Теория открытых систем и игровой подход как исследовательская парадигма инноваций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Теория (подход), предложенная Сократом к педагогической деятельности, основанная на таких ценностях, как душа, личность, свобода, выбор, самостоятельность, самоопределение, а также востребующие средства их пробуждения.

2. Синергетическая теория, суть которой состоит в том, что путь познания в синергетике должен быть открытым. Если ее предметом является открытие, сложноорганизованные, слабосконструированные, нелинейно развивающиеся системы с гибкой самоорганизацией, то и методы их познания должны быть открытыми и сложноорганизуемыми.

3. Игровой подход как исследовательская парадигма инноваций в разработке инновационного процесса занимает одно из ведущих мест. Назначение игры в разработке инновации состоит в том, чтобы ее участники включились в новую для деятельность по построению нового объекта – проекта будущей инновационной деятельности, отличающейся от предыдущей. Развитие осуществляется в процессе выработки новых для себя смыслов, понятий, изменения ценностей, овладения новыми для себя мыслительными средствами.

1) С одной стороны, цель игры – запустить процесс осознания участниками игры, не привычной для них деятельности, ее ценностей, идей, мотивов поведения.

2) С другой стороны – помочь им осознать, что реализация замысла потребует от них внесения в их привычную деятельность определенных корректив.

3) С третьей позиции игра позволяет сформировать и оценить перспективы реализации инновации. Тем самым участники игры вводятся в процесс проектирования и развивают способность к рефлексии своей и чужой деятельности.

В целом игра позволяет всем участникам не только проявить способности, которые не могли проявиться в их повседневной работе из-за отсутствия требуемых условий, но и по-новому определить свои позиции.

 

Этапы исследований нововведений

Особое значение приобретает определение сути и основных этапов и частей, составляющих основу процесса инновации. По поводу этапов инновационной деятельности нет единого мнения – существуют разные позиции ученых.

А.И. Пригожин выделяет три основных этапа инновационного процесса, это следующие:

- обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей извне информации;

- осознание потребности в изменениях, основанное на признании несостоятельности прежних целей, ценностей и идеалов;

- преодоления сопротивления на основе оценки издержек и разделения преимуществ перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек и преодоления социальной инерции.

В исследованиях М.В. Удальцовой инновационный процесс включает следующие этапы осуществления нововведения:

- инновационный замысел;

- проект;

- план;

- эксперимент и внедрение;

- оценка.

По определению Ю.А. Карповой в инновационном процессе можно выделить следующие этапы:

- осознание (прогнозирование) общественных потребностей;

- поиск концепции решения проблемы;

- исследование проблемы;

- разработка нового содержания образования;

- освоение технологий его реализаций;

- распространение (диффузия) новшеств;

- воплощение инновации, ее интеграция в культуру.

Важно рассмотреть, каков же жизненный цикл инновации, включающий возникновение; освоение (внедрение); распространение (диффузию); институализацию (завершение); пространство инновации (осознание состояния и прогнозирования общественных потребностей и превращение нововведения в стабилизирующий фактор).

На первом этапе осуществляется анализ общественных потребностей, происходит импульс перемен и «осознание потребности в изменениях» (А.И. Пригожин). Подобные потребности могут осознаваться как на уровне государственной политики в образовании, так и на муниципальном или региональном уровнях.

На втором этапе инновационного процесса происходит реализация сформулированного инновационного замысла, представленного в инновационном проекте, осуществляется реализация инновационного содержания, призванного изменить качество традиционной системы образования в соответствии с задуманной интенцией развития.

На третьем этапе по определению ученых (Г.И. Герасимова, Л.В. Илюхина) деятельность состоит из двух достаточно самостоятельных фаз:

- инициирование инновационных изменений в другом масштабе действия (укрупнение масштаба);

- воспроизводство инновационных изменений в новых условиях.

На этой фазе, по существу, завершается процесс инновации, который на какой-то промежуток времени становится новой культурной традицией.

 

 

Предмет изучения инноватики

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно- технических новинок. Но во второй половине XX века стали быстро развиваться фирмы, в целях завоевания рынков сбыта расширились социальные сферы новшества. Но есть и другая причина – без новой конкурентоспособной продукции не может работать производитель, так как можно потерять сегмент рынка, отсюда инноватика начинает складываться в междисциплинарную область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологи. По мнению исследователя А.И. Пригожина, в России «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось с исследований социальных последствий автоматизации производства». Как отмечает автор, специализация в области инноватики у нас началась с запозданием. Инновационная педагогическая деятельность в России началась еще в советское время, в основном на базах экспериментальных школ, но за последние двадцать лет инновационная педагогическая деятельность активизировалась.

