СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ 4
1.1. Принципы и составляющие системы оценки 4
1.2. Методы оценки персонала 7
1.3. Использование результатов оценки 9
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ 10
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 11
ГЛАВА 2
ВЫБОР КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ. РАЗРАБОТКА МОДЕЛЕЙ КОМПЕТЕНЦИЙ 12
2.1. Что такое компетенции 12
2.2. Модель компетенций. Типы и профиль компетенций 13
2.3. Подготовительный этап разработки моделей компетенций 14
2.4. Формирование перечня компетенций 15
2.5. Проработка уровней модели компетенций 17
2.6. Формирование профилей компетенций под конкретные должности 19
2.7. Особеннности проведения оценки на основе модели компетенций 20
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ 22
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ 25
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 27
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА 27
3.1. Аттестация 27
3.2. Метод "360 градусов" 36
3.3. Ассессмент-центр 41
3.4. Оценочное интервью 51
ГЛАВА 4
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ 54
4.1. Подготовка к внедрению системы оценки 55
4.2. Внедрение системы оценки 58
4.3. Мониторинг системы оценки 59
4.4. Принятие решений по результатам оценки 59
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ 60
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 67
ГЛАВА 1
ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ
Методы оценки персонана
Традиционно деятельность сотрудников оценивают с нескольких точек зрения — по достигнутым результатам (управление по результатам), по выполнению функций (аттестация деятельности), по профессиональному потенциалу (личностным и деловым качествам). Каждый из подходов, безусловно, имеет свои сильные и слабые стороны.
К примеру, если оценивать только результаты сотрудника, можно упустить очень важный момент: как был достигнут такой результат — возможно, совершенно неприемлемым, недопустимым идеологией компании способом. Если оценка проводится только с точки зрения качества, можно упустить из виду цель и смысл выполнения работы. И, наконец, большой профессиональный потенциал — еще не гарантия эффективной работы: при низкой мотивации сотрудник может не использовать свой потенциал в полной мере. Увидеть целостную картину, получить наиболее точную и полную характеристику сотрудника позволяют технологии, объединяющие несколько методов оценки.
Ниже перечислены методы оценки, которые могут быть использованы параллельно.
Таблица. Методы оценки персонала
Название метода | Краткое описание метода |
Биографический | Анализ анкетных данных: листка по учету кадров, личных заявлений, автобиографии, документов об образовании, характеристик |
Интервьюирование (собеседование) | Беседа с работником в режиме "вопрос-ответ" по заранее составленной или произвольной схеме для получения дополнительных данных |
Тестирование | Определение профессиональных знаний и умений, способностей, мотивов, психологии личности с помощью специальных тестов (с последующей расшифровкой) |
Программированный контроль | Оценка профессиональных знаний и умений, уровня интеллекта, опыта и работоспособности с помощью контрольных вопросов |
Анкетирование | Оценочная анкета представляет собой набор вопросов, на которые должен ответить сотрудник. Специалист, проводящий оценку (оценщик), анализирует наличие или отсутствие указанных черт и отмечает подходящий вариант |
Метод сравнительных анкет | Включает набор вопросов или описаний поведения работника. Оценщик делает пометку напротив описания той черты характера, которая, по его мнению, присуща работнику, в противном случае оставляет пустое место. Из суммы пометок складыватся общий рейтинг анкеты данного работника |
Название метода | Краткое описание метода |
Описательный | Оценщик должен выявить и описать положительные и отрицательные черты поведения сотрудника, составить список его основных достижений и сильных сторон. Отчет должен опираться на реальные факты |
Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым работником в неформальной обстановке (на отдыхе, в быту) или в рабочей обстановке методами моментных наблюдений и "фотографии рабочего дня". Оценщик фиксирует на шкале количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Метод трудоемкий и требует существенных материальных затрат |
Метод "360 градусов" | Сотрудник оценивается своим руководителем, коллегами и подчиненными. Конкретные формы оценки могут варьироваться, но все оценивающие заполняют одинаковые бланки. Цель метода - получить всестороннюю оценку аттестуемого |
Ранжирование | Сравнение между собой работников, оцениваемых по выбранному критерию, их расположение в порядке убывания или возрастания рангов (мест в группе) |
