Шкалы оценки ситуативно-делового общения на втором году жизни ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Параметры и показатели общения, критерии оценки параметров и показателей Баллы
Инициативность Отсутствует: ребенок не обращается к взрослому по поводу действий с предметами ни в одной из проб. Слабая: ребенок не инициирует первым контакты со взрослым; начинает проявлять инициативу только после обращения к нему взрослого, делает это редко; в совместной деятельности занимает преимущественно пассивную позицию: чаще всего ждет инициативы взрослого (например, изредка поглядывает в глаза, не решаясь обратиться); не проявляет настойчивости в привлечении внимания взрослого к предметам и действиям с ними (например, протягивает взрослому игрушку, но не получив ответа, кладет ее на стол). Средняя: ребенок проявляет инициативу не во всех пробах; обращения к взрослому не охватывают весь спектр возможностей (например, ребенок только показывает взрослому на игрушки, но не вовлекает его в совместную деятельность); инициативные обращения не отличаются настойчивостью. Высокая: ребенок постоянно проявляет инициативу в общении; обращается к взрослому по разным поводам: привлекает его внимание к предметам; просит помочь в случаях затруднений, вовлекает в совместные действия; делится своей радостью или огорчением по поводу игры, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении.
Чувствительность к воздействиям взрослого Отсутствует: ребенок не отвечает на инициативу взрослого по поводу предметов и действий с ними. Слабая: ребенок лишь изредка отвечает на обращения к нему взрослого, часто игнорирует их, не перестраивает свое поведение в зависимости от обращений взрослого (например, взрослый предлагает совместную игру, а ребенок продолжает свое занятие, не обращая внимания на инициативу партнера, принимает ее только после неоднократных обращений; взрослый предлагает свою помощь, ребенок принимает ее не сразу). Средняя: ребенок охотно откликается на инициативу взрослого по поводу действий с предметами, однако некоторые инициативные действия игнорирует; принимает помощь взрослого, но не всегда откликается на предложения о совместной игре; не всегда перестраивает свое поведение в зависимости от воздействий взрослого (например, соглашается катать машинку вместе со взрослым, но сразу же отбирает ее, играет сам). Высокая: ребенок охотно откликается на все инициативные действия взрослого, активно подхватывает их; старается согласовывать свои действия с действиями взрослого (например, в ответ на предложение покормить куклу сразу же поит ее из чашки; с удовольствием соглашается собрать пирамидку и подает взрослому кольца, помогая нанизывать их на стержень).
Средства общения: Понимание речи взрослого Отсутствует: ребенок во всех пробах неправильно выполняет инструкции (например, в ответ на неоднократные просьбы взрослого показать или дать знакомый предмет показывает или подает ему все подряд). Понимает речь взрослого: ребенок правильно выполняет просьбы и инструкции; охотно и старательно пытается повторить вслед за взрослым слова.
Экспрессивно-мимические средства Отсутствуют: ребенок не смотрит на взрослого, не выражает мимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям; не указывает на предметы. Использует редко: ребенок изредка смотрит в глаза взрослого; однократно или эпизодически выражает взрослому свое эмоциональное состояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная; один или несколько раз привлекает внимание взрослого к предметам с помощью жестов (указывает на игрушку, тянется к ней); эмоции и жесты используются преимущественно в ответ на обращения взрослого. Использует постоянно: ребенок часто поглядывает на взрослого; часто обращается к нему с улыбкой, смехом или выражает отрицательные эмоции (недовольство, обида, гнев), мимика оживленная, яркая; постоянно привлекает внимание взрослого к предметам с помощью выразительных жестов и предметных действий (радостно указывает на игрушки, на предметы, находящиеся в отдалении, сжимая и разжимая ладошки, тянется к игрушке, которую не может достать, дотрагивается до руки взрослого).
   
Предметные действия Отсутствуют: ребенок не протягивает взрослому игрушки, не обменивается ими. Использует редко: ребенок однократно или эпизодически предлагает взрослому игрушки, несколько раз обменивается ими в процессе совместной игры. Использует часто: ребенок постоянно протягивает взрослому игрушки, настойчиво вкладывает их в руку взрослого, демонстрирует ему свои действия, чередует собственные действия с действиями партнера.
Активная речь Отсутствует: ребенок не произносит слов, не лепечет, не издает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ на обращения взрослого). Лепет Автономная речь (детские слова типа «ко-ко» вместо «молоко», «кика» вместо «кошка» и т. д.). Отдельные слова Фразы

Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка

Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным параметрам. Уровень развития общения определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень общения

Инициативность в общении. Ребенок с высоким уровнем общения проявляет ярко выраженную инициативность во всех пробах вне зависимости от поведения взрослого. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого (например, в стремлении потрогать его одежду, тетрадь, ручку, украшения), в привлечении его внимания к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого. Таким образом, его инициативность высока вне зависимости от степени инициативности взрослого.

