Этапы развития креативности учителя
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уточняя механизм развития креативности учителя, можно отметить и некоторую этапность в ее осуществлении.

На первом этапе происходит знакомство педагога с различными вариантами (альтернативами) осуществления инновационной деятельности, их дифференциация и перебор (соотнесение), осознаваемый или неосознаваемый с собственными индивидуально-психологическими и профессиональными образованиями: предпочтениями, мотивами, склонностями, запросами, свойствами личности, педагогическими умениями и т.п.; на следующем этапе учитель прорабатывает отобранные инновации и пропускает их через себя, проверяет их соответствие в действии за счет усиления собственной личности, привнесения элементов новизны и оригинальности.

Таким образом, креативность развивается в процессе усвоения того, что уже было накоплено, а затем осуществляется изменение, преобразование существующего опыта учителя. Это путь от приспособления к педагогической инновации до ее преобразования, что составляет суть и динамику инновационной деятельности учителя. В этой связи следует рассмотреть вопрос о соотношении мастерства и творчества в труде учителя.

Массовый педагогический опыт – это типичный опыт работы учреждения образования, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки.

Слова «передовой педагогический опыт» часто употребляются в разных смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство учителя, хороший педагогический результат. При этом опыт учителя может и не содержать в себе чего-либо нового, оригинального, но является хорошим образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое учителем-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в школьной практике и педагогической науке, поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь (М.Н. Скаткин).

Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, учитель обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, учитель-мастер постепенно становится подлинным новатором.

Известно, что педагогическое мастерство и педагогическое творчество тесно связаны, но не тождественны.

Здесь возможны разные их отношения, например, и такие: устоявшееся мастерство без склонности к новым решениям и творчество как следствие дефицита общеизвестных решений при недостаточном мастерстве (у молодого учителя).

Дополнительные различия в вопросе об уровнях творчества проводят и другие ученые: новаторство в педагогике связано с открытиями, их авторы утверждают идеи, способные преобразовать педагогическую действительность. Более многочисленный отряд творчески работающих учителей – это своего рода изобретатели, они разрабатывают и внедряют новые элементы педагогических систем. Еще более массовое движение – педагогическое рационализаторство, которое воплощается в усовершенствованиях, связанных с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения (В.И. Загвязинский).

Подводя итог рассмотрению креативности учителя, следует отметить, что любое его соотношение имеет разную ценность в обеспечении эффективности инновационной деятельности, нуждается в специфической коррекции в инновационном педагогическом процессе. На наш взгляд, целесообразно провести диагностику индивидуальных особенностей мотивации и уровня креативности учителя, чтобы затем можно было осуществить прогноз уровня и характеристики будущей инновационной деятельности.

 

Самостоятельная работа

1. Дайте определение креативности.

2. Назовите уровни интеллектуальной активности по Д.Б. Богоявленской.

3. Выделите виды креативности.

4. Определите категории педагогов-новаторов.

5. Согласны ли Вы с мнением В.А. Просецкого о том, что линия развития деятельности индивидуума может быть представлена в виде следующей схемы: подражание-копирование, творческое подражание, подражательное творчество, подлинное творчество. Можно ли данную схему перенести на развитие креативности? Обоснуйте свою точку зрения.

6. В своей жизни Вы встречали множество людей с разными характерами, интересами, пристрастиями. Сейчас представьте себе одного из таких людей – преподавателя, работающего по инновационным программам и внедряющего новое содержание или новые методы обучения и воспитания в образовательные учреждения. Составьте письменный портрет этого преподавателя.

Раздел 5. Содержание и структура инновационной деятельности

Дата: 2016-10-02, просмотров: 237.