Организация педагогической диагностики взаимоотношений между детьми в группе детского сада
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание:

1. Описание методики диагностики:

- подготовка к исследованию;

- процедура проведения исследования;

- обработка данных.

2. Проведение диагностики взаимоотношений между детьми в группе детского сада, оформление социометрической матрицы.

3. Анализ результатов диагностики, составление заключения о статусном положении детей в группе сверстников. План заключения:

- возрастная группа;

- дата обследования;

- распределение детей по условным статусным категориям;

- уровень благополучия взаимоотношений в группе;

- индекс изолированности;

- коэффициент взаимности;

- коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями;

- критерии положительных и отрицательных выборов;

- методические рекомендациипо организациипедагогической работы с детьми, имеющими низкий социально-психологический статус в группе сверстников.

Рекомендуемая литература:

1. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2011.

3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.

5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии дошкольника. – М., 2009.

6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб., 2003.

Материалы к организации педагогической диагностики взаимоотношений между детьми в группе детского сада

Диагностическое задание.

Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада

Подготовка к исследованию.Подготовить красочные сюжетные переводные картинки по 3 штуки на каждого ребенка и 6 – 8 запасных.

Проведение исследования.Исследование проводят с детьми 3–7 лет в виде игры «Секрет», которую организуют 2 раза в год (в октябре – ноябре, апреле – мае) в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульями у каждого (один – для ребенка, другой – для взрослого).

Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называют имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал дарить картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки пишут имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных.Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в статусные группы «популярных», «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу, причем отдельно составляют таблицу для мальчиков и девочек. Выбор обозначают знаком «+», взаимный выбор «Å». Такую же таблицу составляют для девочек.

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек.

На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям: I «звезды и предпочитаемые» – 6 и более выборов; II «принятые» – 3–5 выборов; III «непринятые» – 1–2 выбора; IV «изолированные» – не получившие ни одного выбора.

Социометрическая матрица

№ п/п Фамилия, имя ребенка
Николай А.   Å   Å +
Артем Б. Å   Å   Å
Мария В.. + Å   +  
Саша Д. Å +     +
Игорь Е.   Å +    
Сумма выборов
Сумма взаимных выборов

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—IV). УБВ считается высоким при I + II > III + IV, когда большинство детей оказывается в благоприятных статусных категориях; средним при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низким при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.

Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (в благополучной группе изолированных нет или их число достигает 5–6 %, в менее благополучной – 15–20%).

Эмоциональное благополучие, или самочувствие, детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB): КВ = (P1 /Р) x l00%, где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1число взаимных выборов. По величине показателя KB группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: низкому (15–20%); среднему (21–30%); высокому (31–40%); сверхвысокому (более 40%).

Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. По величине показателя КУ группу можно отнести к одному из четырех уровней удовлетворенности взаимоотношениями: 1 – 33% и менее; 2 – 34-49%; 3 – 50-65%; 4 – 66 % и более. КУ каждого отдельного ребенка определяется как процентное соотношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. В зависимости от величины этого показателя ребенка можно отнести к одной из четырех групп: 1 – 25 % и менее; 2 – 25–50 %; 3 – 50–75 %; 4 – 45–100%.

Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, особенности половой дифференциации взаимоотношений, показателем которой является соотношение выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Выясняют, у кого более благоприятное положение в группе – у мальчиков или у девочек.

 

Сводная таблица анализа мотивов выборов детей в экспериментальной игре «Секрет»

 

№ (от самых распространенных к менее распространенным) Содержание мотивов Количество детей
Мотив дружбы: а) он (она) мой друг; б) он (она) со мной дружит  
Дает мне игрушки
Обобщенная положительная оценка (хороший (ая), нравится)
Веселые (ая), смешной (ая), (смешит меня)
Совместные занятия чем-либо (гуляем, ходим в кружок)
Вместе играем
Добрый (ая)
Умный (ая), хорошо занимается

Задание 9

Наблюдение и анализ игровой деятельности детей группы

Содержание:

1. Диагностика игровых предпочтений детей.

1.1. Описание методики диагностики:

- подготовка к исследованию;

- процедура проведения исследования;

- обработка данных.

1.2. Проведение диагностики игровых предпочтений детей (на примере 2-3 детей), оформление протокола беседы.

1.3. Анализ результатов диагностики, составление заключения о детских игровых интересах и предпочтениях. План заключения:

- фамилия, имя ребенка;

- возраст;

- дата обследования;

- желаемые и реально выбираемые ребенком сюжеты игр, роли, игрушки и действия с ними, партнеры.

2. Диагностика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

2.1. Описание методики диагностики:

- подготовка к исследованию;

- процедура проведения исследования;

- обработка данных.

2.2. Проведение диагностики игровых предпочтений уровня сформированности игровых навыков у дошкольников (на примере одной подгруппы играющих детей), оформление протокола наблюдения (сводной таблицы).

2.3. Анализ результатов диагностики, составление заключения об уровне сформированности игровых навыков у дошкольников. План заключения:

- фамилии, имена детей наблюдаемой подгруппы играющих;

- возраст;

- дата обследования;

- распределение ролей;

- основное содержание игры;

- ролевое поведение;

- игровые действия;

- использование атрибутики;

- использование ролевой речи;

- выполнение правил;

- методические рекомендации для педагогов по оптимизации игровой деятельности дошкольников (направления оптимизации: обогащение знаний, развитие игровых интересов детей; создание предметно-игровой среды; методические приемы руководства сюжетно-ролевой игрой).

Рекомендуемая литература:

1. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2008.

2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М., 2006.

3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2011.

4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М., 2004.

5. Комарова Н.Ф.Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М., 2010.

6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2010.

7. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2002.

8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии дошкольника. – М., 2009.

9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – М., 2010.

Материалы к проведению наблюдения и анализа игровой деятельности детей группы

Дата: 2016-10-02, просмотров: 315.