Эффективность любой организации оценивается по степени достижения поставленных целей. Главный ключевой ресурс компании — человеческий, поэтому организация заинтересована в регулярной оценке его эффективности.
Процесс оценки персонала в каждой компании организован по-своему. Системы оценки различаются степенью формализации, детализацией, используемыми ресурсами и т. д. Организация процесса оценки зависит от стадии развития компании, системы менеджмента, корпоративной культуры, стиля управления.
Основные цели оценки персонала в компании:
* оптимизация организационной структуры;
* совершенствование и изменение системы управления;
* диагностика и построение систем материального стимулирования;
* обоснованное, системное обучение персонала;
* формирование кадрового резерва;
* отбор кандидатов при приеме на работу;
* планирование карьеры сотрудников;
* контроль эффективности персонала.
Рис. 1. Взаимосвязь системы оценки с общей системой управления персоналом
Создать сбалансированную систему оценки — точную, объективную и понятную - непросто: на сегодняшний день существует множество технологий, каждая из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Грамотно проведенная оценка персонала обеспечивает руководство компании информацией об индивидуальных особенностях работников, выполнении ими своих должностных обязанностей, поведении на рабочем месте, лояльности и т. д. Такая информация помогает принимать обоснованные решения и формировать сбалансированную кадровую политику.
Принципы эффективной системы оценки:
* нацеленность на совершенствование работы;
* тщательная подготовка;
* конфиденциальность;
* надежные, унифицированные критерии; в достоверность методов;
е предоставление сотрудникам "обратной связи" по результатам оценки.
При выборе системы оценки персонала особое внимание обращается на ее соответствие другим направлениям кадрового менеджмента — системе компенсаций, планированию карьеры, профессиональному обучению и т. д. Для получения точных результатов и качественной обратной связи процедуры оценки должны быть встроены, "вживлены" в текущее управление.
Составляющие процедуры оценки:
1. Объект оценки:
* деятельность (ее сложность, эффективность, качество, отношение к работе и т. д.);
* достижение целей, количественные и качественные результаты, индивидуальные показатели и вклад в общие результаты подразделения и организации в целом;
* качества сотрудника (знания, навыки, черты характера) и степень их выраженности.
2. Источники, на которых базируется оценка:
* документы (характеристики, резюме, бизнес-планы), на основании которых, по мнению специалистов, может быть дана оценка;
* результаты собеседований (интервью);
* данные общего и специального тестирования;
* итоги участия в дискуссиях;
в результаты деловых и ролевых игр, решения кейсов;
* отчеты о выполнении рабочих задач или поведении в специальных ситуациях.
3. Способы проведения процедуры оценки с использованием сведений, полученных из конкретного источника.
4. Критерии оценки.
5. Субъекты оценки (кандидат или работник, коллеги работника, его руководители, подчиненные, эксперты).
6. Степень охвата персонала (глобальная или локальная оценка, оценка группы лиц или отдельного сотрудника).
7. Период - регулярные календарные периоды, конкретные календарные периоды, периоды работы в должности или на предприятии.
Периодичность проведения оценки определяется спецификой бизнеса, финансовыми циклами (подведение итогов финансовой деятельности компании) и конкретными функциями сотрудника. Можно оценивать сотрудников ежемесячно, но окончательная оценка в этом случае может быть получена только по итогам квартала или года.
Рекомендуемая периодичность текущей оценки персонала — не реже одного раза в год. При необходимости проводятся дополнительные виды оценки — например, по результатам обучения, адаптации сотрудника и т. д.
Базовые требования к методам оценки:
• соответствие целям оценки;
• соответствие организационной структуре и корпоративной культуре компании;
• простота и понятность критериев;
• соответствие характеру деятельности персонала;
• использование количественных и качественных показателей;
• разнообразие видов заданий;
• практический характер рекомендаций.
Методы оценки персонана
Традиционно деятельность сотрудников оценивают с нескольких точек зрения — по достигнутым результатам (управление по результатам), по выполнению функций (аттестация деятельности), по профессиональному потенциалу (личностным и деловым качествам). Каждый из подходов, безусловно, имеет свои сильные и слабые стороны.
