Технологическая карта учебно-исследовательской практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Технологическая карта учебно-исследовательской практики

Семестр (I этап практики)

Наименование практики Уровень образования Кол-во зачетных единиц
Учебно-исследовательская бакалавриат
База практики  
№ п/п Задание Форма отчетности Кол-во баллов
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП  
  1-й день практики. Представление методического портфеля. Содержание: - диагностический инструментарий для проведения педагогической диагностики в группе детей раннего возраста; - диагностический инструментарий для проведения педагогической диагностики в группе детей дошкольного возраста. Методический портфель   зачтено / не зачтено
Аналитико-диагностический этап (максимальное кол-во баллов – 50, минимальное кол-во баллов – 30) ¨
2-4-й день практики. Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей раннего возраста. Анализ состояния работы детского сада (группы детей раннего возраста) по одной из образовательных областей образовательной программы дошкольного образования. Сведения об организации образовательного процесса. Анализ состояния работы детского сада по одной из образовательных областей программы. max – 5 б. min – 3 б.
5-6-й день практики. Организация педагогической диагностики развития общения (второй, третий год жизни). Составление методических рекомендаций для педагогов по итогам диагностики. Протоколы и заключение об уровне развития общения у детей второго, третьего года жизни (на примере 1 ребенка 2-го года жизни и 1 ребенка 3-го года жизни), методические рекомендации. max – 5 б. min – 3 б.
7-8-й день практики. Организация педагогической диагностики развития предметной деятельности (второй, третий год жизни). Составление методических рекомендаций для педагогов по итогам диагностики. Протоколы и заключение об уровне развития предметной деятельности у детей второго, третьего года жизни (на примере 1 ребенка 2-го года жизни и 1 ребенка 3-го года жизни), методические рекомендации max – 5 б. min – 3 б.
9-й день практики. Организация педагогической диагностики развития процессуальной игры (третий год жизни). Составление методических рекомендаций для педагогов по итогам диагностики.   Протоколы и заключение об уровне развития процессуальной игры у детей третьего года жизни (на примере 1 ребенка), методические рекомендации. max – 5 б. min – 3 б.
10-й день практики. Диагностика типа взаимодействия воспитателя с группой детей раннего возраста. Протокол и заключение о типе взаимодействия воспитателя с группой детей раннего возраста. max – 5 б. min – 3 б.
11-13-й день практики. Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей дошкольного возраста (младшей, средней, старшей, подготовительной – по выбору). Анализ состояния работы детского сада (группы детей дошкольного возраста) по одной из образовательных областей образовательной программы дошкольного образования. Сведения об организации образовательного процесса. Анализ состояния работы детского сада по одной из образовательных областей программы.
 
 


max – 5 б.

min – 3 б.

14-15-й день практики. Изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада. Составление методических рекомендаций для педагогов по итогам диагностики межличностных отношений дошкольников в группе детского сада. Социометрическая матрица, заключение о статусном положении детей в группе сверстников, методические рекомендации. max – 5 б. min – 3 б.
16-17-й день практики. Наблюдение и анализ игровой деятельности детей группы. Составление рекомендаций для педагогов по оптимизации игровой деятельности дошкольников. Анализ игровых интересов и предпочтений (на примере 2-3 детей).   Анализ сюжетно-ролевой игры детей конкретной возрастной группы (на примере подгруппы играющих детей), рекомендации для педагогов по оптимизации игровой деятельности дошкольников. max – 5 б. min – 3 б. max – 5 б. min – 3 б.
18-й день практики. Диагностика типа взаимодействия воспитателя с группой детей дошкольного возраста. Протокол и заключение о типе взаимодействия воспитателя с группой детей дошкольного возраста. max – 5 б. min – 3 б.
Заключительный этап  
19-20-й день практики. Оформление приложений к реализованному плану учебно-исследовательской практики. Подготовка отчета по учебно-исследовательской практике, подготовка презентации / видеоролика. Отчет-самоанализ по учебно-исследовательской практике. Рефлексивная карта оценки профессиональной компетентности студента-практиканта. зачтено / не зачтено
  Итого:   Максимальное кол-во баллов – 50. Минимальное кол-во баллов – 30.
         