Сравнение по парам | В группе участников, работающих на аналогичных должностях, сравнивается каждый с каждым, после чего подсчитывается, сколько раз сотрудник оказывался лучшим в своей паре |
Рейтинг, или метод сравнения | Оценка соответствия работника занимаемой должности. Важнейший компонент данного вида оценки - список задач, которые должен выполнять аттестуемый. После составления этого списка изучается деятельность сотрудника с учетом времени, затрачиваемого им на принятие решений, и способов выполнения поставленных задач. Затем оцениваются перечисленные в списке качества аттестуемого, например, по 7-балльной шкале: 7 - очень высокая степень, 1 -очень низкая. Анализируется соответствие выявленных оценок эталонным, либо сравниваются результаты сотрудников, работающих на аналогичных должностях |
Метод инцидентов | Сравниваются только достижения и проступки работников за отчетный период. В целях усовершенствования метода оцениваемые факторы следует ранжировать |
Стандарты исполнения | Метод позволяет оценить, достиг ли сотрудник результата, который считается нормой для данной должности. Способы определения рабочих стандартов: средняя продукция рабочей группы, время выполнения, работы по образцу, экспертное заключение |
Оценка по решающей ситуации | Для использования этого метода специалисты по оценке готовят описания "правильного" и "неправильного" поведения работников в типичных ("решающих") ситуациях. Описания распределяются по рубрикам в соответствии с характером работы. Далее лицо, проводящее оценку, готовит журнал для записей по каждому оцениваемому работнику и в соответствии с рубрикатором вносит примеры поведения по каждой рубрике. Позже этот журнал используется в оценке деловых качеств сотрудника |
Метод независимых судей | Независимые члены комиссии (6-7 человек) задают оцениваемому сотруднику вопросы по разным сферам деятельности. Процедура напоминает перекрестный допрос. Судьи фиксируют верные и неверные ответы. По окончании процедуры выдается заключение. Возможна и компьютерная обработка ответов работника, тогда заключение выдает специальная программа |
Название метода | Краткое описание метода |
Экспертные оценки | Формирование группы экспертов, определение совокупности качеств и получение экспертных оценок идеального или реального работника |
Критический инцидент | Создание критической ситуации и наблюдение за поведением сотрудника в процессе ее разрешения (конфликт, принятие сложного решения, поведение в стрессовой ситуации) |
Деловая игра | Проведение деловой игры, анализ знаний и умений, ранжирование игроков по их ролям (например, "генератор идей", "организатор", "критик" "эксперт", "делопроизводитель", "наблюдатель" и др.) и оценка способности работы в малой группе |
Анализ конкретных ситуаций (кейсы) | Моделирование конкретной производственной ситуации. Задача сотрудника - анализ и подготовка предложений по ее разрешению |
Анализ достижения целей | Сравнение плановых ключевых показателей деятельности с фактическими. Оценка результатов проводится совместно руководителем и работником на основе индивидуальных стандартов реализации целей, однако руководитель обладает решающим голосом при подведении итогов |
Оценка на основе моделей компетенций | Модели компетенций описывают интеллектуальные и деловые качества работника, навыки межличностной коммуникации, необходимые для успешной профессиональной деятельности в рамках корпоративной культуры организации. Разрыв между необходимым и существующим уровнем компетенций - основание для разработки индивидуальных планов профессионального развития. Выполнение этих планов (конкретные результаты профессиональной деятельности) и является предметом оценки, самооценки и независимой экспертизы |
Самооценка | Самоанализ работника по заданным критериям |
ГЛАВА 2
Что такое компетенции
Корпоративным моделям компетенций отводится важная роль в системе управления персоналом. В одних компаниях модель компетенций является ключевой в работе с кадрами, в других профили компетенций используются в качестве прикладных инструментов (например, для оценки персонала, о чем пойдет речь в данной главе). Использование компетенций при оценке персонала позволяет НК-менедже-рам анализировать не только результаты, достигнутые сотрудником за прошедший период, но и способы достижения таких результатов.
Модель компетенций можно сравнить с фундаментом дома: на прочном, надежном фундаменте можно построить большое, высокое здание; если фундамент просчитан неверно, очень скоро дом даст осадку, появятся трещины и потребуется серьезный ремонт. Хорошо проработанные компетенции помогут упорядочить проведение аттестационных мероприятий; если же выбрана стандартная модель компетенций, не адаптированная к стратегическим целям и специфике компании, она не будет работать эффективно.