К примеру, если оценивать только результаты сотрудника, можно упустить очень важный момент: как был достигнут такой результат — возможно, совершенно неприемлемым, недопустимым идеологией компании способом. Если оценка проводится только с точки зрения качества, можно упустить из виду цель и смысл выполнения работы. И, наконец, большой профессиональный потенциал — еще не гарантия эффективной работы: при низкой мотивации сотрудник может не использовать свой потенциал в полной мере. Увидеть целостную картину, получить наиболее точную и полную характеристику сотрудника позволяют технологии, объединяющие несколько методов оценки.
Ниже перечислены методы оценки, которые могут быть использованы параллельно.
Таблица. Методы оценки персонала
Название метода | Краткое описание метода |
Биографический | Анализ анкетных данных: листка по учету кадров, личных заявлений, автобиографии, документов об образовании, характеристик |
Интервьюирование (собеседование) | Беседа с работником в режиме "вопрос-ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных |
Тестирование | Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов (с последующей расшифровкой) |
Программированный контроль | Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов |
Анкетирование | Оценочная анкета представляет собой набор вопросов, на которые должен ответить сотрудник. Специалист, проводящий оценку (оценщик), анализирует наличие или отсутствие указанных черт и отмечает подходящий вариант |
Метод сравнительных анкет | Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик делает пометку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Из суммы пометок складыватся общий рейтинг анкеты данного работника |
Название метода | Краткое описание метода |
Описательный | Оценщик должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения сотрудника, составить список его основных достижений и сильных сторон. Отчет должен опираться на реальные факты |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) или в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и "фотографии рабочего дня". Оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат |
Метод "360 градусов" | Сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого |
Ранжирование | Сравнение между собой работников, оцениваемых по выбранному критерию, их расположение в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) |
Сравнение по парам | В группе участников, работающих на аналогичных должностях, сравнивается каждый с каждым, после чего подсчитывается, сколько раз сотрудник оказывался лучшим в своей паре |
Рейтинг, или метод сравнения | Оценка соответствия работника занимаемой должности. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый. После составления этого списка изучается деятельность сотрудника с учетом времени, затрачиваемого им на принятие решений, и способов выполнения поставленных задач. Затем оцениваются перечисленные в списке качества аттестуемого, например, по 7-балльной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 -очень низкая. Анализируется соответствие выявленных оценок эталонным, либо сравниваются результаты сотрудников, работающих на аналогичных должностях |
Метод инцидентов | Сравниваются только достижения и проступки работников за отчетный период. В целях усовершенствования метода оцениваемые факторы следует ранжировать |
Стандарты исполнения | Метод позволяет оценить, достиг ли сотрудник результата, который считается нормой для данной должности. Способы определения рабочих стандартов: средняя продукция рабочей группы, время выполнения, работы по образцу, экспертное заключение |
Оценка по решающей ситуации | Для использования этого метода специалисты по оценке готовят описания "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ("решающих") ситуациях. Описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику и в соответствии с рубрикатором вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется в оценке деловых качеств сотрудника |
Метод независимых судей | Независимые члены комиссии (6-7 человек) задают оцениваемому сотруднику вопросы по разным сферам деятельности. Процедура напоминает перекрестный допрос. Судьи фиксируют верные и неверные ответы. По окончании процедуры выдается заключение. Возможна и компьютерная обработка ответов работника, тогда заключение выдает специальная программа |
Название метода | Краткое описание метода |
Экспертные оценки | Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника |
Критический инцидент | Создание критической ситуации и наблюдение за поведением сотрудника в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в стрессовой ситуации) |
Деловая игра | Проведение деловой игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям (например, "генератор идей", "организатор", "критик" "эксперт", "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе |
Анализ конкретных ситуаций (кейсы) | Моделирование конкретной производственной ситуации. Задача сотрудника - анализ и подготовка предложений по ее разрешению |
Анализ достижения целей | Сравнение плановых ключевых показателей деятельности с фактическими. Оценка результатов проводится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов |
Оценка на основе моделей компетенций | Модели компетенций описывают интеллектуальные и деловые качества работника, навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках корпоративной культуры организации. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетенций - основание для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов (конкретные результаты профессиональной деятельности) и является предметом оценки, самооценки и независимой экспертизы |
Самооценка | Самоанализ работника по заданным критериям |
Дата: 2016-10-02, просмотров: 188.