Индивидуальный план работы студента-практиканта на период практики с «__»______________ по «__» _______________ 2014 г.  
Наименование видов работ Сроки Подпись руководителя практики в ДОУ
       
       
       
     
       
       
       
       
       
       
     
     
     
       
       
     
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 1

Оформление портфолио по учебно-исследовательской практике

Содержание:

1. Диагностический инструментарий для проведения педагогической диагностики в группе детей раннего возраста (название, автор методики, цель, возрастная направленность, содержание процедуры диагностики, обработка данных):

- диагностика ситуативно-делового общения ребенка со взрослым (второй год жизни);

- диагностика развития общения и речи (третий год жизни);

- диагностика развития предметной деятельности (второй, третий год жизни);

- диагностика развития процессуальной игры (третий год жизни);

- диагностика типа взаимодействия воспитателя с детьми раннего возраста.

2. Диагностический инструментарий для проведения педагогической диагностики в группе детей дошкольного возраста (название, автор методики, цель, возрастная направленность, содержание процедуры диагностики, обработка данных):

- диагностика взаимоотношений между детьми в группе детского сада;

- диагностика игровых предпочтений детей;

- диагностика уровня сформированности игровых навыков у дошкольников;

- диагностика типа взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература:

1. Белкина В.Н. Психология и педагогика социальных контактов детей. – Ярославль, 2004.

2. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2011.

3. Педагогическая диагностика – основа конструирования воспитателем ДОУ педагогического процесса / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова. – СПб., 2010.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2005.

5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов. – СПб., 2005.

6. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по психологии дошкольника. – М., 2009.

 

Задание 2

Знакомство с организацией образовательного процесса в группе детей раннего возраста.

Содержание:

1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

2. Режим дня.

3. Сетка непосредственно образовательной деятельности.

 

Изучение и анализ состояния воспитательно-образовательной работы детского сада (групп детей раннего возраста) по одной из образовательных областей образовательной программы дошкольного образования(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие)

Содержание:

1. Создание условий для воспитания и обучения детей: анализ организации развивающей предметной среды в группе детей раннего возраста по образовательной области программы.

2. Анализ программно-методического обеспечения: наличие методической литературы по анализируемой образовательной области программы, дидактических пособий для организации образовательной деятельности и других форм работы, материалов для психолого-педагогической диагностики развития детей.

3. Анализ форм работы с детьми раннего возраста по данной образовательной области программы: разнообразие форм работы, распределение запланированных мероприятий в режиме дня (на основе изучения календарных планов работы воспитателей, наблюдения и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми).

4. Выбор педагогом методов и приемов (наглядных, словесных, практических, игровых) при организации занятий и других форм работы с детьми (проанализировать 1 занятие или другую форму работы с детьми по образовательной области программы).

5. Анализ наглядной информации для родителей, форм работы с родителями по данной образовательной области программы.

Рекомендуемая литература:

1. Белая К.Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. – М., 2002.

2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. – М., 2007.

3. Голубева Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. – М., 2002.

4. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.

5. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М., 2007.

6. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

7. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М., 2005.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 

Задание 3

Организация педагогической диагностики развития общения ребенка со взрослым (второй, третий год жизни)

Содержание:

1. Описание диагностических ситуаций:

- цель;

- организация предметной среды;

- процедура проведения диагностической пробы;

- обработка данных.

2. Проведение диагностики ситуативно-делового общения ребенка со взрослым (на примере 1 ребенка второго года жизни), диагностики развития общения и речи (на примере 1 ребенка третьего года жизни), оформление протоколов.

3. Анализ результатов диагностики, составление заключений об уровне развития ситуативно-делового общения у ребенка второго года жизни, об уровне развития общения и речи ребенка третьего года жизни. План заключения:

- имя ребенка, фамилия (указывается только заглавная буква фамилии);

- возраст (лет, месяцев);

- дата обследования;

- инициативность ребенка в общении;

- чувствительность к воздействиям взрослого;

- репертуар коммуникативных действий;

- уровень развития общения;

- методические рекомендации практического характера.

