В.П. Сергеева, Л.С. Подымова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В.П. Сергеева, Л.С. Подымова

Инновации в образовательном процессе

 

Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов

высших учебных заведений

 

 

Москва

 

УДК 371+378

ББК 74.200+74.58

 

Сергеева В.П., Подымова Л.С. Инновации в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений / В.П. Сергеева, Л.С. Подымова. – М. , 2012 –213 с.

 

Рецензенты:

Иванов А.И., д.п.н., профессор

Никитина Э.К.,к.п.н., профессор

 

 

В пособии дается обобщенная характеристика инноваций в образовательном процессе и опытно-экспериментальной деятельности, изложены понятия «инновация», «педагогическая инноватика», «моделирование», «проектирование», «опытно-экспериментальная деятельность». Содержатся материалы к практическим занятиям по разработке инновационных технологий в образовательном процессе.

Пособие предназначено для студентов, магистров, аспирантов высших педагогических учебных заведений, полезно для руководителей общеобразовательных учебных заведений и работникам системы повышения квалификации учителей и методистов управления образования.

 

 

ISBN

 

© Сергеева В.П., Подымова Л.С., 2010

© , 2010

Содержание

Введение

Раздел 1. Актуальные проблемы инноваций в образовании. Инновация как социокультурный феномен

1.1. Многоаспектность понятия «инновация»

1.2. Теоретико-методологические аспекты инноваций

1.3. Экономические аспекты инноваций

1.4. Инновации и творчество. Инициаторы и создатели нововведений

1.5. Теория открытых систем и игровой подход как исследовательская парадигма инноваций

1.6. Этапы исследований нововведений

1.7. Предмет изучения инноватики

1.8. Жизненный цикл инноваций

1.9. Новизна как свойство инновационного процесса

Раздел 2. Сущность, структура, классификация и особенности инновационных процессов в образовании

2.1. Гуманизация и демократизация в обществе как предпосылка инноваций в образовании

2.2. Педагогическая инноватика как новая отрасль педагогического знания

2.3. Генезис (происхождение, зарождение и последующий процесс развития) педагогической инноватики

2.4. Особенности подходов к классификации нововведений в образовании. Типология А.И. Пригожина как основа классификации педагогических инноваций

2.5. Особенности инновационных процессов в системе ВПО. Болонский процесс как стратегия инноваций в российском и европейском образовании

2.6. Сущность компетентностного подхода в образовании

Раздел 3. Структуры и законы развития инновационных процессов в образовании

3.1 . Подходы к проблеме структуры инновационных процессов в образовании Р.Н. Юсуфбековой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина и др.

3.2 . Инновационный процесс как система

3.3 . Закономерности протекания инновационного процесса в образовании

3.4 . Законы педагогической инноватики

3.5 . Субъекты инноваций в образовании. Всеобщий характер инноваций

3.6. Коллективный субъект инноваций. Общество как субъект инноваций

Раздел 4. Креативность как важнейшая характеристика инновационной деятельности учителя

4.1. Характеристика креативности в зарубежной и отечественной психологии

4.2. Мотивационная характеристика креативности

4.3. Уровни творческого мышления в исследованиях отечественных ученых

4.4. Механизмы, виды и категории, характеризующие креативную активность в инновационной деятельности

4.5. Этапы развития креативности учителя

Раздел 5. Содержание и структура инновационной деятельности

5.1. Проблемы мотивационной направленности учителя к инновационной деятельности

5.2. Содержание инновационной деятельности учителя

5.3. Особенности мотивационной сферы в инновационной деятельности учителя

Раздел 6. Операционные компоненты инновационной деятельности

6.1. Этапы становления и развития инновации

6.2. Компоненты инновационной деятельности

6.3. Психологическая готовность учителя к инновационной деятельности

6.4. Индивидуальный стиль учителя в инновационном процессе

Раздел 7. Рефлексия в структуре инновационной деятельности

7.1. Рефлексия как компонент инновационной деятельности

7.2. Характеристика видов рефлексии

7.3. Место рефлексии в инновационном процессе

7.4. Рефлексия как условие самооценки собственной деятельности учителя

7.5. Способы ограничения, блокирования и стимулирования инновационной деятельности учителя

