Курс № 6: Исследование мироздания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курс № 6: Исследование мироздания

 

В курсе рассматриваются область, методы и объект исследования науки каббала. Объектом исследования оказывается сам человек: для получения достоверных и объективных результатов исследователь должен абстрагироваться от своих природных инструментов исследования (органов чувств) и приобрести новый орган, называемый на языке каббалы экран. Истинность и точность результатов исследования гарантированы в каббале строгими законами. Явственно устанавливаются границы исследований, разделяющие мироздание на постигаемую и непостигаемую части. Постижение происходит внутри человека в тот момент, когда он эмпирическим путем находит в себе свойство, полностью идентичное Творцу, причем результаты исследования имеют стопроцентную повторяемость и могут быть воспроизведены другими исследователями. Таким, абсолютно достоверным, методом человек постепенно раскрывает полную картину мира.

 

 

Содержание

Урок№1. Четыре вида постижения

Введение

Познание в современной науке

Постижение в науке каббала

1.4. Вопросы и ответы

Тест

Дополнительный материал

Урок№2. Область изучения

Введение

2.2. Основные определения

Предмет изучения каббалы

Область исследований

2.5. Вопросы и ответы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

Урок№3. Постижение методом уподобления

Выявление замысла – в достижении Цели

Скрытие и раскрытие Творца

Заключение

3.4. Вопросы и ответы

Тест

Дополнительный материал

Урок№4. Восхождение по ступеням миров

Четыре ступени развития желания

Достижение Цели

Подъем человека

4.4. Вопросы и ответы

Тест

Дополнительный материал

Словарь

 

Пресветлый, с вершин излучающий!

Там, за завесою экрана –

Тайны праведников открываются,

Светят вместе и свет, и тьма.

 

Как прекрасно познать Всевышнего,

Но остерегайтесь коснуться Его –

И возникнет тогда пред вами

Та особая башня Оз.

 

Воссияет вам чудно истина,

Лишь ее уста изрекут,

А все, что раскроется в откровении, –

Вы увидите – и никто другой.

Й. Ашлаг[1]

Урок №1

Четыре вида постижения

Введение

Что изучает каббала

В чем заключается свобода воли

Познание в современной науке

Познание материи

Познание формы, абстрагированной от материи

Ложность теоретического пути исследования

Постижение материи в науке каббала

Материя – сила, воздействующая на органы чувств

Основа материи – заключенная в ней сила

В действительности существуют только силы

Мы не постигаем силы – мы постигаем их воздействие на нас

Единая сила

Метод исследования в каббале

Восприятие в каббале

Постижение в каббале

Постигаемое и непостижимое

1.4. Вопросы и ответы

Тест

Дополнительный материал

Постижение материи и ее формы

Форма материи постигается в мире Ецира

Введение

Что изучает каббала

Основной предмет исследований данной нау­ки – взаи­мо­про­ник­но­ве­ние и взаимосвязь всех час­тей ми­ро­зда­ния. Каб­ба­ла изу­ча­ет, как управ­ляемые еди­ным за­ко­ном при­ро­ды составляющие ог­ром­ной дей­ст­ви­тель­но­сти всех ми­ров[2] вклю­ча­ют­ся друг в дру­га, по­ка не образуют абсолютного единства, где все части соединены в одно целое.

Из последовательного усвоения научного материала мы уз­на­ем, что соз­да­ние тво­ре­ния[3] на­ча­лось с еди­ной мыс­ли – За­мыс­ла Тво­ре­ния, ко­то­рая определяется как «же­ла­ние Твор­ца[4] на­сла­дить свои тво­ре­ния». На­сла­дить их мож­но лишь существующим в Нем со­вер­шен­ст­вом – иначе наслаждение будет неполным, а не­пол­ное, не­со­вер­шен­ное дей­ст­вие Тво­рец со­вер­шить не в со­стоя­нии.

 

 

 

Рисунок 1(1). Создание творения.

 

 

Исследуя, каким образом все ис­хо­дит из еди­но­го дей­ст­вия Твор­ца, из Его еди­ной мыс­ли – За­мыс­ла Творения, мы по­знаем раз­ви­тие тво­ре­ния: его рас­про­стра­не­ние, рас­ши­ре­ние, у­да­ле­ние от Замысла Творца – вплоть до со­стоя­ния, ко­гда оно ста­но­вит­ся про­ти­во­по­лож­ным Ему.

Тво­ре­ние при­об­ре­та­ет фор­мы аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ные Твор­цу и не имею­щие ни­ка­кой свя­зи с пер­во­на­чаль­ны­ми. За­тем, благодаря собственным усилиям, сво­бод­ному вы­бо­ру и доброволь­ному уча­стию в со­зи­да­нии, тво­ре­ние вновь воссоединяется и возвращается к еди­ной мыс­ли, За­мыс­лу, це­ли, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «же­ла­ни­ем Твор­ца на­сла­дить свои тво­ре­ния».

Рас­про­стра­не­ние и от­да­ле­ние от пер­во­на­чаль­но­го За­мыс­ла, вплоть до форм ему про­ти­во­по­лож­ных, на­зы­ва­ет­ся «рас­про­стра­не­ни­ем ми­ров свер­ху вниз» – уда­ле­ни­ем от Одного, Еди­ного, Един­ст­вен­но­го, объ­е­ди­няю­ще­го в Се­бе все про­ти­во­по­лож­но­сти.

