Многоаспектность понятия «инновация»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для более доступного и конкретного разговора необходимо рассмотреть ряд категорий, с которыми мы будем неоднократно сталкиваться, и которые имеют многоаспектный характер.

Инновационная педагогика – это молодая наука, В России о ней начали говорить только с конца 1980-х гг., когда возникло движение учителей-новаторов. Сегодня она находится на стадии становления и эмпирического поиска, научной разработки и построения. Поэтому в научной литературе можно столкнуться с разными толкованиями категорий, объясняющих инновационное образование.

Рассмотрим исторический аспект развития «инноватики», которой более 100 лет. Появилась она в культурологии и лингвистике при описании процессов культурной диффузии, т.е. перехода одного культурного феномена в другой.

Важно, четко для себя определить, что такое педагогическое новшество и нововведение. Если под педагогическим новшеством понимается некая идея, метод, средство, технология или система, то нововведение в таком случае – это процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество – нечто новое, специально спроектированное исследование, разработанное или случайно открытое в виде педагогического знания, технологии, методики, приема. Анализируя нововведение, следует его рассматривать как продукт освоения и внедрения новшества. С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем как на уровне школы, так и на уровне региона, страны.

Уровень новшества в образовании определяется в зависимости от изменений, вносимых в образовательный процесс или систему образования.

Рассмотрим уровни новшества в образовании, предложенные

А.В. Хуторским[1].

1. Усовершенствование – изменение одного или более элементов педагогического процесса, приспособление известной методики к новым условиям учебного процесса.

2. Рационализация – установление нового правила с использованием известных педагогических средств для решения традиционных задач. Например, составление расписания методом погружения учащихся в предмет, парами.

3. Модернизация – изменение нескольких элементов действующей образовательной системы. Например, переход с 11-летнего на 12 летнее обучение.

4. Эвристическое решение – поиск способа решения известных педагогических проблем; создание и использование неизвестных ранее педагогических форм, методов, средств для решения актуальных педагогических проблем. Например, методика опорных конспектов В.Ф. Шаталова.

5. Педагогическое изобретение – новое средство, технология или их новое сочетание для осуществления процесса образования. Например, система «погружения» М.П. Щетинина.

6. Педагогическое открытие – постановка и решение новой педагогической задачи, приводящей к принципиальному обновлению образовательной системы в целом или существенному улучшению ее составляющего элемента. Например, концепция и технология личностно ориентированного обучения; Вальдорфская школа; ТРИЗ-педагогика; дидактическая эвристика; компетентностный подход; дистанционное обучение.

7. Инновация – это объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога (В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов).

8.Термин «инновация» используется в двух смыслах. Во-первых, для описания первого использования нового продукта, процесса или системы. Во-вторых, для описания процесса, включая такие виды деятельности, как исследования, проектирование, разработку и организацию нового процесса или системы. В последнем смысле часто используют термин «инновационный процесс» (Д. Месси, П. Квинтас, Д. Уилс)[2].

Исходя из рассмотренных понятий, следует отметить, что существенные различия заключаются в том, какого подхода к понятию инновации придерживается автор. Формированию международного стандарта понятия «инновация» способствовали два документа под названиями «Руководство Фраскати» и «Руководство Осло». Понятия инновации, принятого в этих документах, придерживается большинство теоретиков и практиков в области управления. Именно оно взято за основу при выработке нормативно-правовой базы по инновациям в нашей стране, при разработке концепций, программ, других стратегических документов по инновационной деятельности. Исходя из изложенного выше, инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного вида педагогической деятельности, реализуемого в образовании как новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Важно определить, чем отличается понятие «инновация» от «инновационного процесса». Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций). Инновационный процесс может быть представлен в виде трех компонентов:

- первый компонент инновационного процесса – новация, то есть новые идеи, знания как результат законченных научных исследований, фундаментальных, прикладных, опытно-конструкторских или иных научно-технических разработок;

- второй компонент инновационного процесса – внедрение, введение новации в практическую деятельность, то есть нововведение или инновация;

- третий компонент инновационного процесса – диффузия инноваций, под которой понимается распространение уже основанной, реализованной инновации, то есть применение инновационных результатов в виде концепций, программ, образовательных услуг или технологий в новых образовательных учреждениях.

Таким образом, понятие «инновационный процесс» шире понятия «инновация» (нововведение), так как последняя является одним из компонентов инновационного процесса.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 271.