Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей игры | Баллы |
Потребность в игре | Инициативность | Отсутствует: ребенок не играет по собственной инициативе даже после показа взрослого. Слабая: первые игровые действия совершаются по инициативе взрослого, собственные инициативные действия единичны. Средняя: ребенок начинает играть по собственной инициативе, но по ходу игры часто ждет инициативы взрослого. Высокая: ребенок сам разворачивает игру, выбирает сюжет, подбирает игровые атрибуты. | |
Длительность игры | Отсутствие игры: в течение обеих диагностических проб ребенок не играет, занимается другими делами (манипулирует игрушками, общается со взрослым по другим поводам и т. д.). Кратковременная игра: большую часть времени ребенок занят предметными манипуляциями, игра занимает менее 5 минут. Средняя длительность: процессуальная игра перемежается манипуляциями с предметами, периоды игры и манипуляции приблизительно равны. Длительная игра: большую часть времени ребенок занят процессуальной игрой. | ||
Эмоциональное состояние в ходе игры | Равнодушное: игрушки не вызывают эмоционального отклика, мимика невыразительна, игровые действия небрежны или ленивы. Спокойное: эмоции ребенка выражены неярко (слабые улыбки, спокойная поза), темп игры – неспешный. Оживленное: ребенок играет с удовольствием, радостно улыбается, оживленно вокализирует, не отвлекается, его действия энергичны. | ||
Характер игровых действий | Вариативность действий | Отсутствует: ребенок совершает лишь один вид игровых действий (например, только причесывает куклу). Слабая: ребенок совершает только 2-3 вида игровых действий (например, на протяжении всей игры подносит ложку ко рту куклы и поит ее из чашки). Средняя: ребенок опробует 2-3 варианта одного и того же действия (например, кормит куклу ложкой то из тарелки, то из кастрюльки) и 2-3 вида игровых действий (например, сначала варит в кастрюльке еду, затем кормит куклу, потом причесывает ее). | |
Речевая активность | Отсутствует: ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой к взрослому. Слабая: высказывания редки и немногословны. Средняя: игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. Высокая: в действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются в проговаривании предполагаемой последовательности событий, в опережающих действия высказываниях. | ||
Параметры | Показатели параметров | Критерии оценки показателей игры | Баллы |
Воображение | Использование предметов-заместителей | Отсутствует: дети не включают в игру предметы-заместители даже после показа взрослого. Редкое: использование предметов-заместителей встречается редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью, ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками. Частое: ребенок использует предметы-заместители, не только вводит в игру традиционные способы замещения, но и придумывает свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрирует гибкость в изменении функций знакомых предметов. | |
Принятие игровой инициативы взрослого | Отсутствие: ребенок не обращает внимания на игру взрослого, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их. Слабое: ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, сразу после показа игровых действий по просьбе взрослого повторяет некоторые из них, в том числе и замещения, но быстро переходит к привычным манипуляциям с предметами и в дальнейшем не разворачивает процессуальной игры. Среднее: ребенок по собственной инициативе не разворачивает процессуальную игру, но охотно принимает инициативу взрослого, подражает его действиям, присоединяется к ним. Активное: ребенок охотно принимает инициативу взрослого, подражает его действиям, присоединяется к ним, быстро схватывает принцип замещения и использует его в игре; в последующей самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе со взрослым, и начинает разнообразить игру. | ||
Рекомендации к анализу результатов диагностики и составлению заключения на ребенка
Выделяются три уровня развития процессуальной игры ребенка: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень. При высоком уровне развития процессуальной игры показатели всех параметров в обеих ситуациях имеют высокие баллы.
У ребенка с высоким уровнем процессуальной игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно и не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре.
Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. В действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются в проговаривании предполагаемой последовательности событий, в поиске подходящих атрибутов игры, в опережающих действия высказываниях.
Ребенок использует предметы-заместители, что чрезвычайно обогащает игру и свидетельствует о хорошо развитом воображении. Во второй половине третьего года ребенок не только вводит в игру традиционные способы замещения, но и придумывает свои, подчас оригинальные, замещения, демонстрирует гибкость в изменении функций знакомых предметов, за которыми закреплен известный им способ действий. К концу раннего возраста ребенок может самостоятельно брать на себя несложные роли, отступать от навязываемого игрушками сюжета и разыгрывать собственный.
Средний уровень. Данному уровню соответствуют средние оценки большинства показателей игры. У ребенка хорошо выражена потребность в игре. В целом он проявляет интерес к ней, может достаточно долго играть с сюжетными игрушками, но при этом отвлекается на манипуляции, которые занимают приблизительно такое же время, как и игра. Для того чтобы игра не иссякала, ребенку необходима стимуляция взрослого. Игровая инициатива, как правило, ниже в ситуации индивидуальной игры и повышается в ходе совместной игры.
Состав игровых действий более однообразный, высказывания редки и немногословны.