Рекомендуемая литература:

1. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. – М., 2006.

2. Ребенок третьего года жизни / Под ред. С.Н. Теплюк. – М., 2014.

3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов. – СПб., 2005.

4. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми 1-3 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. – Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.

6. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М., 2005.

Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка

Прежде чем составить заключение об уровне развития общения ребенка, необходимо проанализировать его поведение во всех диагностических ситуациях по выделенным параметрам. Уровень развития общения определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень общения

Инициативность в общении. Ребенок с высоким уровнем общения проявляет ярко выраженную инициативность во всех пробах вне зависимости от поведения взрослого. В первой пробе это может обнаружиться в интересе к вещам взрослого (например, в стремлении потрогать его одежду, тетрадь, ручку, украшения), в привлечении его внимания к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, выражении своей радости по поводу игрушек. В индивидуальной игре он также стремится разделить со взрослым удовольствие от игры, получить одобрение или помощь. В ситуативно-деловом общении он демонстрирует взрослому свои действия с предметами, предлагает разные игрушки, по собственной инициативе присоединяется к действиям взрослого. Таким образом, его инициативность высока вне зависимости от степени инициативности взрослого.

Чувствительность к воздействиям взрослого. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с таким же высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно откликается на его инициативу, с удовольствием принимает предложения поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Совокупность этих качеств позволяет малышу проявлять гибкость в общении, умело чередовать инициативные и ответные действия. Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны для нормально развивающихся детей независимо от возрастного периода, в котором они находятся. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

Средства общения. Ребенок с высоким уровнем общения пользуется разнообразными средствами для налаживания контактов со взрослым. Такой ребенок хорошо понимает речевые обращения взрослого, правильно выполняет несложные инструкции (подать, принести предмет, совершить действие со знакомым предметом и т. д.). Репертуар средств общения богат и разнообразен: ребенок смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, к предметам, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. Активная речь может выражаться в лепете, в автономной детской речи, в использовании слов и фраз.

Высокому уровню общения соответствуют следующие оценки параметра:

• не менее 2 баллов по показателям экспрессивно-мимических средств и предметных действий во 2-4-й пробах вне зависимости от возраста ребенка;

• не менее 1 балла по показателю «активная речь» для ребенка от 1 года до 1,5 лет и не менее 2 баллов для ребенка старше 1,5лет.

Средний уровень общения

Уровень развития общения оценивается как средний в следующих случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается.

Инициативность. Ребенок проявляет ее не во всех пробах. Достаточно показательна в этом отношении ситуация «Пассивный взрослый». В ней ребенок может разглядывать комнату, игрушки, самого взрослого, но не проявлять инициативу в налаживании контактов, ожидая ее от партнера. В ситуации «Индивидуальная предметная деятельность» он обращается к взрослому за помощью, привлекает его внимание к игрушкам, однако не стремится вовлечь его в совместные действия, играя в основном самостоятельно. Наиболее активно он ведет себя в ситуации «Ситуативно-деловое общение», где взрослый сам проявляет инициативу во взаимодействии. Обобщая, можно сказать, что степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок.

Чувствительность к воздействиям взрослогооценивается в 2 балла. Вместе с тем при определении уровня общения необходимо не только оценивать каждый из параметров, но и устанавливать степень их взаимосвязи. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Это выражается по-разному. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе (в этом случае параметр инициативности оценивается 3 баллами), но не всегда откликаться на инициативу партнера (2 балла); другой, наоборот, проявляет высокую чувствительность к воздействиям взрослого (3 балла), но недостаточную собственную инициативу (2 балла). В результате нарушается цикличность, согласованность в общении.

Средства общения. Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Признаками отнесенности средств общения и среднему уровню являются следующие:

• ребенок понимает речь взрослого, правильно выполняет его просьбы и инструкции;

• пользуется экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (например, показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но мало лепечет и не пользуется словами;

• использует средства общения эпизодически и не во всея пробах.

