Анализ структуры деятельности, а также сущности инновационных процессов позволяет выделить основные составляющие операционного компонента инновационной деятельности. Эту структуру можно представить следующим образом:
-личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
- профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятие решения об использовании нового;
- формулирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшества;
- прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности; обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшеств;
- создание «месива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
- реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;
- осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности; оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога.
Операционные компоненты инновационной деятельности проявляются особенно отчетливо в ситуации инновационной игры, методика которой разработана В.С. Дудченко.
Инновационная игра строится как специальный вид социальной технологии, включающий программу решения проблем, исследования и развития участников и всей организации. Программа игры включает: выработку инновационных решений, проектирование нововведения, программирование внедрения, обучения и тренинга участников, исследование процесса игры.
На первом этапе происходит выработка решений. Основной рабочей целью является выработка инновационного для данной организации решения некоторой проблемы. Полученное решение должно быть оптимальным и реализуемым. Методы, которые чаще всего используются в данной организации, не всегда удовлетворяют этим требованиям. Следовательно, для принятия решения используются методы групповой работы, направленные на получение нестандартных решений. Качественным отличием этих методов в ходе их использования являются более глубокое обоснование и новизна решений, большое количество альтернатив. Групповая работа осуществляется на более высоком содержательном уровне, позволяющем выйти на более эффективные решения проблемы.
На втором этапе осуществляется проектирование решения инновационных проблем. Содержание проектов – детально проработанное обоснование желаемого состояния объекта, задающее перспективу его развития и являющееся результатом осуществления инновационного решения.
В игре разрабатываются, как минимум, два таких проекта. Осуществляют эти проекты отдельные группы участников. В проекте отражаются следующие моменты: проблема, цель, специфика функционирования, средства практического решения проблемы, результирующее состояние объекта, материальная база, условия, затраты, механизм саморазвития и средства измерения эффективности.
Следующий этап – составление программы (концепции) новшества. Программа включает в себя описание этапов изменения, шагов по внедрению и др.
Для того чтобы описать будущие действия в виде программы, выделяется проблема и ставится цель, последовательно описываются все шаги по внедрению новшества, определяются будущие результаты и последствия внедрения проекта.
В.С. Дудченко отдельно выделяет этап обучения участников специальным методам ориентирования в нестандартных ситуациях и решения проблем.Здесь осуществляется обучение рефлексии и системному анализу ситуации, групповым методам работы, методам взаимодействия с людьми. Предложенная автором методика позволяет создавать ситуацию инновационного поиска на промышленных предприятиях, тем не менее, инновационная деятельность учителя в школе имеет свою специфику. К таким специфическим особенностям можно отнести освоение учителем методологии педагогического эксперимента, о котором достаточно подробно описывается в книге О.Г. Хомерики, М.М. Поташника, А.В. Лоренсова. Авторы считают, что в основе любого пути обновления школы лежит эксперимент как универсальная технология разработки и освоения новшества. Рассматривая организационно-управленческий аспект процесса разработки и освоения инноваций, ученые выделяют следующие его этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий. Инновационная деятельность педагога в таком контексте строится по логике осуществления эксперимента: выбор проблемы, формулировка темы, обоснование ее актуальности, постановка цели, переформулирование ее в задачи, продумывание гипотезы, базы, этапов, сроков, критериев, отбор методов, отслеживание процесса и результатов.
При освоении научных разработок или кем-то созданного и подробно описанного опыта значительно уменьшается объем проектировочной работы и основное внимание уделяется отслеживанию процесса и результатов освоения, хотя такие части программы эксперимента, как база, этапы, критерии, резервное время, не утрачивают своего значения.
Содержание операционного блока инновационной деятельности сложно и многоаспектно. Мы представили принципиально важные его фрагменты, поскольку целью инновационной деятельности являются не столько сами умения, сколько деятельностная готовность к овладению ими, восприимчивость к педагогическим инновациям, процесс принятия решения о введении новаций.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 213.