Если на Западе инновационные процессы стали предметом изучения еще в 50-е годы, то в нашей стране – лишь в конце 1980-х гг. За последние годы проблематика нововведений в отечественной педагогике и психологии резко возросла в исследованиях Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, В.И. Слободчикова, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и др.

XXI век стал началом формирования новой отрасли научно-педагогического знания, изучения новых технологий, процессов развития образовательных учреждений, практики образования. На современном этапе педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в образовании:

- создания педагогических новшеств;

- внедрения их и освоения;

- применения и распространения.

Предмет педагогической инноватики. Процессы развития образовательных систем изучаются разными науками: педагогикой, психологией, социологией, экономикой, менеджментом. Каждая из них выделяет свой предмет исследования. Так, в рамках педагогики изучают историю развития образования, анализируют практику образования и выделяют в ней проблемы, создают новые модели образовательных систем, новые учебные программы и технологии образования и др.

Психологи исследуют механизмы творчества, психологические факторы восприятия новшеств, психологические причины сопротивления нововведениям, конфликты при осуществлении изменений, личность инноваторов и др.

Экономисты занимаются источниками финансирования нововведений, экономическими условиями, стимулирующими процессы создания, распространения и внедрения новшеств, факторами, обусловливающими эффективность использования средств, и др.

Социологи изучают изменения структуры системы образования и порождающие их социальные факторы, отношения различных групп в системе образования к нововведениям, типы нововведений, получающих массовое распространение, факторы, затрудняющие распространение новшеств, и др.

В научном менеджменте исследуют формы организации инновационной деятельности, способы ее планирования, контроля, мотивации творческой активности педагогов и др. Что же остается на долю педагогической инноватики? Каков ее предмет?

В методологии науки под предметом исследования понимают особую познавательную конструкцию, которую составляют объект изучения, исследовательские задачи, система методологических средств и последовательность их применения [13, с. 54].

Объект педагогической инноватики мы определили выше. Однако, чтобы дать общую картину ее предмета, нужно определить ее задачи.

В каждый период существования той или иной научной дисциплины в ней решаются разные задачи. На смену решенным приходят новые, и это меняет понимание предмета исследования. «Понятие предмета исследования по своему смыслу выражает зависимость всякого конкретного акта познания от существующей в данное время системы знания. Поскольку эволюция любой научной дисциплины представляет собой процесс постепенного изменения всех компонентов ее предмета исследования, каждая наука, взятая в своем развитии, выступает как многопредметная, т.е. как непрестанно меняющая свой предмет, хотя ее самая общая задача может оставаться неизменной...» [13, с. 59].

Общую задачу педагогической инноватики можно определить как изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.

С этой позиции предметом педагогической инноватики являются зависимости между эффективностью инновационных процессов и факторами, ее определяющими, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

Чтобы решать эту задачу, нужно интегрировать знания из разных областей. Один и тот же фактор в разных условиях может влиять на характеристики процессов изменений и положительно, и отрицательно. Например, можно установить, что высокая квалификация учителей, участвующих в освоении новшеств, позитивно влияет на скорость и качество освоения. Однако, если осваиваемое новшество будет приводить к тому, что учителям нужно будет отказываться от многих своих прежних взглядов или произойдет столкновение амбиций, то высокая квалификация, соответствующая старой практике, может стать негативным фактором становления новой. Одни и те же психологические факторы при разных сочетаниях экономических, организационных и др. могут влиять на эффективность внедрения новшеств по-разному.

Конкретизация предмета исследования предполагает выделение частных типов задач. Задачи педагогической инноватики можно разделить на три типа.

Первый – это задачи описательно-объяснительные. Их решение призвано дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения. Примерами такого рода могут служить:

- задачи изучения влияния различных факторов на скорость распространения новшеств или эффективность их освоения,

- задачи мониторинга изменений на различных ступенях образования,

- задачи изучения факторов, определяющих восприимчивость образовательных систем к новшествам,

- задачи изучения причин сопротивления изменениям и механизмов его возникновения и т.п.

