Фамилия, имя ребенка _________________________________
Возраст ______________ Дата обследования _________________
Параметры общения | Ситуации | |||
«Пассивный взрослый» | «Индивиду-альная предметная деятельность» | «Ситуативно-деловое общение» | «Незнакомый предмет» | |
Инициативность | ||||
Чувствительность к воздействиям взрослого | Не фиксируется | |||
Средства общения: Понимание речи взрослого Экспрессивно- мимические средства Предметно- действенные средства Речь | Не фиксируется | |||
Примечания |
Заключение об уровне развития общения у ребенка на втором году жизни
Фамилия, имя ребенка.
Возраст.
Дата обследования.
Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует).
Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая, отсутствует).
Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный - выделить предпочитаемые средства общения, указать уровень развития активной речи).
Заключение (содержит вывод об уровне развития общения: нормальный, задержка в развитии общения, грубая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки).
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения).
Диагностика развития общения и речи (третий год жизни)
Описание диагностических ситуаций
Организация предметной среды. Для проведения диагностики нужна отдельная комната, где есть детский столик, на котором находятся следующие предметы: матрешка, пирамидка, кубики, машинка, куколка, игрушечное животное (собачка, мишка, слоник и др.) и книжка с картинками (или набор картинок).
Картинки в книжке (или в наборе) должны содержать следующие изображения: 4-5 изображений знакомых ребенку животных (собачка, кошка, птичка, зайчик и т. д.); четыре изображения детей, совершающих определенные действия (например, девочка ест, мальчик рисует, дети бегут или играют с игрушками, девочка одевается, мальчик сидит на стуле и т. д.); три изображения знакомых ребенку транспортных средств различной величины (большая и маленькая машины, самолеты, троллейбусы или трамваи и т. д.); три изображения одного персонажа в разных пространственных положениях (например, птичка сидит под деревом, на дереве и летит высоко над деревом).
Ситуация 1. «Пассивный взрослый».
Цель: выявить предпочитаемый ребенком вид деятельности (общение со взрослым или индивидуальная предметная деятельность) и формы общения (ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное или ситуативно-личностное); определить уровень инициативности ребенка в общении.
Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый садится на стульчик неподалеку от ребенка и в течение одной минуты наблюдает за поведением ребенка, не проявляя никакой инициативы. Если ребенок самостоятельно начинает игру или вступает в контакт со взрослым, он поддерживает детскую инициативу. Если в течение минуты ребенок остается выжидающе пассивным, взрослый переходит к следующей пробе.
Ситуация 2. «Совместная игра со взрослым».
Цель: выявить уровни ситуативно-делового общения ребенка со взрослым, активной и пассивной речи ребенка.
Процедура проведения диагностической пробы.
Проба 1. Взрослый подводит ребенка к столику и предлагает рассмотреть, что на нем находится. Он показывает ребенку различные предметы и каждый раз спрашивает: «Это что?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет сам и просит повторить его название. Здесь проверяется уровень активной речи ребенка и его словарный запас.
Проба 2. Взрослый просит ребенка дать ему сначала 2-3 предмета поочередно, а потом по два предмета сразу. Например: «Дай мне, пожалуйста, матрешку и мишку». Затем он предлагает ребенку посадить куклу (или мишку) на стульчик, а потом спрятать ее под стульчик. Если ребенок не понимает этой просьбы и не выполняет действий, взрослый проделывает их сам, комментируя свои действия, после чего предлагает ребенку повторить их. Потом взрослый просит выбрать какой-либо определенный предмет из тех, что имеются на столе в нескольких экземплярах. Например: «Дай мне, пожалуйста, красный кубик». Таким образом проверяется уровень понимания речи и выполнение простых инструкций взрослого.
Проба 3. Взрослый предлагает ребенку поиграть с этими игрушками и спрашивает, какая из них ему больше всего нравится. В случае если ребенок называет или выбирает какую-нибудь игрушку, взрослый начинает совместную игру с ней. Если ребенок не может сделать выбор, взрослый предлагает совместное действие, предполагающее участие двух партнеров (например, катание машинки от одного к другому или совместное собирание пирамидки). Так выявляются стремление и способность ребенка к ситуативно-деловому общению.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 323.