Психологическая готовность учителя к инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс принятия решения является стержнем психологической готовности к инновационной деятельности. Обычно под принятием решения понимают процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных, где сам учитель выступает как субъект деятельности. В данной ситуации на первый план выступают такие собственно психологические особенности процесса принятия решения, как мотивация принятия решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и т.д. При этом педагог может располагать определенным количеством альтернатив педагогической деятельности и ему необходимо сделать выбор между ними, в другом случае он должен сам отыскать путь решения проблемы.

Осваивая нормативно-одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных ее условий, педагог «решает», как ему реализовать в своих действиях этот способ деятельности. Концепция освоения деятельности как «решения» задачи, сформулированная в общетеоретическом аспекте С.Л. Рубинштейном и развитая В.А. Сластениным применительно к педагогической деятельности представляется нам перспективной и при разработке теории инновационной деятельности.

Освоение профессиональной деятельности – творческий процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия творческого решения. Не останавливаясь подробно на этом сложном и до конца не изученном процессе, а также учитывая рассмотренные выше особенности креативности, отметим только, что длительное время внимание исследователей было сосредоточено на описании этапов творческого процесса. В качестве примера описания хода решения познавательной задачи можно привести следующую схему:

1. Осознание проблемы: а) возникновение проблемы; б) понимание наличных факторов; в) постановка вопроса.

2. Решение проблемы: а) выработка гипотезы; б) развитие решения; в) вскрытие принципа; г) выработка суждения, фиксирующего решение.

3. Проверка решения (Я.А. Пономарев). В целом же инновационное решение учителя строится на основе общих психологических закономерностей, характерных для деятельности любого человека, при некоторой специфике педагогических решений.

Эвристические процессы составляют ядро творческой деятельности, поиска нового, неизвестного. Эти процессы присутствуют на разных этапах инновационной деятельности: и тогда, когда учителю известна общая концепция обучения и воспитания детей, и тогда, когда требуется построение новой концепции. В первом случае педагог обращается к конкретному содержанию, чтобы учесть все возможные вариации и изменить в соответствии с ними существующий способ реализации – установить последовательность действий и их содержание. Только при условии такой содержательной коррекции известных педагогических систем возможно действительное решение инновационных задач, иначе оно уступает место стереотипному воспроизведению операций, пригодных лишь для абсолютно стандартных условий.

При формировании новой концепции учитель постоянно пользуется гипотезами и планами для преодоления неопределенности проблемной ситуации. Действия в условиях субъективной неопределенности –характерная черта инновационного поведения, проявляющаяся как в решении объективно неопределенных задач, так и определенных. Основываясь на этой особенности деятельности, можно осуществить управление эвристическими процессами.

На первых этапах создания авторской программы или концепции в условиях неопределенности интуитивные ходы мысли могут определять направление поиска. По мере построения программы область поиска сужается, становится более определенной и «на смену» интуитивным действиям приходят осознанно контролируемые логические рассуждения – в возможных для них и целесообразных пределах. Следовательно, формальные операции также принимают участие в эвристическом поиске, но не замещают неформальные компоненты решения – те и другие имеют в решении определенные функции и своим взаимодействием обеспечивают его реализацию. Сущность интуиции, ее неформальный характер состоит не в противоположности логике, а в способе использования информации, собираемой в различные нестандартные комплексы, куда входят также и логические признаки (Л.Л. Гурова).

Собственно психологической сущностью процесса принятия решения является сложная аналитико-синтетическая работа, включенная в процесс взаимодействия субъекта с объектом. По словам С.Л. Рубинштейна, «объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются во все новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой стороной, в них выделяются все новые свойства». При этом главную роль в творческом решении задачи следует отнести именно взаимодействию субъекта с объектом, которое направляется определенной, сознательно поставленной целью. В процессе этого взаимодействия получается определенный результат, который характеризуется неоднородностью: в нем имеется прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт.Прямой продукт отвечает сознательно поставленным целям, побочный «возникает помимо сознательного намерения, складывается под воздействием тех свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но несущественны с точки зрения сознательно поставленной цели». Неосознаваемый опыт содержит в себе ключ к решению задачи. Однако он становится эффективным только в том случае, когда формируется на фоне яркого интереса к задаче, в условиях, когда цель решить задачу превращается в ведущий мотив, когда мотив смещается на цель, когда господствует не «внешняя», а внутренняя мотивация, когда человека захватывает сам процесс поиска, когда он постоянно держит задачу в голове и не может от этого избавиться.

Осваивая педагогическую деятельность, учитель постоянно решает творческую задачу, заключающуюся в том, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности. Вместе с тем действуя (выполняя деятельность), педагог постоянно принимает решения о том, что он должен делать, как и когда. Каждый из этих вопросов представляет собой фактор выбора.

Имеющиеся в настоящее время данные О.А. Конопкина, Е.П. Кринчика, Б.Ф Ломова, Л. Фогеля позволяют вычленить параметры, определяющие специфику принятия решения. На процессы принятия решения существенное влияние оказывает значимость вырабатываемых решений для личности, а также степень развернутости и преобладания психических процессов (волевых, интеллектуальных, эмоциональных). «Волевые решения имеют место в ситуациях конфликта противоположных тенденций... Интеллектуальные решения имеют место тогда, когда на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив... Эмоциональные решения – это всякое предпочтение, выбор, который строится на основе эмоциональных механизмов».

Различное содержание деятельности предъявляет различные требования к структуре индивидуально-психологических качеств, что также оказывает существенное влияние на процесс принятия решения. Наиболее сложным, в наименьшей степени поддающимся формализации является акт принятия решения о начале инновационной деятельности, установление личностного смысла этой деятельности. Здесь большую роль играют установки, эмоциональные отношения, психологические барьеры, которые и создают борьбу мотивов.

По мнению В.Д. Шадрикова, формирование блока принятия решения сводится к освоению и выработке решающего правила и критериев достижения цели и предпочтительности. Существенным моментом этого является отработка способов подготовки и принятия решения. Как показали исследования А.В. Карпова, в зависимости от условий неопределенности можно выделить три способа подготовки и принятия решения. Первый способ принятия решения предполагает поиск нормативных правил и алгоритмических предписаний. Если условия деятельности (дефицит времени и информации) не всегда позволяют реализовать этот способ, тогда осуществляется эвристический поиск. Наблюдается существенное расхождение нормативного и реально используемого правила. Исследования выявили еще один (третий) способ принятия решения в условиях неполной информации. Он заключается в установлении инвариантных ситуаций деятельности, однозначно определяющих конкретную программу действий (на основе перебора вариантов).

Качество принимаемых решений во многом определяется способностями субъекта деятельности, выступающими в роли внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. В процессе деятельности внутренние условия не остаются постоянными, происходит изменение не только операционной стороны деятельности, но и изменение психологических механизмов, развитие профессиональных способностей.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 201.