Раздел 8. Построения модели инновационной деятельности

8.1.Характеристика метода моделирования как условия инновационного развития

8.2. Структура построения модели инновационного процесса

8.3. Опыт построения инновационной деятельности на основе методологических подходов

8.4. Критерии и уровни оценки сформированности инновационной деятельности учителя

Раздел 12. Технология организации и оценки результата эксперимента

12.1 . Требования к организации эксперимента

12.2 . Управление формирующим экспериментом

12.3 . Мониторинг переменных эксперимента

12.4 . Подведение итогов формирующего эксперимента

12.5 . Контрольный эксперимент

Терминологический словарь

Литература

 

Введение

Современная общеобразовательная школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образовательными системами, а его результатом является воспитание человека широко образованного, граждански активного, ответственного и способного к самореализации. Отсюда к управлению школой будущего, к содержанию ее деятельности, структуре, процессу развития необходимо подходить с новых позиций.

В условиях развития образовательного процесса на первый план выходит инновационное развивающее образование в разных его модификациях. Широко используются исследовательский подход, проблемно-проектная деятельность учащихся, психолого-педагогическая помощь, поддержка и сопровождение учащихся в образовательной деятельности, но данным направлениям требуются инновационные разработки через систему опытно-экспериментальной деятельности.

Ведущей тенденцией современной, развивающейся школы становится развитие компетентности учащихся на основе их внутреннего потенциала; ориентация на общечеловеческие ценности, но не менее значимым направлением является повышение профессиональной компетентности учителя, развитие его творческой направленности в разработке инновационных педагогических технологий.

Данное учебно-методическое пособие призвано расширить представления студентов, магистров, аспирантов, руководителей общеобразовательных учреждений, преподавателей в области инновационного развития технологий в системе образования. Предложенный материал можно применять в преподавании разных дисциплин, в управлении опытно-экспериментальной деятельностью как условия инновационного развития общеобразовательных учреждений.

Учебно-методическое пособие состоит из двенадцати разделов, в которых достаточно подробно рассматриваются актуальные проблемы инноваций в образовании, представлена классификация инновационных процессов, структура и законы педагогической инноватики. В пособии рассматривается креативность как важнейшая характеристика инновации, раскрыты содержание, операционные компоненты и рефлексия в инновационной деятельности. Дана характеристика построения модели инновационного процесса. Особое значение в учебно-методическом пособии отведено сущности, типам и структуре педагогического эксперимента. Предложена структура педагогического проектирования инновационных технологий в процессе экспериментальной деятельности и технология оценки результатов эксперимента.

В конце каждого раздела предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы и закрепления информации.

Представлен терминологический словарь и список литературы, который позволит обучающимся продолжить и углубить знания об инновациях в образовательном процессе.

 

 

Раздел 1. Актуальные проблемы инноваций в образовании. Инновация как социокультурный феномен

Предмет изучения инноватики

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно- технических новинок. Но во второй половине XX века стали быстро развиваться фирмы, в целях завоевания рынков сбыта расширились социальные сферы новшества. Но есть и другая причина – без новой конкурентоспособной продукции не может работать производитель, так как можно потерять сегмент рынка, отсюда инноватика начинает складываться в междисциплинарную область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологи. По мнению исследователя А.И. Пригожина, в России «выделение нововведений в относительно самостоятельный предмет изучения началось с исследований социальных последствий автоматизации производства». Как отмечает автор, специализация в области инноватики у нас началась с запозданием. Инновационная педагогическая деятельность в России началась еще в советское время, в основном на базах экспериментальных школ, но за последние двадцать лет инновационная педагогическая деятельность активизировалась.

Если на Западе инновационные процессы стали предметом изучения еще в 50-е годы, то в нашей стране – лишь в конце 1980-х гг. За последние годы проблематика нововведений в отечественной педагогике и психологии резко возросла в исследованиях Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой, В.И. Слободчикова, А.В. Хуторского, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и др.