Определение понятий
Существует множество определений понятия "компетенция". Многие эксперты и специалисты по управлению персоналом предлагают собственные трактовки. Но основными считаются два подхода к пониманию компетенций — американский и европейский.
Американский подход - компетенции как описание поведения сотрудника:
Компетенция - это основная характеристика сотрудника, обладая которой он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.
Европейский подход — компетенции как описание рабочих задач или ожидаемых результатов работы:
Компетенция - это способность сотрудника действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации (определение стандарта-минимума, который должен быть достигнут сотрудником).
Будем считать базовыми следующие определения понятия "компетенция" и сопутствующих понятий:
Компетенция — это поведенческая характеристика, необходимая сотруднику для успешного выполнения рабочих функций, отражающая необходимые стандарты поведения.
Компетентность - способность, необходимая для решения рабочих задач и получения необходимых результатов работы.
Кластеры компетенций - набор тесно связанных между собой компетенций (обычно от трех до пяти в одной "связке").
Соотношение понятий "знания" "навык", "компетенция"
Знания - информация, которую необходимо получить и использовать для выполнения работы.
Навык — применение полученных знаний на практике для достижения результата.
Компетенция — применение навыка таким образом, чтобы работа выполнялась по определенному стандарту.
Название компетенции — это, как правило, короткий термин, который выделяет одну компетенцию из числа других, являясь одновременно содержательным и легко запоминающимся.
Типы компетенций
Корпоративные (или ключевые) — компетенции, которые поддерживают провозглашенную миссию и ценности компании, и, как правило, применимы к любой должности в организации. Часто перечень корпоративных компетенций можно встретить в презентационных и информационных материалах компаний.
Управленческие — компетенции, применяемые в отношении должностей всех уровней управления. Используются для оценки руководителей.
Специальные — компетенции, применяемые в отношении определенных групп должностей разных департаментов. Например, специальные компетенции разрабатываются для сотрудников каждого из отделов: продаж, информационных технологий, финансового отдела и т. д.
Практика показывает, что некоторые организации используют только ключевые компетенции, другие разрабатывают и используют только управленческие — для проведения оценки топ-менеджеров, а часть компаний разрабатывает специальные компетенции только для сотрудников департамента продаж.
Компетенции подразделяются на простые и детализированные:
простые — единый перечень индикаторов поведения, который может быть разработан, к примеру, руководителем компании;
детализированные — компетенции, состоящие из нескольких уровней (как правило, трех-четырех). Количество уровней определяется на этапе разработке модели компетенций.
Профиль компетенций — это список компетенций, точное определение уровня их проявления, относящиеся к конкретной должности.
Профиль компетенций описывает не только то, что ожидается от сотрудников, но и то, как им следует действовать. Перед проведением оценочных мероприятий, необходимо пересматривать и актуализировать профили компетенций, учитывая, что
за прошедший период содержание работы сотрудника, функционал его департамента могли измениться.
Стандартной модели компетенций не существует! Очень заманчиво, на первый взгляд, использовать "готовые" компетенции, но каждая компания уникальна и работает по "своим" правилам, поэтому любой организации необходимо разработать собственную оригинальную модель компетенций. Только в этом случае компания получит конкурентное преимущество, а использование чужих моделей "уведет" организацию в неверном направлении.
Управление проектом
На практике руководителем проекта чаще всего становится или директор по персоналу, или один из ведущих специалистов службы персонала.
Управление данным проектом и координация всех мероприятий занимает много времени, поэтому рекомендуется возложить решение оперативных задач на сотрудника службы персонала, а директору по персоналу взять на себя решение стратегических задач.
Члены рабочей группы
К разработке модели компетенций следует привлекать сотрудников, которые в дальнейшем будут ее использовать, и предоставлять им полную информацию о том, что происходит в компании.
Привлечение сотрудников в состав рабочей группы позволит снизить возможное сопротивление коллектива при проведении оценочных мероприятий. Негативное отношение проявляется в тех случаях, когда работники считают, что им навязывают компетенции как новую шкалу оценки деятельности.