Низкий уровень общения

Характеризуется слабой степенью выраженности всех его параметров (преимущественно в 1 балл).

Инициативность. Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения, когда взрослый специально стимулирует инициативность ребенка. Как правило, он не инициирует первым контакты со взрослым; в совместной деятельности занимает пассивную позицию, ожидая инициативы партнера или предпочитая индивидуальную игру; не проявляет настойчивости в общении.

Чувствительность. Так же слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения совместной игры. Плохие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы ребенка. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, подробнее побеседовать с родителями.

Средства общения. Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, редко использует экспрессивно-мимические средства. Он мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна. Чаще всего внимание взрослого к предметам он привлекает с помощью жестов и предметных действий, но и их использует лишь эпизодически. Ребенок мало пользуется активной речью. Отсутствие лепета на втором году жизни, особенно во второй его половине, означает, что у ребенка задержка в речевом развитии.

На основании анализа диагностических данных составляется заключение об уровне развития общения и даются рекомендации. Форма заключения приведена ниже. На втором году жизни нормальными считаются высокий и средний уровни общения. Низкий уровень общения свидетельствует о задержке в развитии. Причиной задержки может быть как психолого-педагогическая запущенность в воспитании ребенка (незнание взрослыми возрастной специфики общения с детьми раннего возраста, отсутствие адекватного общения), так и деформации в психическом развитии ребенка (например, аутизм, интеллектуальная недостаточность).

В первом случае необходима просветительская работа с родителями и воспитателями, а также специальная организация общения с ребенком с опорой на предпочитаемые им формы взаимодействия (в раннем возрасте это может быть эмоциональное общение). При этом следует учитывать индивидуальные особенности общения ребенка со взрослым. Так, в случае сниженной инициативности ребенка важно предоставлять ему больше свободы во взаимодействии, организовывать игры-забавы, в которых малыш мог бы свободно выражать свои эмоции, устанавливать доверительные отношения со взрослым. Если у него снижена чувствительность к воздействиям взрослого, следует уделить внимание совместным играм и занятиям, которые предполагают обмен впечатлениями, действиями, их очередность (например, игры в мяч, совместные постройки из кубиков, собирание матрешек и пирамидок, игры в прятки, догонялки, чтение ребенку книжек и совместное разглядывание картинок).

В случаях задержки в речевом общении необходимо больше разговаривать с малышом; чаще обсуждать с ним разные события, задавать вопросы; разыгрывать сценки с диалогами персонажей, вовлекая в них ребенка; время от времени искусственно создавать ситуации «непонимания» взрослым желания малыша, выражаемого им неречевыми способами (жестами, предметными действиями), чтобы активизировать у него потребность в активной речи.

При нарушениях психического развития ребенка необходима консультация невропатолога, психоневролога. Выводы о задержке в развитии общения должны подкрепляться комплексным психологическим обследованием ребенка и, прежде всего, обследованием его познавательной сферы (уровня развития предметной деятельности). Отсутствие общения считается грубой задержкой в психическом развитии ребенка.

Заключение об уровне развития общения у ребенка на втором году жизни

 

Фамилия, имя ребенка.

Возраст.

Дата обследования.

Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, низкая, отсутствует).

Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, низкая, отсутствует).

Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный - выделить предпочитаемые средства общения, указать уровень развития активной речи).

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения: нормальный, задержка в развитии общения, грубая задержка в развитии общения с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки).

Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии общения).

 

Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка

Развитие общения

Ситуативно-деловая форма общения остается ведущей в раннем возрасте, поэтому ее анализ, как и на предыдущих этапах, должен быть в центре внимания. Эта форма общения выявляется и рассматривается преимущественно в пробах 1 и 2. В регистрационном листе выделены три наиболее существенных параметра: инициативность в общении; чувствительность к воздействиям взрослого; средства общения.

Высокий уровень общения характеризуется высоким значением всех параметров общения. Ребенок с таким уровнем общения обнаруживает выраженную активность в общении во всех пробах вне зависимости от поведения взрослого. Это может проявляться в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка с высоким уровнем общения высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. Высокие показатели параметров инициативности и чувствительности характерны длянормально развивающегося ребенка независимо от возрастного периода, в котором он находится. В большинстве проб они имеют оценки «3 балла».

