Содержание:
1. Описание методики диагностики:
- подготовка к исследованию;
- процедура проведения исследования;
- обработка данных.
2. Проведение диагностики взаимоотношений между детьми в группе детского сада, оформление социометрической матрицы.
3. Анализ результатов диагностики, составление заключения о статусном положении детей в группе сверстников. План заключения:
- возрастная группа;
- дата обследования;
- распределение детей по условным статусным категориям;
- уровень благополучия взаимоотношений в группе;
- индекс изолированности;
- коэффициент взаимности;
- коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями;
- критерии положительных и отрицательных выборов;
- методические рекомендациипо организациипедагогической работы с детьми, имеющими низкий социально-психологический статус в группе сверстников.
Рекомендуемая литература:
1. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.
2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2011.
3. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000.
4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.
5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии дошкольника. – М., 2009.
6. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет). – СПб., 2003.
Материалы к организации педагогической диагностики взаимоотношений между детьми в группе детского сада
Диагностическое задание.
Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада
Подготовка к исследованию.Подготовить красочные сюжетные переводные картинки по 3 штуки на каждого ребенка и 6 – 8 запасных.
Проведение исследования.Исследование проводят с детьми 3–7 лет в виде игры «Секрет», которую организуют 2 раза в год (в октябре – ноябре, апреле – мае) в первую половину дня вместо занятий. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Игру проводят двое взрослых, не работающих в группе (воспитатель другой группы, методист или заведующий). Ее можно провести в раздевальной комнате, здесь ставят подальше друг от друга 2 детских столика с двумя стульями у каждого (один – для ребенка, другой – для взрослого).
Перед началом эксперимента ребенку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки». Для облегчения выполнения задания можно сказать ребенку: «Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе». Далее ребенку дают 3 картинки и говорят: «Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называют имя сверстника, которое ребенок произнес первым)?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много картинок и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал дарить картинку и почему?» Все ответы записывают, а на оборотной стороне картинки пишут имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных.Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в статусные группы «популярных», «предпочитаемых», «принятых», «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносят в таблицу, причем отдельно составляют таблицу для мальчиков и девочек. Выбор обозначают знаком «+», взаимный выбор «Å». Такую же таблицу составляют для девочек.
Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек.
На основании данных определяют статусное положение каждого ребенка и распределяют всех детей по условным статусным категориям: I «звезды и предпочитаемые» – 6 и более выборов; II «принятые» – 3–5 выборов; III «непринятые» – 1–2 выбора; IV «изолированные» – не получившие ни одного выбора.
Социометрическая матрица
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | |||||
Николай А. | Å | Å | + | |||
Артем Б. | Å | Å | Å | |||
Мария В.. | + | Å | + | |||
Саша Д. | Å | + | + | |||
Игорь Е. | Å | + | ||||
Сумма выборов | ||||||
Сумма взаимных выборов |
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе: соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I—II), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III—IV). УБВ считается высоким при I + II > III + IV, когда большинство детей оказывается в благоприятных статусных категориях; средним при I + II = III + IV (или незначительном расхождении); низким при значительном количественном преобладании числа членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях.
Важным показателем УБВ является также «индекс изолированности», т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (в благополучной группе изолированных нет или их число достигает 5–6 %, в менее благополучной – 15–20%).
Эмоциональное благополучие, или самочувствие, детей в системе личных взаимоотношений зависит и от числа взаимных выборов. Поэтому определяют коэффициент взаимности (KB): КВ = (P1 /Р) x l00%, где Р – общее число выборов, сделанных в эксперименте; Р1— число взаимных выборов. По величине показателя KB группу можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: низкому (15–20%); среднему (21–30%); высокому (31–40%); сверхвысокому (более 40%).
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ) определяется процентным соотношением числа детей, имеющих взаимные выборы, к числу всех детей группы. По величине показателя КУ группу можно отнести к одному из четырех уровней удовлетворенности взаимоотношениями: 1 – 33% и менее; 2 – 34-49%; 3 – 50-65%; 4 – 66 % и более. КУ каждого отдельного ребенка определяется как процентное соотношение числа сверстников, с которыми у него взаимные выборы, к числу детей, которых он сам выбрал. В зависимости от величины этого показателя ребенка можно отнести к одной из четырех групп: 1 – 25 % и менее; 2 – 25–50 %; 3 – 50–75 %; 4 – 45–100%.
Анализируют критерии положительных и отрицательных выборов, особенности половой дифференциации взаимоотношений, показателем которой является соотношение выборов, отданных сверстникам своего и противоположного пола. Выясняют, у кого более благоприятное положение в группе – у мальчиков или у девочек.
Сводная таблица анализа мотивов выборов детей в экспериментальной игре «Секрет»
№ (от самых распространенных к менее распространенным) | Содержание мотивов | Количество детей |
Мотив дружбы: а) он (она) мой друг; б) он (она) со мной дружит | ||
Дает мне игрушки | ||
Обобщенная положительная оценка (хороший (ая), нравится) | ||
Веселые (ая), смешной (ая), (смешит меня) | ||
Совместные занятия чем-либо (гуляем, ходим в кружок) | ||
Вместе играем | ||
Добрый (ая) | ||
Умный (ая), хорошо занимается |
Задание 9
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей группы
Содержание:
1. Диагностика игровых предпочтений детей.
1.1. Описание методики диагностики:
- подготовка к исследованию;
- процедура проведения исследования;
- обработка данных.
1.2. Проведение диагностики игровых предпочтений детей (на примере 2-3 детей), оформление протокола беседы.
1.3. Анализ результатов диагностики, составление заключения о детских игровых интересах и предпочтениях. План заключения:
- фамилия, имя ребенка;
- возраст;
- дата обследования;
- желаемые и реально выбираемые ребенком сюжеты игр, роли, игрушки и действия с ними, партнеры.
2. Диагностика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.
2.1. Описание методики диагностики:
- подготовка к исследованию;
- процедура проведения исследования;
- обработка данных.
2.2. Проведение диагностики игровых предпочтений уровня сформированности игровых навыков у дошкольников (на примере одной подгруппы играющих детей), оформление протокола наблюдения (сводной таблицы).
2.3. Анализ результатов диагностики, составление заключения об уровне сформированности игровых навыков у дошкольников. План заключения:
- фамилии, имена детей наблюдаемой подгруппы играющих;
- возраст;
- дата обследования;
- распределение ролей;
- основное содержание игры;
- ролевое поведение;
- игровые действия;
- использование атрибутики;
- использование ролевой речи;
- выполнение правил;
- методические рекомендации для педагогов по оптимизации игровой деятельности дошкольников (направления оптимизации: обогащение знаний, развитие игровых интересов детей; создание предметно-игровой среды; методические приемы руководства сюжетно-ролевой игрой).
Рекомендуемая литература:
1. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М., 2008.
2. Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М., 2006.
3. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2011.
4. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М., 2004.
5. Комарова Н.Ф.Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. – М., 2010.
6. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2010.
7. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей. – М., 2002.
8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии дошкольника. – М., 2009.
9. Харчевникова А.Н., Деркунская В.А. Сюжетно-ролевые игры для социализации детей 4-5 лет: Методическое пособие. – М., 2010.
Материалы к проведению наблюдения и анализа игровой деятельности детей группы
Дата: 2016-10-02, просмотров: 355.