Теоретико-методологические аспекты инноваций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая инноватика и ее методологический аппарат являются средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования. На сегодня научное обоснование и обеспечение инновационного развития образования желает быть лучше.

Что является методологической основой педагогической инноватики? Если педагогов-практиков всегда интересует конкретный результат обновлений, то ученых интересует система знаний в соответствующих областях деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применения и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это и есть методологические основы изучения и конструирования педагогической инноватики в образовании.

В исследованиях инновационных процессов в образовании учеными обнаружено ряд проблем теоретико-методологического характера:

· соотношение традиций и инноваций;

· содержание и этапы инновационного цикла;

· отношение к инновациям разных субъектов образования;

· управление инновациями;

· подготовка кадров;

· основания для критериев оценки нового в образовании и др.

Как отмечает в своих исследованиях А.В. Хуторской, чтобы отразить педагогическую инноватику, важно показать связь процессов создания педагогических новшеств и их применения, в том числе внедрения в практику, обосновать и развить принципы единства исследовательской деятельности и преобразования педагогической деятельности. Ученый отмечает, что для этого вполне уместно использовать научный аппарат, относящийся к методологии общей педагогики, который является достаточно сформированным, но также находится в стадии развития[3].

Что такое методология педагогики? Она раскрыта в трудах философов, методологов, педагогов. В исследованиях М.А. Данилова отмечается: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих... педагогическую действительность»[4] и развито позднее В.В. Краевским: «...а также система деятельности по получению таких знаний и обоснования программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований»[5].

Вышеприведенные высказывания, по мнению А.В. Хуторского, позволяют сформулировать следующее определение методологии педагогическойинноватики: как системы знаний и видов деятельности, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.

Из сказанного выше следует, что на современном уровне ученых и практиков интересует, какова же система знаний и соответствующие им виды деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применимости и другие атрибуты, необходимые для ученых-теоретиков.

Рассмотрим задачи методологии педагогической инноватики, которые представлены в исследованиях Н.Р. Юсуфбековой:

· тенденции к непрерывности образования. Эта задача вызывает потребность структурного и содержательного обновления.

· Усиливающаяся потребность в новом педагогическом знании среди учителей и других практических работников. В этом случае происходит обновление состава и структуры педагогического сообщества.

· Тенденции внедрения – применение нового, которое принимает массовый характер.

· Тенденции к созданию воспитательных школьных систем.

Для характеристики методологии педагогической инноватики необходимо рассмотреть исследования, посвященные закономерностям инновационных педагогических систем, такие данные нашли отражение в исследованиях И.И. Цыркун, который выявил ряд закономерностей развития инновационной системы[6].

1.Система развивается непрерывно. В развитии инновационной системы доминирует логика культуры, стохалостичность (процесс, характер изменения которого точно предсказать невозможно) над кумулятивностью (способность научной информации к обобщению и созданию новой научной информации) и рациональностью.

2.Детерминирующими (ограничение, определение) основаниями развития инновационной системы являются нововведения с предметным научным обоснованием.

3.Существует определенная очередность в развитии: сначала последовательно вычерпываются ресурсы предметного научного обоснования, а затем осуществляется переход к более глубоким источникам (дидактике, психологии, кибернетике, системному подходу и др.).

4.Различные дидактические нововведения обладают свойством эквивалентности относительно ожидаемых эффектов.

5.В инновационной системе преобладают модифицирующие нововведения и те, которые ориентированы на ценности результата.

6.В процессе развития инновационной системы повышается сложность научных обоснований и увеличивается частота появления модернистских нововведений.

7.Радикальные нововведения, как правило, связаны с устремлением инноваторов к достижению целей развития и саморазвития личности учащегося.

8.Развитие инновационной системы осуществляется с эволюционными циклами. Например, 1951–1960, 1971–1975, 1981–1985 гг.

9.В инновационной системе происходят смены позиций переменных и постоянных составляющих образования.

В основе любой научной теории лежат выявленные закономерности и законы. В качестве одних из первых обобщений законовпедагогической инноватики представлены в исследованиях Н.Р. Юсуфбековой:

· Закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, когда целостное представление о педагогических процессах или явлениях начинает разрушаться, что впоследствии невозможно восстановить. Это связано с кадровыми и духовными возможностями педагогического сообщества.

· Закон финальной реализации инновационного процесса. Любой инновационный процесс должен рано или поздно, стихийно или сознательно реализоваться.

· Закон стереотипизации педагогических инноваций. Любая педагогическая инновация, реализуемая в инновационном процессе, имеет тенденцию превращаться в стереотип мышления и практического действия.

· Закон цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.

Рассмотренные методологические аспекты педагогической инноватики не исчерпывают всех вопросов, так как данное научное направление новое и находится в стадии научного и практического развития.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 328.