XXI век стал началом формирования новой отрасли научно-педагогического знания, изучения новых технологий, процессов развития образовательных учреждений, практики образования. На современном этапе педагогическая инноватика – это сфера науки, учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных элементов инновационного процесса в образовании:

- создания педагогических новшеств;

- внедрения их и освоения;

- применения и распространения.

Предмет педагогической инноватики. Процессы развития образовательных систем изучаются разными науками: педагогикой, психологией, социологией, экономикой, менеджментом. Каждая из них выделяет свой предмет исследования. Так, в рамках педагогики изучают историю развития образования, анализируют практику образования и выделяют в ней проблемы, создают новые модели образовательных систем, новые учебные программы и технологии образования и др.

Психологи исследуют механизмы творчества, психологические факторы восприятия новшеств, психологические причины сопротивления нововведениям, конфликты при осуществлении изменений, личность инноваторов и др.

Экономисты занимаются источниками финансирования нововведений, экономическими условиями, стимулирующими процессы создания, распространения и внедрения новшеств, факторами, обусловливающими эффективность использования средств, и др.

Социологи изучают изменения структуры системы образования и порождающие их социальные факторы, отношения различных групп в системе образования к нововведениям, типы нововведений, получающих массовое распространение, факторы, затрудняющие распространение новшеств, и др.

В научном менеджменте исследуют формы организации инновационной деятельности, способы ее планирования, контроля, мотивации творческой активности педагогов и др. Что же остается на долю педагогической инноватики? Каков ее предмет?

В методологии науки под предметом исследования понимают особую познавательную конструкцию, которую составляют объект изучения, исследовательские задачи, система методологических средств и последовательность их применения [13, с. 54].

Объект педагогической инноватики мы определили выше. Однако, чтобы дать общую картину ее предмета, нужно определить ее задачи.

В каждый период существования той или иной научной дисциплины в ней решаются разные задачи. На смену решенным приходят новые, и это меняет понимание предмета исследования. «Понятие предмета исследования по своему смыслу выражает зависимость всякого конкретного акта познания от существующей в данное время системы знания. Поскольку эволюция любой научной дисциплины представляет собой процесс постепенного изменения всех компонентов ее предмета исследования, каждая наука, взятая в своем развитии, выступает как многопредметная, т.е. как непрестанно меняющая свой предмет, хотя ее самая общая задача может оставаться неизменной...» [13, с. 59].

Общую задачу педагогической инноватики можно определить как изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности.

С этой позиции предметом педагогической инноватики являются зависимости между эффективностью инновационных процессов и факторами, ее определяющими, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.

Чтобы решать эту задачу, нужно интегрировать знания из разных областей. Один и тот же фактор в разных условиях может влиять на характеристики процессов изменений и положительно, и отрицательно. Например, можно установить, что высокая квалификация учителей, участвующих в освоении новшеств, позитивно влияет на скорость и качество освоения. Однако, если осваиваемое новшество будет приводить к тому, что учителям нужно будет отказываться от многих своих прежних взглядов или произойдет столкновение амбиций, то высокая квалификация, соответствующая старой практике, может стать негативным фактором становления новой. Одни и те же психологические факторы при разных сочетаниях экономических, организационных и др. могут влиять на эффективность внедрения новшеств по-разному.

Конкретизация предмета исследования предполагает выделение частных типов задач. Задачи педагогической инноватики можно разделить на три типа.

Первый – это задачи описательно-объяснительные. Их решение призвано дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения. Примерами такого рода могут служить:

- задачи изучения влияния различных факторов на скорость распространения новшеств или эффективность их освоения,

- задачи мониторинга изменений на различных ступенях образования,

- задачи изучения факторов, определяющих восприимчивость образовательных систем к новшествам,

- задачи изучения причин сопротивления изменениям и механизмов его возникновения и т.п.

