Важная задача практических занятий – правильная и обоснованная оценка внутреннего контроля и его главной составляющей – системы бухгалтерского учета. При рассмотрении системы учета следует исходить из того, что она должна обеспечить с точки зрения контроля определенные минимальные требования: учет всех хозяйственных операций, действительно имевших место (полнота и реальность); наличие эффективных процедур санкционирования и адекватное разделение обязанностей; правильную оценку хозяйственных операций и их классификацию; своевременное отражение хозяйственных операций и их включение в учетные регистры для последующей подготовки отчетности; соблюдение временных периодов и точности подсчетов.
Практические задания должны помочь выработать навыки проверки Главной книги с тем, чтобы по характеру записей, оборотов и остатков убедиться в достоверности отчетности. Следует овладеть алгоритмом и методикой проверки взаимосвязи данных баланса с Главной книгой. Особое внимание при этом необходимо уделить взаимной увязке баланса с другими формами отчетности и налоговыми расчетами.
Задание
Цель задания: усвоить порядок проверки и оценки системы внутреннего контроля.
Условие:
1 Порядок исполнения договоров соответствует законодательству РФ.
2 Организация в установленные сроки предоставляет бухгалтерскую, статистическую и налоговую отчетность.
3 Службы внутреннего аудита нет. Имеется инвентаризационная комиссия, но годовой отчет составляется без предварительной инвентаризации имущества и обязательств.
4 Работники предприятия компетентны и соответствуют выполняемым функциям. Имеются должностные инструкции. Приказом руководителя установлен список материально ответственных лиц, с ними заключены договоры о полной материальной ответственности.
5 В процессе исследования структуры организации выявлено, что:
– кассир отвечает за сохранность полученных денежных средств и их учет;
– другой сотрудник одновременно отвечает за выплату наличных сумм и отражение этих операций на счетах учета кредиторской задолженности.
6 Учет поступления и движения материальных ценностей ведется в натуральных измерителях.
7 Для хранения ТМЦ используются специальные помещения и склады.
8 Ведение первичного учета осуществляется по унифицированным формам, разработанным НИПИ Статинформ Госкомстата РФ.
Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную их передачу, за достоверность содержащихся в документах данных возложена на лиц, создавших и подписавших эти документы.
Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию осуществляет главный бухгалтер.
Бухгалтерские документы хранятся в несгораемых сейфах. Приняты соответствующие меры для предотвращения несанкционированного доступа к офису, бухгалтерской документации, компьютерам. Имеется охрана и система защиты от пожара.
9 При исследовании правильности оформления первичных документов было обнаружено, что работниками в документах изменялись суммы без проставления своих подписей; в счетах допускались ошибки в количествах; нарушались сроки предоставления отчетов материально ответственными лицами, а к отчетам иногда прилагались документы с нарушением порядка установленной нумерации.
10 Рекомендации по улучшению ряда важнейших участков системы внутреннего контроля были полностью проигнорированы клиентом без какой-либо на это причины.
Требуется:
1. Для получения необходимой информации о структуре системы внутреннего контроля ОАО «Труд» и его слабых сторонах заполнить рабочий документ аудитора «Оценка внутреннего контроля», где сформулированы вопросы о состоянии контрольной среды и основные направления контроля (таблица 2).
2. Составить отчет аудитора.
3. Исследуя перечень организации систем внутреннего контроля, указать в отчете аудитора, как они влияют на обеспечение сохранности активов, точность учетной и отчетной информации.
