Параметры предметной деятельности, показатели параметров | Критерии оценки показателей | Баллы |
Виды действий с предметами Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные действия | Отсутствуют: ребенок игнорирует предметы. Используются редко: ребенок бегло поглядывает на предметы, совершает 1-2 однообразные манипуляции. Используются часто: ребенок рассматривает предметы, разнообразит способы манипуляций. | |
Предметные, культурно-фиксированные действия | Отсутствуют: ребенок не действует с предметами в соответствии с их назначением. Используются редко: ребенок совершает действия данного вида лишь эпизодически, предпочитает манипулировать с предметами. Используются часто: на протяжении всей пробы ребенок периодически или постоянно совершает культурно-фиксированные действия с предметами. | |
Познавательная активность Интерес к предметам и действиям с ними | Отсутствуют: ребенок не обращает внимания на предметы, не предпринимает никаких действий с ними. Слабый: ребенок постоянно отвлекается от предметов, быстро насыщается игрой, в действиях нет сосредоточенности. Средний: ребенок рассматривает предметы, сосредоточенно занимается с некоторыми из них, но часто отвлекается, смотрит по сторонам. Большой: ребенок вовлечен в действия с предметами, действует сосредоточенно, почти не отвлекается. | |
Эмоциональная вовлеченность в действия с предметами | Преобладание отрицательных эмоций: ребенок отталкивает предметы, сердито разбрасывает их, сбрасывает со стола. Безразличие: ребенок равнодушно смотрит на предметы; мимика невыразительная. Преобладание амбивалентных эмоций: ребенок радуется при виде предметов, но действует с ними с опаской или робко. Преобладание положительных эмоций: ребенок оживлен, часто улыбается, радостно вокализирует. | -1 |
Включенность предметной деятельности в общение со взрослым Стремление воспроизводить образец действия | Отсутствует: ребенок не обращает внимания на показ взрослым действий с предметами, не подражает им, игнорирует предложения взрослого. Слабое: ребенок наблюдает за действиями взрослого, делает слабые попытки подражать ему, но быстро отвлекается, переходит к другим занятиям; большинство образцов действий остается без внимания; в последующей самостоятельной игре ребенок не пытается воспроизводить образец. Среднее: ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослого; сразу после показа образца действия старается воспроизвести его; в последующей самостоятельной игре образец не воспроизводит. Сильное: ребенок с большим интересом наблюдает за действиями взрослого; пытается заставить взрослого повторить показ, вкладывая ему в руку предмет; неоднократно воспроизводит образец действия по собственной инициативе. | |
Ориентация на оценку взрослого | Отсутствует: ребенок не ищет оценки и не реагирует на оценку взрослым его действий, продолжает действовать по-своему; после поощрения нет явных признаков удовольствия ребенка и усиления его активности, стремления повторить действие, одобренное взрослым; порицания не огорчают ребенка, не замедляют темпа деятельности, не влекут за собой попыток исправить действие или обратиться к взрослому за помощью. Слабая выраженность: ребенок не ищет оценки; лишь изредка реагирует на оценку взрослого, а в целом не изменяет своей деятельности: действует в прежнем темпе, эмоции выражены слабо; поощрения действий вызывают неярко выраженное удовольствие; порицание приостанавливает действие, но не влечет за собой попытки его исправить. Хорошая выраженность: ребенок обращается к взрослому за оценкой (взглядом, жестом, вербально); радуется поощрениям, начинает действовать более активно, неоднократно повторяет одобренное действие; порицание стимулирует попытки видоизменить действие; ребенок обращается за помощью; иногда огорчается и прекращает деятельность. | |
Речевое сопровождение деятельности | Отсутствует: ребенок не сопровождает свои действия речью. Слабое: ребенок называет предметы или комментирует лишь отдельные действия. Выраженное: характерны развернутые речевые высказывания. | |
Целенаправленность, стремление к самостоятельности | Отсутствует: не получив сразу желаемого результата, ребенок прекращает попытки решить задачи, не проявляет настойчивости, самостоятельности в проблемных ситуациях. Слабовыраженная: ребенок предпринимает 2-3 попытки решить задачу, но после неудачи прекращает деятельность. Ярко выраженная: ребенок предпринимает многократные попытки добиться результата, стремится воплотить замысел, в случае неудачи обращается за помощью. | |
Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка
На основании анализа полученных данных составляется заключение об уровне развития предметной деятельности ребенка. Уровень развития предметной деятельности (далее - ПД) определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень развития ПД.При высоком уровне развития ПД показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы. Некоторые показатели следует отнести к высокому уровню, учитывая возраст детей. К ним причисляют «Речевое сопровождение деятельности» и «Стремление к самостоятельности». Для малышей от 2 до 2,5 лет эти показатели должны оцениваться не ниже чем 1 балл, для детей старше 2,5 лет - не ниже чем 2 балла. Так, при оценке показателя «Речевое сопровождение деятельности» следует иметь в виду, что для ребенка до 2,5 лет достаточно, если он называет предметы или комментирует лишь отдельные действия, а для более старшего ребенка, имеющего высокий уровень развития ПД, характерны развернутые речевые высказывания.
Средний уровень развития ПД.Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, во-вторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. Например, у ребенка может быть хорошо развита операционально-техническая сторона деятельности, но при этом слабо выражена познавательная активность. Или ребенок может разнообразно действовать с игрушками, владеть культурно-фиксированными способами обращения с предметами, испытывать интерес к ним, но не сопровождать свои действия речью или не проявлять настойчивости и самостоятельности в проблемных ситуациях.
Низкий уровень развития ПДотмечается, если большинство показателей параметров получают оценку «0-1 баллов». Ребенок с низким уровнем ПД проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурно-фиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.
Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистам.
Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка предметной деятельности. Форма заключения приведена ниже.
Заключение об уровне развития предметной деятельности у ребенка на третьем году жизни
Фамилия, имя ребенка.
Возраст.
Дата обследования.
Виды действий с предметами.
Ориентировочно-исследовательские и манипулятивные (отсутствуют, используются редко, используются часто).
Культурно-фиксированные (отсутствуют, используются редко, используются часто).
Познавательная активность.
Интерес к предметам и действиям с ними (отсутствует, слабый, средний, большой).
Эмоциональная вовлеченность (преобладание отрицательных эмоций, безразличие, преобладание амбивалентных эмоций, преобладание положительных эмоций).
Включенность ПД в общение со взрослым.
Стремление воспроизводить образец действия (отсутствует, слабое, среднее, сильное).
Ориентация на оценку взрослого (отсутствует, выраженность, слабая, средняя, высокая).
Речевое сопровождение деятельности (отсутствует, слабое, выраженное).
Целенаправленность, стремление к самостоятельности (отсутствует, слабовыраженная, ярко выраженная).
Заключение (указать уровень развития ПД, дать качественную характеристику).
Рекомендации.
Задание 5
Дата: 2016-10-02, просмотров: 291.