В исследованиях Н.Р. Юсуфбековой сделана попытка обобщить данные и сформулировать следующие законы педагогической инноватики.
1. Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды. Целостные представления о каких-либо педагогических процессах или явлениях начинают разрушаться, причем впоследствии оказывается невозможным восстановить эти представления. В связи с этим возникают издержки с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.
2. Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.
3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.
4. Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
Все выше охарактеризованные закономерности и законы в определенной степени характерны для многих инновационных процессов, но перед исследователями стоит задача обоснования теоретико-методологического аппарата в виде понятийного аппарата и обоснования предмета исследования в виде законов и закономерностей, подходов и принципов.
3.5. Субъекты инноваций в образовании. Всеобщий характер инноваций
В Бизнес – словаре, субъектом инновационной деятельности является[11]:
- физическое и юридическое лицо, создающее и реализующее инновации; к специализированным субъектам инновационной деятельности относятся технологические инновационные центры, основная деятельность которых направлена на создание инноваций и передачу их в различные области производства и сферы управления обществом;
- государственные органы, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
- общественные объединения, представляющие и защищающие интересы производителей и потребителей инноваций.
Субъекты инновационной деятельности выполняют функции заказчиков и (или) исполнителей инновационных проектов.
Рассматривая специфику инноваций в образовании, важно подчеркнуть, что реорганизация в любом образовательном учреждении должна стать делом всего профессорско-преподавательского коллектива вуза, вызвать размышления, направленные на эффективное изменение профессиональной подготовки.
Специфика инновационного развития образовательного учреждения состоит в том, что это не только деятельность отдельно взятого человека, но и действия его в условиях деятельности других людей, т.е. совместная деятельность, которая в образовании обозначена как коллективный субъект деятельности, как специфическая характеристика инновационной деятельности.
На личностном уровне[12] модель современной личности отражает черты, востребованные прогностическими тенденциями развития общества, в то время как творчество является атрибутным качеством современной личности и инновации одновременно, а инновационность находит выражение в особом сочетании специфических черт личности. В своих исследованиях А. Инкелес, характеризуя аналитическую модель современного человека, выделил следующие черты:
- Открытость экспериментам, инновациям, изменениям.
- Готовность к плюрализму мнений, признание существования разных точек зрения без опасения изменения собственного видения мира.
- Ориентация на настоящее и будущее, а не на прошлое.
- Уверенность и способность в преодолении создаваемых жизнью препятствий.
- Планирование будущих действий для достижения целей как общественных, так и личных.
- Вера в возможность регулирования и прогнозирования социальной жизни.
- Чувство справедливости, основанное на уверенности в зависимости от вознаграждения от вклада и мастерства.
- Уважение достоинства других вне зависимости от статусной позиции.
- Способность находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях.
- Способность находить непротиворечивые решения в противоречивых ситуациях.
Современные молодые управленцы в России склонны к осуществлению инновационного менеджмента в соответствии со следующими критериями: высокий уровень общественного интеллекта; наличие креативно-творческого нестандартного подхода к делу; эмоциональная устойчивость; высокая мотивация достижений, ориентация на будущее, индивидуализм.
Рассматривая инновацию как особый вид деятельности, который требует совершенно новых характеристик личности как субъекта:
· потребность в переменах, умение уйти от власти традиций, определяя точки развития и адекватные им социальные механизмы;
· наличие творческого мышления и личностных качеств;
· способность находить идеи и использовать возможности их оптимальной реализации;
· системный и прогностический подход к отбору и организации нововведений;
· способность ориентироваться в состоянии неопределенности и определять допустимую степень риска;
· готовность к преодолению постоянно возникающих препятствий;
· развитая способность к рефлексии, самоанализу.
Все перечисленные качества не полностью раскрывают инновационные черты субъекта, но достаточны, чтобы обозначить типические черты личности. В исследованиях авторов монографии «Учитель. Школа. Общество» отмечены наиболее актуальные, типические черты инноваторов и предложены следующие типологические группы:
- наивные инноваторы, которые не принадлежат по профессиональному признаку к объекту приложения своих идей, но вместе с тем их предлагают. Например, физики предлагают методику преподавания литературы;
- исследователи – профессорско-преподавательский состав вузов и ученые, объектом исследований которых являются образовательные системы;
- инноваторы по долгу – должностные лица, для которых инновационная деятельность является профессиональной обязанностью (заместитель директора по научной или экспериментальной работе);
- инноваторы по духу – отличаются своей системой ценностей, ориентированной на высокую самостоятельную активность, поиск нового, что является их внутренней потребностью и состоянием души;
- инноваторы по принуждению – те, которые подключены к инновационному процессу по распоряжению администрации.
Итак, рассмотрев типологию субъекта, в личностном плане следует заметить, что отношение к инновационным процессам зависит от ряда факторов: возраста, стажа работы, места проживания, технологического оснащения педагогического процесса и др.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 360.