У ребенка с высоким уровнем общения репертуар средств общения богат и разнообразен: он смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре. При высоком уровне общения на третьем году жизни у ребенка появляется способность к внеситуативно-познавательному общению: в ситуации рассматривания картинок ребенок задает вопросы, с интересом слушает рассказы взрослого, сам сообщает о том, что он знает.

Средний уровень общения оценивается в следующих случаях: во-первых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения; во-вторых, когда выраженность разных показателей существенно различается; в-третьих, когда в ситуациях индивидуальной деятельности инициативность ребенка значительно ниже, чем в ситуациях совместной деятельности.

При среднем уровне общения ребенок может проявлять инициативность не во всех пробах. Степень инициативности ребенка со средним уровнем общения зависит от степени инициативности взрослого: чем активнее взрослый, тем инициативнее ребенок. Чувствительность к воздействиям взрослого при среднем уровне соответствует 2 баллам. Признаком среднего уровня общения может служить некоторая дисгармоничность в инициативных и ответных действиях ребенка. Один ребенок может быть активным в контактах со взрослым, требовать внимания к себе, но при этом не откликаться на инициативу партнера; другой, наоборот, может проявлять высокую чувствительность к воздействиям взрослого при недостаточной собственной инициативе.

Средний уровень общения характеризуется неполным составом средств общения и нечастым их использованием. Например, ребенок может активно пользоваться экспрессивно-мимическими средствами, жестами и предметными действиями (показывает на предметы, протягивает их взрослому, просит помочь или дать игрушку), но не пользуется словами либо применяет средства общения эпизодически и не во всех пробах.

Низкий уровень общения характеризуется слабой степенью выраженности всех параметров (оценка обычно «1 балл»). Ребенок малоинициативен по отношению к взрослому в большинстве проб, в том числе в ситуации ситуативно-делового общения. Также слабо выражена его чувствительность к воздействиям взрослого. Ребенок часто как будто не замечает его инициативы, игнорирует просьбы и предложения о совместной игре. Низкие показатели данного параметра являются наиболее тревожным симптомом состояния коммуникативной сферы ребенка. Для уточнения значений этого параметра необходимо расширить круг диагностических проб, побеседовать с родителями.

Репертуар коммуникативных средств беден по составу. Ребенок, у которого снижена потребность в общении, мало улыбается взрослому, его мимика невыразительна, он не пользуется активной речью. Низкий уровень развития общения является тревожным признаком, свидетельствующим о недоразвитии личности ребенка и отсутствии у него интереса к предметным действиям. Отсутствие инициативы тормозит развитие предметной деятельности ребенка и его познавательной активности, свидетельствует о неразвитости мотивационной сферы. Нулевая оценка инициативности и чувствительности или оценка «1 балл» означают задержку или деформацию в развитии ребенка.

Таким образом, показатели «0» или «1 балл» по параметрам инициативности, чувствительности к воздействиям и ограниченность средств общения свидетельствуют о задержке в развитии общения.

 

Развитие речи

Речевое развитие выявляется и анализируется главным образом в пробах 2 и 3. В регистрационном листе выделены три основных параметра речевого развития: уровень развития активной речи; уровень понимания речи; способность к выполнению речевых инструкций.

Полное отсутствие активной речи на третьем году жизни (в особенности во второй его половине) можно считать признаком задержки речевого развития. Если ребенок постоянно молчит или произносит только лепетные звуки, следует выяснить причины этого тревожного явления.

Низкий уровень активной речи, который выражается в отсутствии самостоятельного говорения, но в свободном воспроизведении слов взрослого, можно считать признаком нормального развития при хороших показателях понимания речи.

Средний и высокий уровни активной речи (2 и 3 балла) свидетельствуют о нормальном и даже высоком уровне развития активной речи ребенка третьего года жизни.

Уровень понимания речи взрослого является важнейшим показателем речевого и умственного развития ребенка.