Использование в игре разных вариантов действий, включение в нее предметов-заместителей свидетельствуют о хорошем уровне воображения. Вместе с тем использование предметов-заместителей встречается в этой группе редко, они не отличаются разнообразием и оригинальностью. Ребенок предпочитает играть с реалистическими игрушками.
Низкий уровеньхарактеризуется слабой степенью выраженности всех параметров игровой деятельности. В потребностно-мотивационной сфере это проявляется в том, что сюжетные игрушки очень слабо стимулируют игровую инициативу ребенка, он предпочитает заниматься манипуляциями с предметами. Незначительное число игровых действий совершается ребенком без особого интереса, он скорее механически воспроизводит разученные ранее действия, быстро отвлекается.
Характер игровых действий у ребенка с низким уровнем игровой деятельности однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой к взрослому.
Как правило, дети с низким уровнем игры не включают в нее предметы-заместители даже после показа взрослого. Это свидетельствует о недостаточном развитии воображения.
Дополнительные данные о состоянии игровой сферы могут быть получены на основании диагностики принятия ребенком игровой инициативы взрослого. Этот параметр позволяет определить зону ближайшего развития процессуальной игры.
По данному параметру могут быть зафиксированы три уровня (состояния):
• хорошо выраженная готовность к обучению (такой вывод делается тогда, когда ребенок по собственной инициативе не разворачивает процессуальную игру, но охотно принимает инициативу взрослого, подражает его действиям, присоединяется к ним, быстро схватывает принцип замещения и использует его в игре; в последующей самостоятельной игре повторяет то, что делал ранее вместе со взрослым, и начинает разнообразить игру. Данному уровню соответствуют оценки параметра в 2-3 балла);
• слабовыраженная готовность к обучению (данный уровень фиксируется в случаях, когда ребенок с интересом наблюдает за игрой взрослого, сразу после показа игровых действий по просьбе взрослого повторяет некоторые из них, в том числе и замещения, но быстро переходит к привычным манипуляциям с предметами и в дальнейшем не разворачивает процессуальной игры. Параметр оценивается 1 баллом);
• отсутствие готовности к обучению игре (этот уровень отмечается тогда, когда ребенок не обращает внимания на игру взрослого, отказывается от совместных игровых действий, не принимает их и не понимает смысла действий замещения. Параметр этого уровня оценивается 0 баллов).
При составлении общего заключения необходимо учитывать, что процессуальная игра претерпевает значительные изменения на протяжении всего раннего возраста, поэтому нельзя оценивать игру ребенка в начале третьего года жизни так же, как в конце этого возрастного периода. Исходя из этого, предлагаются следующие возрастные нормы уровней процессуальной игры для детей в возрасте от двух до трех лет.
2—2,5 года. Возрастной нормой является средний уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению игре. Низкий уровень самостоятельной игры считается отставанием от нормы, но при хорошо выраженной готовности ребенка к обучению этот уровень не должен вызывать большой тревоги. С помощью специально организованных совместных игр ребенка со взрослым низкий уровень достаточно легко поднять до нормы. Низкий уровень самостоятельной игры и отсутствие готовности к обучению или ее слабая выраженность являются показателем более существенного отставания от нормы и должны привлечь пристальное внимание психолога и педагога. Необходимо провести дополнительные наблюдения за игрой ребенка в привычной для него обстановке а также сопоставить полученные данные с результатами диагностики других сфер его развития.
2,5—3 года. Возрастной нормой для этого периода является высокий уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению. Средний уровень самостоятельной игры означает небольшое отставание от нормы и при хорошем состоянии зоны ближайшего развития может быть легко преодолен с помощью специально организованных сюжетных игр и забав. Низкий уровень самостоятельной игры отражает существенное отставание от нормы и в сочетании с отсутствием готовности к обучению требует выявления психолого-педагогических причин задержки. Отсутствие процессуальной игры как в первом, так и во втором полугодии третьего года жизни считается грубой задержкой.
Проанализировав данные диагностического обследования, психолог составляет заключение об уровне развития у ребенка процессуальной игры. Форма заключения приведена ниже.
Заключение об уровне развития у ребенка процессуальной игры
Фамилия, имя ребенка.
Возраст.
Дата обследования.
Потребность в игре с сюжетными игрушками.
Инициативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Длительность игры (отсутствует, кратковременная, средняя, длительная).
Эмоциональное состояние в ходе игры (равнодушное, спокойное, оживленное).
Характер игровых действий.
Вариативность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Речевая активность (отсутствует, слабая, средняя, высокая).
Воображение.
Использование предметов-заместителей (отсутствует, редкое, частое).
Принятие игровой инициативы взрослого (отсутствие, слабое, среднее, активное).
Заключение (содержит вывод об уровне развития процессуальной игры ребенка: нормальный, задержка, грубая задержка – с указанием отсутствующих или слабовыраженных параметров и показателей, а также возможных причин задержки).
Рекомендации (даются в соответствии с выявленными причинами задержки в развитии игровой деятельности).
Задание 6
Дата: 2016-10-02, просмотров: 276.