Чувствительность к воздействиям взрослого. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с таким же высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия. Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающихся детей независимо от возрастного периода, в котором они находятся. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

Средства общения. Ребенок с высоким уровнем общения пользуется разнообразными средствами для налаживания контактов со взрослым. Такой ребенок хорошо понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т. д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. Активная речь может выражаться в лепете, в автономной детской речи, в использовании слов и фраз.

Высокому уровню общения соответствуют следующие оценки параметра:

• не менее 2 баллов по показателям экспрессивно-мимических средств и предметных действий во 2-4-й пробах вне зависимости от возраста ребенка;

• не менее 1 балла по показателю «активная речь» для ребенка от 1 года до 1,5 лет и не менее 2 баллов для ребенка старше 1,5лет.

Средний уровень общения

Уровень развития общения оценивается как средний в следующих случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается.

Инициативность. Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Достаточно показательна в этом отношении ситуация «Пассивный взрослый». В ней ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» он обращается к взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации «Ситуативно-деловое общение», где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии. Обобщая, можно сказать, что степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Чувствительность к воздействиям взрослогооценивается в 2 балла. Вместе с тем при определении уровня общения необходимо не только оценивать каждый из параметров, но и устанавливать степень их взаимосвязи. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Это выражается по-разному. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе (в этом случае параметр инициативности оценивается 3 баллами), но не всегда откликаться на инициативу партнера (2 балла); другой, наоборот, проявляет высокую чувствительность к воздействиям взрослого (3 балла), но недостаточную собственную инициативу (2 балла). В результате нарушается цикличность, согласованность в общении.

Средства общения. Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Признаками отнесенности средств общения и среднему уровню являются следующие:

• ребенок понимает речь взрослого, правильно выполняет его просьбы и инструкции;

• пользуется экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами;

• использует средства общения эпизодически и не во всея пробах.

Низкий уровень общения

Характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров (преимущественно в 1 балл).

Инициативность. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении.

Чувствительность. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры. Плохие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы ребенка. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, подробнее побеседовать с родителями.

Средства общения. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок мало пользуется активной речью. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии.

На основании анализа диагностических данных составляется заключение об уровне развития общения и даются рекомендации. Форма заключения приведена ниже. На втором году жизни нормальными считаются высокий и средний уровни общения. Низкий уровень общения свидетельствует о задержке в развитии. Причиной задержки может быть как психолого-педагогическая запущенность в воспитании ребенка (незнание взрослыми возрастной специфики общения с детьми раннего возраста, отсутствие адекватного общения), так и деформации в психическом развитии ребенка (например, аутизм, интеллектуальная недостаточность).

В первом случае необходима просветительская работа с родителями и воспитателями, а также специальная организация общения с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействия (в раннем возрасте это может быть эмоциональное общение). При этом следует учитывать индивидуальные особенности общения ребенка со взрослым. Так, в случае сниженной инициативности ребенка важно предоставлять ему больше свободы во взаимодействии, организовывать игры-забавы, в которых малыш мог бы свободно выражать свои эмоции, устанавливать доверительные отношения со взрослым. Если у него снижена чувствительность к воздействиям взрослого, следует уделить внимание совместным играм и занятиям, которые предполагают обмен впечатлениями, действиями, их очередность (например, игры в мяч, совместные постройки из кубиков, собирание матрешек и пирамидок, игры в прятки, догонялки, чтение ребенку книжек и совместное разглядывание картинок).

В случаях задержки в речевом общении необходимо больше разговаривать с малышом; чаще обсуждать с ним разные события, задавать вопросы; разыгрывать сценки с диалогами персонажей, вовлекая в них ребенка; время от времени искусственно создавать ситуации «непонимания» взрослым желания малыша, выражаемого им неречевыми способами (жестами, предметными действиями), чтобы активизировать у него потребность в активной речи.

При нарушениях психического развития ребенка необходима консультация невропатолога, психоневролога. Выводы о задержке в развитии общения должны подкрепляться комплексным психологическим обследованием ребенка и, прежде всего, обследованием его познавательной сферы (уровня развития предметной деятельности). Отсутствие общения считается грубой задержкой в психическом развитии ребенка.


Дата: 2016-10-02, просмотров: 318.