Таблица 2 Вопросник для оценки и проверки системы внутреннего контроля
№ п/п | Проверяемые вопросы | Приме-чания |
1 Среда контроля | ||
Имеется ли четкая структура управления предприятием? |
Продолжение таблицы 2
Имеются ли должностные инструкции? | ||
Четко ли продумано разделение обязанностей, взаимосвязи и процедуры контроля с учетом квалификации и опыта специалистов? | ||
Надежен ли учет финансовых и материальных ресурсов, не допускаются ли расточительство и хищения? | ||
Соблюдается ли хозяйственное законодательство? | ||
Имеется ли отдел внутреннего аудита? | ||
Создана ли ревизионная комиссия или постоянно действующие инвентаризационные комиссии? | ||
Кадровая политика. Имеются ли компетентные специалисты? | ||
2 Система бухгалтерского учета | ||
Разработана ли учетная политика организации, ее организационно-технические и методологические аспекты? | ||
Организационная структура бухгалтерии | ||
Распределены ли обязанности и полномочия между исполнителями? | ||
Соблюдается ли порядок оформления первичных документов? | ||
Организован ли документооборот? | ||
Система бухгалтерских записей. Определен ли порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета? | ||
Процесс подготовки бухгалтерской отчетности. Составляется ли промежуточная бухгалтерская отчетность? Качество бухгалтерской отчетности. Соблюдается ли график предоставления отчетности? | ||
3 Средства контроля | ||
Достаточно ли четкое разделение функций управления и учета активов? | ||
Авторизация (то есть разрешенность) операций | ||
Насколько полно и своевременно оформляются документы и отражаются в учете совершенные операции? | ||
Обеспечена ли сохранность активов и бухгалтерских записей (специальные помещения, сейфы, охрана)? | ||
Осуществляет ли руководство организации проверки систем внутреннего контроля? |
Условие:
При проверке соответствия Главной книги и баланса выявлено следующее:
Выписка из Главной книги (остатки по счетам), тыс. руб.
№ счета | На 1. 01. 20__ г. | На 1. 01. 20__г. | ||
дебет | кредит | дебет | кредит | |
76/1 | ||||
76/2 | ||||
Итого |
Бухгалтерский баланс
Организация ОАО «Труд»
Вид деятельности – сельское хозяйство
Организационно-правовая форма / форма собственности ОАО
Единица измерения: тыс.руб.
Актив | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
1. Внеоборотные активы Нематериальные активы | ||
Основные средства | ||
Незавершенное строительство | ||
Доходные вложения в материальные ценности | ||
Долгосрочные финансовые вложения | ||
Отложенные налоговые активы | ||
Прочие внеоборотные активы | ||
Итого по разделу1 | ||
2. Оборотные активы Запасы | ||
В том числе: сырьё, материалы и другие аналогичные ценности | ||
животные на выращивании и откорме | ||
затраты в незавершенном производстве | ||
готовая продукция и товары для перепродажи | ||
товары отгруженные | ||
расходы будущих периодов | ||
прочие запасы и затраты | ||
НДС по приобретенным ценностям | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | ||
В том числе покупатели и заказчики | ||
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | ||
В том числе покупатели и заказчики | ||
Краткосрочные финансовые вложения | ||
Денежные средства | ||
Прочие оборотные активы | ||
Итого по разделу 2 | ||
БАЛАНС | ||
Пассив | На начало отчетного периода | На конец отчетного периода |
3. Капитал и резервы Уставный капитал | ||
Собственные акции, выкупленные у акционеров | ||
Добавочный капитал | ||
Резервный капитал | ||
в том числе: резервы, образованные в соответствии с законодательством | ||
резервы, образованные в соответствии с учредительными документами | ||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
Итого по разделу 3 | ||
4. Долгосрочные обязательства Займы и кредиты | ||
Отложенные налоговые обязательства | ||
Прочие долгосрочные обязательства | ||
Итого по разделу 4 | ||
5. Краткосрочные обязательства Займы и кредиты | ||
Кредиторская задолженность | ||
в том числе: поставщики и подрядчики | ||
задолженность перед персоналом организации | ||
задолженность перед государственными внебюджетными фондами | ||
задолженность по налогам и сборам | ||
прочие кредиторы | ||
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | ||
Доходы будущих периодов | ||
Резервы предстоящих расходов | ||
Прочие краткосрочные обязательства | ||
Итого по разделу 5 | ||
БАЛАНС |
Требуется: привести в соответствие Главную книгу и баланс ОАО «Труд» и оценить наиболее существенные статьи баланса, по которым будет выявлено несоответствие.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 337.