Вовлечение можно ограничить информацией о цели проекта, ходе работы, о том, почему модель необходима компании, как она будет разрабатываться и как компетенции будут использоваться в оценочных мероприятиях.
Выбор методологии
На этом этапе участникам проектной группы необходимо договориться об использовании единой методологии. В случаях, когда для разработки компетенций привлекают внешних консультантов, они предлагают конкретную, уже апробированную методологию. Руководитель проекта готовит для членов проектной группы подробную обучающую презентацию, которая включает в себя определение основных понятий и пошаговое описание предстоящих мероприятий.
Участники проекта определяют:
· сколько компетенций должна содержать модель (впоследствии количество компетенций может быть изменено на одну-две);
· будут ли компетенции простыми или детализированными;
· сколько уровней будут содержать детализированные компетенции, допускаются ли нулевой и отрицательный уровни.
Необходимо стремиться к тому, чтобы стандарты поведения, включенные в компетенции, подходили всем пользователям, а предполагаемые формы применения модели соответствовали корпоративным ценностям. Компетенции должны фокусироваться не только на том, что важно сегодня, но и на том, что будет важно для компании в будущем.
Временные ресурсы
На этапе подготовки важно определить сроки каждого из этапов проекта и выбрать ответственных за отдельные мероприятия. Разработку модели компетенций целесообразно начинать за несколько месяцев до проведения оценочных мероприятий. Практика показывает, что при интенсивном проведении проектных мероприятий продолжительность проекта составляет от одного до четырех месяцев.
Сбор информации
Для сбора информации рекомендуется применять следующие инструменты:
1. Мозговой штурм. Может проводиться в каждом структурном подразделении, если количество подразделений в компании не превышает 12—15. К участию в мозговом штурме необходимо привлекать ведущих, авторитетных специалистов.
2. Структурное интервью. Целесообразно проводить с одним-двумя наиболее результативными сотрудниками подразделения. Это позволит интервьюеру собрать информацию о том, как сотрудники действуют в большинстве рабочих ситуаций, чтобы затем выделить стандарты поведения и сгруппировать их в компетенции.
3. Рабочие группы с сотрудниками, руководителями. Проводятся с сотрудниками смежных подразделений в тех случаях, когда они тесно взаимодействуют и могут охарактеризовать наиболее эффективное поведение коллег в рабочих ситуациях, а также с руководителями отделов.
4. Наблюдение. Эффективно для ситуаций, в которых можно наблюдать рабочее поведение — например, для оценки работы продавцов-консультантов в магазине или торговых представителей.
Анализ информации
Собранную информацию участники проекта должны грамотно проанализировать. Один из эффективных способов — деление проектной группы на несколько подгрупп, каждая из которых разрабатывает и обосновывает свой перечень компетенций. Таким образом, аналитическая работа дублируется, что позволит избежать возможных ошибок.
На этапе анализа собранной информации участникам подгрупп необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы быть успешным на каждой конкретной позиции?
2. Как выбранные компетенции будут проявляться на поведенческом уровне?
3. Являются ли выбранные компетенции действительно важными для работы на этой позиции?
4. Можем ли мы собрать информацию для оценки сотрудника по выбранным критериям в ходе аттестационных мероприятий?
Результаты работы подгрупп обсуждаются в ходе совместной дискуссии, когда появляется финальный перечень компетенций. Каждую компетенцию из финального перечня следует дополнительно проанализировать с точки зрения того, является она необходимой или желательной. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Насколько важной является данная компетенция?
2. Каковы могут быть последствия, если проигнорировать ее применение?
3. К каким результатам приведет ее постоянное использование?
