не только на том, что важно сегодня, но и на том, что будет важно для компании в будущем.
Временные ресурсы
На этапе подготовки важно определить сроки каждого из этапов проекта и выбрать ответственных за отдельные мероприятия. Разработку модели компетенций целесообразно начинать за несколько месяцев до проведения оценочных мероприятий. Практика показывает, что при интенсивном проведении проектных мероприятий продолжительность проекта составляет от одного до четырех месяцев.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.