Задачи второго типа связаны с разработкой новых моделей инновационной деятельности, с созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Их решение отвечает на вопрос, какой должна быть инновационная деятельность, чтобы быть более эффективной, чем существующая? Педагогика разрабатывает общие модели и частные средства совершенствования образовательной деятельности. Но инновационная деятельность тоже должна совершенствоваться. Когда, например, Ю.К. Бабанский создал свою теорию оптимизации, он тем самым предложил новую модель совершенствования педагогической практики. Он не строил другую модель образовательной деятельности, а исходя из некоего представления о том, какой она должна быть, предлагал средства и методы перехода к ней. Наряду с этой моделью существуют и другие, с тем же назначением (см. [3]). Помимо моделей развития образовательных систем как в целом могут разрабатываться более совершенные методы инновационной деятельности, например, проблемно-ориентированного анализа образовательных систем, оценки и выбора новшеств, организации внедрения новшеств, мотивации инновационной активности педагогических коллективов, преодоления сопротивления изменениям и др.

Задачи третьего типа связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них. Если решение задач второго типа расширяет пространство возможных изменений самой инновационной деятельности, то решение задач третьего типа улучшает способы ориентировки и движения в этом пространстве. До недавнего времени они фактически даже не ставились. Первое, насколько нам известно, исследование, в котором решалась такого рода задача, было выполнено лишь недавно одним из авторов этой статьи (см. [3]).

Задачи педагогической инноватики могут быть также разделены по признаку их отнесения к той или иной стадии инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств. На каждой из этих стадий могут решаться самостоятельные задачи изучения инновационной деятельности и разработки научного обеспечения ее совершенствования.

В результате такой типологизации предмет педагогической инноватики оказывается структурированным.

Типология задач педагогической инноватики:

типы задач по их назначению;

типы задач по их принадлежности к стадии инновационного процесса.

 

1. Задачи изучения и совершенствования деятельности по созданию новшеств

Задачи изучения и совершенствования деятельности по распространению новшеств

Задачи изучения и совершенствования деятельности по освоению новшеств в образовательных системах

2. Задачи построения теоретических описаний инновационной деятельности

Задачи построения теоретических описаний процессов создания новшеств

Задачи построения теоретических описаний процессов распространения новшеств

Задачи построения теоретических описаний процессов освоения новшеств

3. Задачи создания средств повышения эффективности инновационной деятельности

Задачи создания средств повышения эффективности процессов создания новшеств

Задачи создания средств повышения эффективности процессов распространения новшеств

Задачи создания средств повышения эффективности процессов освоения новшеств

4. Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии создания новшеств

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии распространения новшеств

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии освоения новшеств

Как отмечают ученые, нельзя сказать, что педагогическая инноватика сформировалась как наука, – это еще молодая отрасль педагогики, которая находится в стадии выявления закономерностей, уточнения понятийного аппарата формулирования задач, принципов и других научных атрибутов.

Жизненный цикл инноваций

Концепция «жизненного цикла нововведений»

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит образовательному процессу определенную выгоду.

Концепция жизненного цикла играет важную роль при планировании инновационного процесса в общеобразовательном учреждении, которая заключается в следующем:

- организуется мониторинг по изучению процесса в данный момент и с точки зрения прогноза на будущее;

- обосновывается необходимость систематической работы по разработке инноваций с целью развития и преобразования процесса;

- устанавливаются стадии инновации: на какой стадии жизненного цикла находится инновация, когда начнется ее спад и когда она закончит своё существование.

Практическая работа

Рассмотрим смену жизненного цикла инновации.

1. Этап рождения идеи.

2. Этап изобретения.

3. Этап нововведения.

4. Этап распространения новшества.

5. Этап господства новшества.

6.Э тап сокращения масштабов применения новшества.

7. Проблемы соотношения и взаимосвязи этапов инновации.

Стадии полного жизненного цикла:

· разработка новой идеи инновации;

· период внедрения новых инновационных технологий;

· развитие инновационных технологий, расширение их внедрения;

· стадия стабильного развития инновационной технологии;

· стадия уменьшения востреботельности данной технологии;

· стадия корректировки инновационной технологии;

· стадия разрушения, сокращения и отказ от ее использования.

Далее возврат к разработке нового цикла инновационного развития и так до полного изменения процесса или его переориентации.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 251.