Задачи второго типа связаны с разработкой новых моделей инновационной деятельности, с созданием новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации. Их решение отвечает на вопрос, какой должна быть инновационная деятельность, чтобы быть более эффективной, чем существующая? Педагогика разрабатывает общие модели и частные средства совершенствования образовательной деятельности. Но инновационная деятельность тоже должна совершенствоваться. Когда, например, Ю.К. Бабанский создал свою теорию оптимизации, он тем самым предложил новую модель совершенствования педагогической практики. Он не строил другую модель образовательной деятельности, а исходя из некоего представления о том, какой она должна быть, предлагал средства и методы перехода к ней. Наряду с этой моделью существуют и другие, с тем же назначением (см. [3]). Помимо моделей развития образовательных систем как в целом могут разрабатываться более совершенные методы инновационной деятельности, например, проблемно-ориентированного анализа образовательных систем, оценки и выбора новшеств, организации внедрения новшеств, мотивации инновационной активности педагогических коллективов, преодоления сопротивления изменениям и др.

Задачи третьего типа связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них. Если решение задач второго типа расширяет пространство возможных изменений самой инновационной деятельности, то решение задач третьего типа улучшает способы ориентировки и движения в этом пространстве. До недавнего времени они фактически даже не ставились. Первое, насколько нам известно, исследование, в котором решалась такого рода задача, было выполнено лишь недавно одним из авторов этой статьи (см. [3]).

Задачи педагогической инноватики могут быть также разделены по признаку их отнесения к той или иной стадии инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств. На каждой из этих стадий могут решаться самостоятельные задачи изучения инновационной деятельности и разработки научного обеспечения ее совершенствования.

В результате такой типологизации предмет педагогической инноватики оказывается структурированным.

Типология задач педагогической инноватики:

типы задач по их назначению;

типы задач по их принадлежности к стадии инновационного процесса.

 

1. Задачи изучения и совершенствования деятельности по созданию новшеств

Задачи изучения и совершенствования деятельности по распространению новшеств

Задачи изучения и совершенствования деятельности по освоению новшеств в образовательных системах

2. Задачи построения теоретических описаний инновационной деятельности

Задачи построения теоретических описаний процессов создания новшеств

Задачи построения теоретических описаний процессов распространения новшеств

Задачи построения теоретических описаний процессов освоения новшеств

3. Задачи создания средств повышения эффективности инновационной деятельности

Задачи создания средств повышения эффективности процессов создания новшеств

Задачи создания средств повышения эффективности процессов распространения новшеств

Задачи создания средств повышения эффективности процессов освоения новшеств

4. Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии создания новшеств

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии распространения новшеств

Задачи создания технологий анализа и совершенствования инновационной деятельности на стадии освоения новшеств

Как отмечают ученые, нельзя сказать, что педагогическая инноватика сформировалась как наука, – это еще молодая отрасль педагогики, которая находится в стадии выявления закономерностей, уточнения понятийного аппарата формулирования задач, принципов и других научных атрибутов.

Жизненный цикл инноваций

Концепция «жизненного цикла нововведений»

Цикл означает совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-то промежутка времени.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит образовательному процессу определенную выгоду.

Концепция жизненного цикла играет важную роль при планировании инновационного процесса в общеобразовательном учреждении, которая заключается в следующем:

- организуется мониторинг по изучению процесса в данный момент и с точки зрения прогноза на будущее;

- обосновывается необходимость систематической работы по разработке инноваций с целью развития и преобразования процесса;

- устанавливаются стадии инновации: на какой стадии жизненного цикла находится инновация, когда начнется ее спад и когда она закончит своё существование.

Практическая работа

Рассмотрим смену жизненного цикла инновации.

1. Этап рождения идеи.

2. Этап изобретения.

3. Этап нововведения.

4. Этап распространения новшества.

5. Этап господства новшества.

6.Э тап сокращения масштабов применения новшества.

7. Проблемы соотношения и взаимосвязи этапов инновации.