Таблица 1. Модель компетенций для российской производственно-торговой компании (рынок продуктов питания)
Кластер | Компетенции |
Развитие бизнеса | 1. Профессионализм 2. Работа с клиентами 3. Ориентация на изменения 4. Ориентация на развитие |
Достижение результатов | 5. Бизнес-видение 6. Постановка целей 7. Принятие решений 8. Качество работы 9. Ответственность за результат |
Работа с людьми | 10. Работа в команде 11. Лидерство |
Кластер | Компетенции |
Стратегические навыки | 1. Общее понимание бизнеса 2. Стратегическое мышление 3. Принятие инноваций |
Ориентация на результат | 4. Стремление к обучению 5. Навыки планирования 6. Развитие сотрудников 7. Ориентация на качество работы |
Партнерство | 8. Позитивная энергетика 9. Эффективная коммуникация 10. Умение работать в команде 11. Бизнес-этика 12. Эмоциональная культура |
Гибкость | 13. Адаптация к новым условиям 14. Управление изменениями |
В качестве примеров намеренно выбраны модели компетенций компаний со схожим бизнесом. Модели отличаются количеством и типом компетенций. Такие отличия обусловлены уникальными особенностями каждой из компаний и целями, которые были поставлены проектным группам в ходе разработки моделей.
Для сравнения приведем в качестве примера модель всего с пятью компетенциями:
* стратегическое мышление;
* создание команды и развитие сотрудников;
* адаптация к изменениям;
* эффективное управление операционными процессами;
* ориентация на результат.
Примеры компетенций из разных моделей
Компетенция "Работа с клиентами"
Содержит четыре уровня, нулевой уровень отсутствует (разработчики предполагали, что уже на этапе отбора сотрудников отсеиваются кандидаты, не дотягивающие до первого уровня).
Первый уровень. Умеет найти общий язык с людьми. Проводит переговоры совместно с руководителем или коллегой. Ограничен в принятии решений относительно работы с клиентами.
Второй уровень. Самостоятельно проводит переговоры с клиентами. Действует строго в установленных рамках. Поддерживает клиентскую базу.
Третий уровень. Уверенный переговорщик. Способен оказать влияние на противоположную сторону. Поддерживает и активно развивает клиентскую базу.
Четвертый уровень. Способен вести переговоры на высоком уровне. Может выступать как консультант и наставник в ведении переговоров. Имеет полные полномочия при принятии решений в работе с клиентами.
В приложении 1 приведена целая модель компетенций с раскрытыми уровнями.
Компетенция "Настойчивость"
Содержит определение и три уровня, каждый из которых характеризует степень развития компетенции.
Определение компетенции. Проявляет упорство в достижении поставленных целей. Ставит амбициозные цели и добивается наилучших результатов. Настаивает на своем в сложных и спорных ситуациях.
Уровень развития. Может отказаться от намеченного плана действий при появлении трудностей и оставить проекты незавершенными. Не стремится к преодолению препятствий в достижении целей. Возникающие трудности в осуществлении планов и проектов могут остановить движение к цели.
Уровень компетентности. Проявляет заинтересованность и упорство в достижении целей. Стремится довести начатое дело до конца. Находит пути преодоления препятствий в достижении поставленных целей, не пасует перед трудностями.
Уровень мастерства. Обеспечивает своевременное достижение поставленных целей и задач. Всегда доводит начатое дело до конца. Настойчиво проводит свою линию и добивается наилучшего результата, требует того же от других. Не останавливается перед трудностями, проявляет энтузиазм и решимость в решении наиболее сложных задач.
Компетенция "Отношение к новым задачам"
Содержит пять уровней, два из которых являются отрицательными. Сотрудник, чье поведение соответствует этим двум уровням, своими действиями может нанести вред компании.
Уровень "выдающийся". Открыт к новым задачам и транслирует их другим, рассматривает их как возможность собственного развития, самостоятельно ставит цели и ищет способы их достижения.
Уровень "выше ожидаемого". Принимает новые задачи с энтузиазмом, ориентирует свою работу на их решение.
Уровень "ожидаемый". Принимает новые задачи, конструктивно обсуждает их, запрашивает адекватные ресурсы для их выполнения.
Уровень "ниже ожидаемого". Принимает новые задачи, только если они сформулированы в виде приказа.
Уровень "неудовлетворительный". Активно критикует новые задачи и планы, саботирует их выполнение.
Недостатки метода
1. Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс, включающий подготовку списка компетенций, формирование группы экспертов и их обучение.
2. Детальная оценка каждого критерия — процесс достаточно трудоемкий, целесообразный только в том случае, когда оцениваемый сотрудник получает итоговую оценку ниже ожидаемого уровня.
ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ
Модель компетенций сотрудников департамента продаж
Компетенции | Уровни компетенций |
Профессионализм | Уровень 4. Сотрудник имеет высшее и дополнительное образование. Отлично знает снэковый рынок. Способен управлять каналами распределения. Имеет хорошую репутацию как специалист на рынке. Профессиональный уровень позволяет самостоятельно выполнять сложные задачи | |
Уровень 3. Имеет высшее и дополнительное образование. Опыт работы в данном сегменте рынка от 3 лет. Хорошо знает рынок снэков и понимает специфику каналов распределения. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции | |
Уровень 2. Имеет высшее образование. Опыт работы от 1 года. Знает рынок снэков и каналы распределения продукции. Способен успешно справляться с поставленными задачами в рамках своей компетенции, иногда обращается за помощью и консультациями к коллегам или руководителю | | |
Уровень 1. Имеет среднее специальное образование. Рынки снэков и каналы распределения знает слабо. Нет опыта работы в данном сегменте рынка. Не в состоянии справиться с рутинными, повседневными задачами самостоятельно | |
Работа с клиентами | Уровень 4. Способен вести переговоры на высоком уровне. Может выступать как консультант и наставник в ведении переговоров. Имеет полные полномочия при принятии решений в работе с клиентами |
Уровень Зс Уверенный переговорщик. Способен оказывать влияние на противоположную сторону. Поддерживает и активно развивает клиентскую базу | |
Уровень 2* Самостоятельно проводит переговоры с клиентами. Действует строго в установленных рамках. Поддерживает клиентскую базу | |
Уровень 1. Умеет найти общий язык с людьми. Проводит переговоры совместно с руководителем или коллегой. Ограничен в самостоятельном принятии решений относительно работы с клиентами |
Ориентация на изменения | Уровень 4* Создает изменения, объясняет сотрудникам их важность для развития компании, внедряет и управляет изменениями |
Уровень 3* Одобряет изменения в компании, участвует в генерировании новых идей | |
Уровень 2* Положительно или нейтрально воспринимает изменения в компании, доверяет решениям относительно изменений, не препятствует реализации новых идей | |
Уровень 1. Некоторое время сопротивляется изменениям в компании, но принимает их | |
Ориентация на развитие | Уровень 4. Постоянно занимается собственным профессиональным и личностным развитием. Обучает других сотрудников. Регулярно выступает в роли наставника для подчиненных и коллег |
Уровень 3. Сотрудник самостоятельно определяет зоны своего профессионального развития. Применяет новые знания на практике, экспериментирует, делится своими знаниями с коллегами | |
Уровень 2. Сотрудник ищет возможности профессионального развития, интересуется изменениями на рынке. Запрашивает дополнительную информацию о возможностях повышения своего профессионального уровня | |
Уровень 1. Сотрудник не способен самостоятельно определить зоны недостатка квалификации, но обучаем, т. е. умеет слушать, задает вопросы, воспринимает новую информацию. Обучение приводит к положительному результату |
2 1 | |
Бизнес-видение | Уровень 4. Сотрудник принимает участие в формулировании стратегических и тактических целей компании. Вносит персональный вклад в разработку стратегии компании. Сотрудник видит место компании на рынке в долгосрочной перспективе | |
Уровень 3. Сотрудник знает и разделяет цели компании. Самостоятельно формулирует цели подразделения. Грамотно анализирует состояние рынка и вносит предложения руководству по развитию компании с учетом сложившейся ситуации | |
Уровень 2. Сотрудник знает цели компании. Принимает во внимание стратегическое направление развития компании | |
Уровень 1. Принимает те стратегические цели компании, которые спущены сверху руководством | |
Постановка целей | Уровень 4о Сотрудник формулирует цели подразделения и воодушевляет сотрудников на эффективное их достижение. Непрерывно оценивает достижение целей. Разумно делегирует задачи конкретным исполнителям |
Уровень 3. Сотрудник формулирует цели для себя и своих подчиненных. Определяет критерии качества и факторы успеха. Пересматривает цели и адаптирует их к изменившимся условиям | |
Уровень 2. Сотрудник самостоятельно формулирует цели, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и определенными во времени | |
Уровень 1. Сотрудник с помощью руководителя формулирует краткосрочные и среднесрочные цели | |
Принятие решении | Уровень 4* Сотрудник принимает решения на уровне подразделения. Результаты его решений всегда приносят заметный положительный эффект на работу компании |
