Коллективный субъект инноваций. Общество как субъект инноваций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Коллективным субъектом развития инновации, безусловно, является школа, вуз, любое образовательное учреждение, где образуется некоторая «критическая масса» учителей, сознательно формирующих иной социально-педагогический фон образовательного учреждения. По определению исследователей Г.И. Герасимова, Л.В. Илюхиной само инновационное действие понимается не как внешняя организация и преобразование, а как совместное движение к некоторой цели, как жизнь в этом движении, как коллективное творчество.

Очевидно, что особая организация деятельности учителей и учащихся в таких инновационных школах связана с постоянным пересмотром своей работы до глубоких ее оснований, является исключительно важным педагогическим фактором. Фактор является одним из основных признаков школы как коллективного субъекта инновации, т.е. инновационной школы. При этом инновационная школа может быть монокультурной, когда весь коллектив объединен единством методологических оснований и мировоззренческих ориентиров, так и поликультурной.

Характеризуя признаки коллективной инновации, необходимо опираться на понимание того, что образ школы как субъекта инновационной деятельности должен удерживать её целостность как социального организма. Этим признаком является системность – точно так же, когда субъектом выступает личность. Когда субъектом инновации выступает коллектив, то системность инновационного изменения соразмерна педагогической системе в целом, значимой для системы образования на каком-либо уровне (муниципальном, региональном, федеральном). Инновационная школа, являясь артефактом образовательной культуры, вызывает социокультурные возмущения в соответствующей системе образования, заставляя ее адекватно, т.е. целостно, системно реагировать на изменяющуюся социально-образовательную ситуацию. Рассмотрим функции, которые проявляет организованное инновационное движение. По определению Э.Д. Днепрова инновационное движение имеет следующие функции:

- моделирование и апробация образовательных институтов будущего гражданского общества;

- выращивание новых культурно-образовательных норм, культурной среды, ее творцов и носителей путем создания профессиональных сообществ;

- создание социально-технологического механизма саморазвития образования;

- отработка эффективных, динамичных и результативных форм воздействия педагогической науки и образовательной практики;

- создание оптимальных условий и специфической среды для социальной диффузии инновации.

Важно отметить, что функция – это и есть воспроизводство инновационности как качественной стороны инновационного образа жизни, которая пронизывает и подчиняет себе все функции инновационной системы и является состоянием системы, имеющей стабильный социальный механизм самовоспроизводства.

Но в данном случае необходимо рассмотреть причины инновационного кризиса в инновационном движении. В первую очередь, это связано с возрастающим объемом тиражирования инновационного результата по отношению к процессу получения инновационного нового. Причиной этого явления стала специфика распространения любой «моды», в том числе и педагогической, поэтому разрастание происходит не за счет увеличения инноваторов и инновационных школ, а за счет подражания, заражения, попустительства и поощрения сиюминутного нового, без ориентации на прогностический результат.

Кризис инновационного развития проявляется и в том, что не на всех уровнях взаимодействия инновационной общности и системы образования найдены адекватные социальные механизмы, способные взаимообеспечивать развитие того или другого явления.

Принципиальное отличие профессионально-педагогической общности как субъекта инновации и системы образования любого уровня заключается в том, что первая воспроизводит инновации как способ собственного существования, т.е. обладает инновационностью, вторая – использует инновации в качестве средства развития.

В первом случае, инновации в образовании – это содержание деятельности субъекта, во втором – содержанием деятельности выступает управление, которое может быть и которое может и не быть инновационным по характеру. Система образования может быть инновационной, если она имплантирует профессионально-педагогическое сообщество как субъект инновации, управленчески удерживая при этом его в качестве саморазвивающегося ядра системы образования. С этим связана еще одна группа функций общественно-педагогического сообщества (ассоциации педагогов, управленческих структур, методических, общественных и др.) как субъектов инновации.

Таким образом, для инновационного развития необходимо установление оптимальных связей, таких как «личность как субъект инновации», «коллективный субъект инновации», «профессионально-педагогическое сообщество» и «общественно-педагогическое» как субъекты инновации. Только такая дифференцированная система взаимодействия позволит в дальнейшем теоретически осмыслить и системно управлять инновационным процессом.

Самостоятельная работа

Изучить проблемы и изложить их тезисном варианте.

 

1. Истоки инноваций в образовании в Западной Европе, США, России.

2. Педагогические инновации, наука и производство.

3. Тенденции и идеи развития деятельности преподавателя высшей школы: мобильность, компетентность, самореализация, саморазвитие как цель и критерий инноваций в высшей школе.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 374.