Стадии полного жизненного цикла:

· разработка новой идеи инновации;

· период внедрения новых инновационных технологий;

· развитие инновационных технологий, расширение их внедрения;

· стадия стабильного развития инновационной технологии;

· стадия уменьшения востреботельности данной технологии;

· стадия корректировки инновационной технологии;

· стадия разрушения, сокращения и отказ от ее использования.

Далее возврат к разработке нового цикла инновационного развития и так до полного изменения процесса или его переориентации.

Самостоятельная работа

1. Оформить картотеку педагогических инноваций в системе высшего образования; автор инициалы, название статьи // Название журнала. №. С. Краткая аннотация статьи в 3–4 предложения.

2. Охарактеризовать и представить свою картотеку по педагогическим инновациям.

3. Подобрать темы и содержание своего исследования и обосновать новизну своего исследования.

 

Раздел 2. Сущность, структура, классификация и особенности инновационных процессов в образовании

2.1. Гуманизация и демократизация в обществе как предпосылка инноваций в образовании

Гуманизация и демократизация не являются абсолютно новыми направлениями в современном образовании, которое предполагает по возможности полное развитие тех способностей личности, которые нужны ей и обществу, приобщению человека (личности) к активному участию в жизни, соединения бытия индивидуального человека с культурой. На таком понимании целей были основаны инновации последних лет, направленные на преодоление жесткого манипулирования сознанием обучающихся, отход от практики навязывания и не подлежащих критике стереотипов мышления.

Гуманизация образования, т.е. «очеловечивание» его на основе изменения стиля общения – от авторитарного к демократическому. При этом главный принцип – уважение к личности обучаемого, учет содержания образования, направленного на формирование духовных ценностей, приобщение к человеческой культуре. Сущностью образовательного процесса становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный.

Самой главной частью и средством гуманизации и демократизации образования становится его гуманитаризация.Выделяются триаспекта гуманитаризации:

- наращивание в содержании образования знаний о человеке, человечестве, человечности, увеличение доли гуманитарных дисциплин;

- улучшение качества преподавания гуманитарных дисциплин, которые должны быть направлены на воспитание благоговения – чувства сопереживания, способности ощущать красоту слова;

- гуманизация в преподавании негуманитарных дисциплин: физики, химии, математики, на которых должны формироваться творческие способности, эмоциональная сфера и ценности по определению гуманистических ориентаций.

Результаты гуманизации и демократизации в образовании – это, прежде всего, становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию. Все эти аспекты являются предпосылками для разработки инновационных направлений в гуманизации и демократизации образовательного процесса.

Самостоятельная работа

1. Дайте характеристику особенностей гуманизации и демократизации в системе образования.

2. В чем сущность педагогической инноватики?

3. Охарактеризуйте генезис педагогической инноватики.

4. Обоснуйте подходы к классификации педагогических инноваций.

5. Выделите особенности инновационных процессов в системе ВПО.

6. Обоснуйте понятия «компетентность» и «компетенция» обучающихся в образовательном процессе.

Раздел 3. Структуры и законы развития инновационных процессов в образовании

 

3.1. Подходы к проблеме структуры инновационных процессов в образовании Р.Н. Юсуфбековой, М.М. Поташника, В.А. Сластенина и др.

 

Методологические подходы в разрешении проблем структурирования инновационных процессов учеными рассматриваются как система знаний в соответствующих им видах деятельности, которые изучают, объясняют, обосновывают педагогическую инноватику, ее собственные принципы, закономерности, понятийный аппарат, средства, границы применения и другие научные атрибуты, характерные для теоретических учений. Все это, по определению А.В. Хуторского, – методологические аспекты изучения и конструирования педагогических нововведений[8].

Для разработки и построения инновационного процесса необходима опора на уже имеющиеся методологические основы, принятые в педагогической науке: использование научного аппарата, разное понимание проблем философами, методологами, педагогами, которые считаются достаточно сформированными, но вместе с тем находятся в стадии развития.