Отсутствие реакции на словесные обращения взрослого, неузнавание знакомых предметов по их названиям являются признаками грубой задержки в развитии ребенка этого возраста.

Низкий уровень понимания речи (1 балл) также свидетельствует об отставании в речевом развитии ребенка.

Средний и высокий уровни понимания речи (2 и 3 балла) означают, что пассивная речь ребенка развита нормально.

Способность к выполнению речевых инструкций взрослого является первой формой произвольного поведения ребенка, поскольку здесь речь выступает средством не только общения, но и регуляции собственных действий.

Отсутствие у ребенка реакций на просьбы и обращения взрослого свидетельствует о серьезной задержке в развитии этой способности и является тревожным признаком отставания в общем психическом развитии.

Низкий уровеньв развитии этой способности говорит о слабой задержке речевого развития.

Средний и высокий уровни, оцениваемые в 2 и 3 балла, можно считать показателями нормального общего и речевого развития ребенка.

Высокий уровень развития речи, таким образом, проявляется в высоких значениях всех параметров. Ребенок с хорошо развитой речью активно использует вербальные средства в общении со взрослым (спрашивает, комментирует, предлагает), хорошо понимает обращенную к нему речь и выполняет простые инструкция взрослого.

Средний уровень речевого развития заключается в неравномерном развитии активной и пассивной речи. Такой ребенок может прекрасно понимать обращенную к нему речь взрослого, но редко способен использовать слова в общении или пользоваться «автономными», детскими словами типа «ав-ав», «ам-ам», «тр-р-р» и т. п. Преобладание таких слов к концу третьего года может свидетельствовать о задержке речевого развития. При среднем уровне развития речи ребенок выполняет простые инструкции взрослого (например «дай куклу и мишку»), но делает это не всегда, в зависимости от расположения и привлекательности предметов.

При низком уровне речевого развития ребенка все его показатели оцениваются не более чем 1 балл. Такой ребенок практически не разговаривает сам, не отвечает на просьбы и предложения взрослого и выполняет самые элементарные инструкции.

Если ребенок демонстрирует нулевой уровень по всем показателям речевого развития, следует поговорить с воспитателем и выяснить, насколько данная картина типична для ребенка. В случае если в привычных условиях ребенок говорит и реагирует на речь взрослых лучше, чем в диагностической ситуации, результаты диагностики нельзя считать адекватными. Они могут объясняться скованностью, замкнутостью или напряженностью ребенка. Если же и в привычных условиях он демонстрирует отсутствие понимания речи и активного говорения, это значит, что у него грубая задержка не только речевого, но и общего психического развития.

По результатам диагностики составляется заключение об уровне развития общения и речи. Протокол и форма заключения приведены ниже.

Заключение об уровне развития общения и речи у ребенка на третьем году жизни

 

Фамилия, имя ребенка.

Возраст.

Дата обследования.

Инициативность ребенка в общении (высокая, средняя, слабая, отсутствует).

Чувствительность к воздействиям взрослого (высокая, средняя, слабая, отсутствует).

Репертуар коммуникативных действий (разнообразный, ограниченный, обедненный - выделить предпочитаемые средства общения, указать уровень развития активной речи).

Уровень развития активной речи (высокий, средний, низкий, активная речь отсутствует).

Уровень понимания речи (высокий, средний, низкий, отсутствует).

Уровень выполнения речевых инструкций (высокий, средний, низкий, отсутствует).

Заключение (содержит вывод об уровне развития общения и речи – нормальный, задержка, грубая задержка в развитии общения, указание отсутствующих или слабовыраженных параметров и возможных причин задержки).

Рекомендации (в соответствии с причинами задержки в развитии общения).

Задание 4

Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка

 

На основании анализа полученных данных составляется заключение об уровне развития предметной деятельности ребенка, Уровень развития предметной деятельности (далее - ПД) определяется по совокупности всех параметров. Выделяются три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень ПД

Виды действий. Репертуар действий с предметами у ребенка с высоким уровнем предметной деятельности богат и разнообразен. При знакомс

Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.