Результаты наблюдения, зафиксированные в таблице, оцениваются в соответствии с критериями:
«развивающий - не развивающий», которому соответствуют показатели 1, 2, 3 таблицы (интерес к взаимодействию с ребенком; позиция воспитателя по отношению к ребенку во взаимодействии; характер адресности внимания, действий, высказываний);
«эмоционально-комфортный - эмоционально-дискомфортный», которому соответствуют показатели 4, 5, б таблицы (эмоциональные проявления по отношению к ребенку; характер поддержки, поощрений; характер ограничений, порицаний, коррекций).
Баллы по каждому показателю суммируются, полученный общий балл соответствует:
от 3 до 7 - положительной выраженности (+) определенного критерия;
от 8 до 12 – отрицательной выраженности (–) определенного критерия.
Определяются следующие типы взаимодействия с позиции педагога:
• эмоционально-комфортный развивающий (+ +);
• эмоционально-дискомфортный развивающий ( – +);
• эмоционально-комфортный не развивающий (+ –);
• эмоционально-дискомфортный не развивающий (– –).
Рекомендации к интерпретации результатов диагностики
Эмоционально-комфортный, развивающий тип взаимодействия.
Педагог, осуществляющий такое взаимодействие с ребенком, проявляет интерес к нему, и к совместным действиям, в которые включается с ним. Позиция по отношению к ребенку на уровне партнерства "на равных". Педагог не ждет, когда ребенок призовет его к общению, сам проявляет инициативу в организации совместной деятельности. Адресность внимания педагога обращена не только к действиями ребенка, но и к его личностным проявлениям. Взаимодействие обогащено положительными эмоциональными проявлениями (часто улыбается воспитаннику; осуществляет тактильный контакт - ласки, поглаживания; смотрит глаза в глаза.
Развивающий потенциал педагогического взаимодействия происходит за счет учета индивидуально-типических особенностей ребенка и его интересов, помимо этого учитывается уровень личностно-социального развития. Ребенку в ситуации взаимодействия предоставляется возможность проявления инициативности и самостоятельный выбор. Создаются ситуации «успеха» в любом виде деятельности. Обязательно поощрение его правильных действий. При неудачах воспитатель оказывает ребенку сочувствие, поддержку, помощь.
Данный тип педагогического взаимодействия является «идеальным», встречается крайне редко. Особую сложность у воспитателей, вызывает организация такого взаимодействия, то есть, изменения процесса взаимодействия в зависимости от изменения уровня закономерного, естественно го развития ребенка.
Эмоционально-комфортный, не развивающий тип взаимодействия.
Педагог характеризуется открытостью, искренностью, проявлением положительных эмоций во взаимодействии с ребенком. Чаще доминирует материнская функция по отношению к нему. Педагог проявляет интерес к личностным и к деятельным проявлениям воспитанника, но этот интерес остается на уровне выраженных эмоциональных реакций (восхищение, эмоциональный комментарий, повторение фраз ребенка). Позиция педагога не «на равных», а «за ребенком». Воспитатель склонен радоваться проявлениям ребенка, не оценивая их и не инициируя его к следующему «шагу развития». Он не стремится оценивать уровень развития ребенка и менять цель, содержание взаимодействия в соответствии с ним.
Такое взаимодействие удовлетворяет в большей степени эмоциональные и двигательные потребности ребенка раннего возраста. Ему не создается условия для демонстрации самостоятельности и инициативности (многое педагог делает за ребенка).
Данный тип педагогического взаимодействия встречается часто и, как правило, всех удовлетворяет и детей - они просто любят такого воспитателя; и родителей, потому что детям хорошо; и администрацию, т.к. нет жалоб со стороны родителей. Чаще такой тип взаимодействия демонстрируют воспитатели без специального педагогического образования; с большим стажем работы - пенсионного возраста. Это воспитатели с прекрасными человеческими качествами, любящие детей и свою работу.
Эмоционально-дискомфортный, развивающий тип взаимодействия.