Характеристика представленных подходов, общепринятых в педагогической системе образования, условна. На практике все подходы дополняют друг друга и реализуются в комплексе:

· Системный подход в развитии учебно-воспитательных систем образовательных учреждений разного типа предполагает совершенствование содержания всех компонентов образовательной деятельности, развитие всех субъектов процесса (детей, молодежи, педагогов, образовательной, воспитательной среды и пространства в целом).

· Деятельностный подход связан с включением детей и молодежи в определенные виды деятельности (игру, общение, исследовательскую, проектную, учебную, трудовую и др.). Деятельность тесно связана с индивидуальными и личностными качествами субъектов, которые осуществляют её (дошкольники, младшие школьники, подростки, дети-инвалиды, юноши, девушки или педагоги). В процессе деятельности субъектами усваиваются действия (принятие решений, реализация их, контроль и коррекция), они познают себя и находят ту сферу, в которой могут проявить свои способности и интересы.

· Прогностический подход рассматривается на мировоззренческом уровне, составляет положения о сущности прогнозирования как человеческой способности; как особом виде (форме, уровне) процесса познания; как составной части любого вида деятельности, в том числе и управленческой и естественно-воспитательной; о принципиальной возможности опережающего отражения действительности и ее практического преобразования.

· Синергетический подход рассматривается как самоорганизующаяся система образования, достигающая позитивного эффекта в результате интеграции отдельных ее компонентов на основе открытости, нелинейности и неравномерности развития.

· Культурологический подход осуществляется посредством присвоения культуры, или овладение культурой (языком, ценностями, понятиями, традициями, обычаями, обрядами, методами, техниками, идеями, правилами). Все это составляет совокупность средств, присущих той или иной деятельности, которые сложились исторически, культивируются и воспроизводятся в совместной, общественной деятельности, когда дети и молодежь включены в нее, то есть производят действия, соответствующие данной культуре.

· Аксиологический подход рассматривается как философская категория, определяющая ценности в образовании в целом и его инновационных компонентов. В образовании функционирует три вида ценностей: человек как высшая ценность, а в образовательной среде это педагоги, учащиеся, родители (уровень их образованности, развития, состояния здоровья); общественно-культурные ценности (искусство, наука, религия, традиции и др.); ценности, выработанные самим процессом образования (принципы, инновационные средства, формы, способы, содержание образования, процесс обучения, воспитания).

· Технологический подход состоит в управляемости образовательным процессом любого учреждения, направленности на достижение фиксированной цели, установление обратной связи, оценке результатов, на основе которых осуществляется коррекция образовательного процесса. Признаками технологического подхода являются алгоритмичность, проектируемость и управляемость на основе диагностики, определения цели, воспроизводимости педагогического процесса и его результата.

· Компетентностный подход это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление собственной системы работы, компетентности, которую нельзя «сложить» из набора знаний и умений. Компетентность (В.В. Сериков) рассматривается, как интеграция изученных понятий, опыта проявления личностной позиции на основе собственной разнообразной деятельности, сотрудничества, коммуникативной способности к работе в группе, творчество, что в свою очередь становится предметом рефлексии.

· . Многомерный подход связан с формированием социального заказа на обучение и воспитание при условии приоритетности интересов и свободы выбора личности и общества. Многомерность воспитания проявляется в конкретных признаках:

- целенаправленность и управляемость, т.е. наличие у воспитания общей цели и задач, которые формируются во внешних и внутренних условиях, имеющие свои особенности и развивающиеся в соответствии со своими специфическими свойствами и типами учреждений;

- сложность иерархической структуры организации, предусматривающая сочетание централизованного управления с автономностью воспитательных систем общеобразовательных учреждений;

- многосвязность элементов – между различными уровнями по вертикали и горизонтали в системе воспитательной работы;

- сложные, переплетающиеся взаимоотношения между переменами в одной системе, ведущие к изменению многих других перемен в других системах воспитания и ведущие к изменению в целом;.