Уровень 3» Решения отличаются взвешенным подходом, всегда своевременны, результаты выше ожидаемых | |
Уровень 2. Решения принимаются своевременно. Результаты соответствуют ожиданиям | |
Уровень 1, Сотрудник принимает решения строго в рамках инструкции или реализует решения, принятые руководителем | |
Качество работы | Уровень 4* Сотрудник достигает результатов быстрее, чем запланировано. Работа никогда не требует корректировки или доработки руководителем |
Уровень 3* Сотрудник укладывается в сроки или выполняет работу раньше, ожидаемого срока. Работа не содержит ошибок. Контроль не требуется | |
Уровень 2, Сроки обычно выдерживаются при выполнении работы. Результаты работы не содержат ошибок. А если они есть, то он самостоятельно их исправляет. Сотрудник нуждается в стандартном контроле | |
Уровень 1. Сотрудник постоянно затягивает сроки выполнения задания. Конечный результат требует доработки. Сотрудник нуждается в постоянном контроле |
Ответственность за результат | Уровень 4. Сотрудник принимает ответственность не только за свою работу, но и работу отдела |
Уровень 3, Сотрудник стремится к расширению зон ответственности: за свои действия и действия коллег. Никогда не перекладывает ответственность на других | |
Уровень 2. Сотрудник принимает на себя ответственность за конечный результат и качество работы, не сужая зоны ответственности | |
Уровень 1. Сотрудник сужает зоны ответственности. Считает, что ответственность за результат работы несет руководитель |
Работа в команде | Уровень 4. Сотрудник может формировать команду. Вдохновляет всех членов команды вносить свой вклад для достижения целей |
Уровень 3. Сотрудник является сильным командным игроком, поддерживает других сотрудников, может выступать инициатором создания команды | |
Уровень 2. Сотрудник выстраивает межличностные отношения с членами команды, делится информацией и опытом с коллегами | |
Уровень 1. Сотрудник может быть включен в команду. Принимает ту роль в команде, которую ему отводят | |
Лидерство | Уровень 4. Сотрудник берет на себя роль лидера в любых ситуациях |
Уровень 3. Сотрудник является лидером среди своих коллег. Способен оказывать влияние на коллег | |
Уровень 2. Сотрудник доводит свою точку зрения до коллег. Сотрудник пользуется уважением, авторитетом у коллег | |
Уровень 1. Сотрудник легко находит общий язык с людьми, способен отстаивать свое мнение. Убедительно излагает собственную точку зрения |
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ
Ошибки в компетенциях
Пересекающиеся компетенции
Похожие индикаторы используются для определения двух или трех разных компетенций — это приводит к путанице при проведении оценочных мероприятий и снижает достоверность самой оценки. Для предотвращения подобной ошибки необходимо найти пару сотрудников, так чтобы один из них хорошо владел обеими этими компетенциями, а другой не владел бы одной из них. Если такие сотрудники найдены, можно сделать вывод, что компетенции не пересекаются.
Сложные компетенции
Слишком громоздкие и сложно сформулированные компетенции значительно усложняют работу.
Противоречивые компетенции
Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи — например, несколько противоречивых, т. е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива, и она внесет путаницу в оценку персонала.
Компетенции, содержащие в описании не индикаторы поведения, а желаемый результат
Индикатор не должен указывать на результат деятельности, так как результат есть следствие хорошего владения компетенцией, а не определение самой компетенции.
Модель плохо проработана
Слишком простая модель: компетенции описаны не детально, поэтому и типы поведения будут охарактеризованы недостаточно подробно.
Выбор критериев оценки. Разработка моделей компетенций
Слишком сложная модель: приведет к большому количеству бумажной работы и затруднит ее использование в оценочных мероприятиях.
Модель заимствована у другой компании: в этом случае она не будет актуальна для сотрудников — они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе.
Компетенции определены неверно: сотрудники смогут обнаружить противоречие между повседневной работой и компетенциями, что приведет к игнорированию модели.
Модель неудачно внедрена
Сотрудники так и не поняли, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью.
Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций.
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА
Аттестация
Дата: 2016-10-02, просмотров: 190.