Взаимодействие такого педагога носит формальный характер. Он не испытывает особого интереса и удовольствия от совместной деятельности с ребенком, редко участвует в ней по собственной инициативе. Реализует контролирующую функцию за деятельностью ребёнка. Адресность обращений не к личности ребенка, а к его действиям. Избегает близкого контакта с детьми, эмоциональные проявления бедны, не соответствуют возможностям и особенностям раннего возраста. Развивающий потенциал взаимодействия достигается за счет четкой организации совместной (чаще продуктивной) деятельности с детьми, высокого уровня методических указаний, дидактизма. Это позволяет воспитателю варьировать содержание и способы взаимодействия в зависимости от уровня развития ребенка.
Педагоги этого типа взаимодействия находятся с детьми «на равных» с позиции взрослого, то есть взаимодействуют по-взрослому с детьми, что противоречит детской природе этого возраста. Они четко знают, что надо делать и как. Видят, оценивают изменения в развитии познавательных процессов детей. При этом не обращают внимания на эмоциональные проявления своих воспитанников, их личностные особенности. Эмоционально во взаимодействии не проявляются сами, что делает взаимодействие эмоционально-дискомфортным для малыша. Педагоги, осуществляющие такой тип взаимодействия, устраивают администрацию детского сада - результат работы всегда виден, настораживают родителей, дети проявляют зачастую интерес к той деятельности, которую осуществляет педагог, но не радуются ему, не стремятся к общению с ним, не ищут у него защиты и понимания.
Эмоционально-дискомфортный, не развивающий тип взаимодействия.
Это педагог, не проявляющий интереса к детям и взаимодействию с ними. Содержание высказываний безличны и, как правило, касаются предметов. Взгляд поверх ребенка или сквозь. Вместо похвалы часто находит недостатки, не склонен проявлять сочувствие при неудачах ребенка. В основном, ограничивает активность и проявление детской самостоятельности («Не трогай это», «Не надо сюда ходить» и т.д.). Занимает позицию управления и вмешательства, не учитывая логику развития ребенка, его особенностей. Организованная педагогом совместная деятельность с детьми проходит без развивающего результата, так как нет создания у детей мотивации к взаимодействию, а уровень интереса к детской деятельности его не волнует.
Самый неприемлемый тип возможного педагогического взаимодействия, так как в результате такого взаимодействия всегда будут страдать дети.
Таким образом, полученные данные позволят сделать выводы о доминирующем типе в осуществляемом педагогическом взаимодействии с ребенком раннего возраста.
Задание 7
Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной – по выбору)
Содержание:
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
2. Режим дня.
3. Сетка непосредственно образовательной деятельности.
Изучение и анализ состояния воспитательно-образовательной работы детского сада (группы детей дошкольного возраста) по одной из образовательных областей образовательной программы дошкольного образования(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)
Содержание:
1. Создание условий для воспитания и обучения детей: анализ организации развивающей предметной среды в группе детей дошкольного возраста по образовательной области программы.
2. Анализ программно-методического обеспечения: наличие методической литературы по анализируемой образовательной области программы, дидактических пособий для занятий и других форм работы, материалов для психолого-педагогической диагностики развития детей.
3. Анализ форм работы с детьми данной возрастной группы по изучаемой образовательной области программы: разнообразие форм работы, распределение запланированных мероприятий в режиме дня (на основе изучения календарных планов работы воспитателей, наблюдения и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми).
4. Выбор педагогом методов и приемов (наглядных, словесных, практических, игровых) при организации занятий, других форм работы с детьми (проанализировать 1 занятие или другую форму работы с детьми по образовательной области программы).
5. Анализ наглядной информации для родителей, форм работы с родителями по данной образовательной области программы.
Рекомендуемая литература:
1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2002.
2. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.
3. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. – СПб., 2007.
4. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред.: А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб., 2010.
5. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие. – СПб, 2005.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Задание 8
Дата: 2016-10-02, просмотров: 264.