- наличие информационных связей между системами и подсистемами, а также внешних информационных связей по вопросам воспитывающей деятельности;

- участие широкого круга специалистов, обеспечивающих функционирование и развитие воспитания в региональной системе воспитания;

- многокритериальностъ оценки результативности функционирования воспитания в образовательной системе региона, включающая различные аспекты (наличие нормативно-правовой базы, уровень воспитанности детей и молодежи, качественную организацию процессов воспитания, профессиональный рост педагогов и др.);

- наличие возмущающих факторов, противостоящих и конкурирующих сторон, направленных на неприятие инновационных процессов развития воспитания в образовательной системе.

· Интегративный подход не предполагает простое объединение (дополнение) элементов (компонентов) образовательной системы, а направлен на разрешение противоречий через решение проблем. Интеграцию как область научной и практической образовательной деятельности следует рассматривать с позиции двух направлений: как принципа развития педагогической теории и практики и как связи между объектами созданной новой целостной системы. В силу этого происходит непрерывное творческое совершенствование целостного образовательного процесса. Непременным атрибутом интеграции является решение научных, организационных, методических, технологических, культурологических и других проблем, связанных с развитием обучением и воспитанием личности.

Обоснованные подходы в развитии инновационных процессов в системе образования обеспечивают его реализацию на основе ряда принципов:

· социализации – предполагает направленность педагогической деятельности на формирование у детей и молодежи готовности и способности активно участвовать в жизни общества.

· направленности обучения и воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения, что особенно актуально для России сегодня. Человек становится человеком только тогда, когда в процессе освоения всего того, что называется культурой, делает акцент на ценности;

· воспитании в деятельности – это значит, что педагоги, занимающиеся воспитанием, должны знать все виды организации деятельности: игры, искусство, спорт, труд, природу, общественную жизнь;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей в деятельности педагогов на разных ступенях организации образования, который имеет ряд особенностей; если для дошкольников и младших школьников воспитание больше как воздействие, то в основной школе с учащимися, детьми-инвалидами, педагогически запущенными детьми – это взаимодействие, а со старшеклассниками, студентами – это диалог;

· сквозной разработки перспективного, прогнозируемого развития образования, на основе определения ведущих направлений инновационного процесса на основе проектирования отдельных идей (комплекса идей), на уровне отдельного образовательного учреждения, муниципального, окружного объединения или регионального пространства;

· многовариативности, предполагающего рассмотрение различных вариантов развития образовательного процесса в зависимости от типа и уровня образовательного учреждения или объединения, профессиональной компетентности педагогов, воспитательной среды и взаимодействия с госдарственно-общественными организациями;

· прогнозирования развития воспитания в интересах полнофункциональной и социально-прогрессивной деятельности воспитанника в поликультурном и многонациональном социуме;

· технологичности – направлен на повышение качества профессионального роста педагогов, предусматривает овладение ими исследовательскими и проектными методами по созданию моделей, схем, типологий, инновационных процессов, систем, средств, форм и способов оптимизации образовательного процесса;

· соответствия конечных результатов заданным целям. Основой содержания контроля является система диагностики и мониторинга инновационного развития образования на основе анализа, разработанных критериев, показателей и индикаторов;

· государственно-общественного управления образованием – основан на разделении полномочий по управлению; это система взаимодействия органов государственной власти и общественных институтов в решении социально значимых проблем.

 

3.2.Инновационный процесс как система

Ученые, исследуя инновационные процессы в образовании, обнаружили ряд проблем теоретико-методологического характера:

1. Соотношение традиций и инноваций.

2. Содержание и этапы инновационного цикла.

3. Отношение к инновациям разных объектов образования.

4. Подготовка кадров.

5. Основания для критериев оценки нового в образовании и др.

Эти проблемы нуждаются в обосновании на методологическом уровне.

В исследованиях Н.Р. Юсуфбековой педагогическая инноватика является одним из направлений методологического исследования, поскольку в этой науке можно представить систему знаний о создании, освоении и распространении педагогических новшеств.

Сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения предъявляет определенные требования к пониманию методологии педагог<

Дата: 2016-10-02, просмотров: 453.