Даже такое состояние творения, ко­гда оно отда­ля­ет­ся на­столь­ко, что становится аб­со­лют­но про­ти­во­по­лож­ным Творцу, является осо­бен­ным, же­ла­тель­ным, не­об­хо­ди­мым, ибо, на­чи­ная с него и да­лее, тво­ре­ние ­об­ре­та­ет исключительное свой­ст­во, на­зы­ва­емое сво­бо­дой во­ли, сво­бо­дой же­ла­ния, сво­бо­дой вы­ра­же­ния.

 

 

Рисунок 2(1). Развитие творения.

 

 

1.1.2. В чем за­клю­ча­ет­ся сво­бо­да воли?

Толь­ко достигнув ниж­ней точ­ки при рас­про­стра­не­нии ми­ров свер­ху вниз, и оказавшись в со­стоя­нии полной про­ти­во­по­лож­но­сти Твор­цу, тво­ре­ние способно начать по­сти­гать эту про­ти­во­по­лож­ность. Ис­хо­дя из своего положения, оно мо­жет для себя определить: каково его же­лание.

Пользуясь свободой выбора, тво­ре­ние при­хо­дит к выводу, что един­ст­вен­ным же­ла­тель­ным со­стоя­ни­ем должно стать для него слия­ние с Твор­цом, то есть, воз­врат в ту един­ст­вен­ную мысль, За­мы­сел Тво­ре­ния, где все со­еди­не­но ме­ж­ду со­бой без вся­ко­го раз­ли­чия.

От­сю­да сле­ду­ет, что все на­ше су­ще­ст­во­ва­ние, все на­ши ощу­ще­ния, мыс­ли, поступки, ре­ше­ния долж­ны быть очень точ­но направлены. В на­ча­ле лю­бо­го дей­ст­вия необходимо осоз­на­ть сво­е со­стоя­ние как по­роч­ное, ущерб­ное, про­ти­во­по­лож­ное слиянию с Твор­цом и сделать вы­бор в пользу един­ст­вен­но пра­виль­но­го из всех воз­мож­ных – воз­вра­ще­ния в положение един­ст­ва.

Не­ важ­но, каким способом во­пло­ща­ет че­ло­век свое дей­ст­вие, с по­мо­щью ка­ких имен­но средств, в ка­ких зем­ных об­раз­ах он бу­дет пере­хо­дить от од­но­го со­стоя­ния к дру­го­му, к треть­ему, по­ка не дос­тиг­нет рас­кры­тия целостности ми­ро­зда­ния, Еди­но­го Твор­ца. Это бу­дет един­ст­вен­но пра­виль­ным дей­ст­ви­ем, со­вер­шен­ным в ус­ло­ви­ях сво­бо­ды во­ли.

В ка­ком бы на­прав­ле­нии мы ни при­ла­га­ли уси­лия, они, в ито­ге, продемонстрируют лишь на­шу ущерб­ность, ес­ли наши действия не на­прав­ле­ны на рас­кры­тие един­ст­ва Твор­ца, на вклю­че­ние в Не­го, на воз­врат к точ­ке, в ко­то­рой все со­еди­ня­ет­ся. Это точка слияния с Ним, где мы, Он, все дей­ст­вия, все ми­ро­зда­ние объединены в одно це­лое, и нам покажут необходимость того, чтобы мы сво­ей сво­бо­дой во­ли и пра­виль­ным осоз­на­ни­ем рас­кры­ли это единство. К та­ко­му вы­во­ду, по­сти­гая на се­бе и обоб­щая собственный опыт, при­хо­дит ис­сле­до­ва­тель ми­ро­зда­ния – каб­ба­лист[5].

Предметом изучения науки каббала является взаи­мо­про­ник­но­ве­ние всех час­тей действительности, их объеди­не­ние, управ­ле­ние ими при помощи всеобщего за­ко­на для дос­ти­же­ния со­стоя­ния соединения в одно целое. В результате исследования данной науки человек осознает, что всё ка­зав­шее­ся ранее взаи­мо­ис­клю­чаю­щим, взаимоунич­то­жаю­щим, вклю­ча­ет­ся, впи­ты­ва­ет­ся в един­ст­во Твор­ца без вся­ко­го ан­та­го­низ­ма, про­ти­во­ре­чий и на­пря­же­ния.

Имен­но при­бли­же­ние к един­ст­ву и соз­да­ет са­мо это един­ст­во, уве­ли­чи­ва­ет и оп­ре­де­ля­ет его, по­то­му что даже са­мые край­ние про­ти­во­по­лож­но­сти со­еди­ня­ют­ся в нем, до­пол­няя друг дру­га.

 

Познание материи

Раздел науки, изучающий свойства материи, существующей в действительности (как чистую материю без ее формы, так и материю и ее форму вместе), относится к познанию материи. Например, изучая человека – его анатомию, физиологию, психологию, исследуют его материю.

Это познание носит эмпирический характер, то есть, основано на доказательствах и сопоставлениях результатов практических опытов, которые принимаются наукой за достоверную основу для истинных выводов. Возможность повторения исследований и неоднократное воспроизведение результатов принимается за критерий подлинности знания.

 

Единая сила

В действительности существует лишь единственная сила, представленная в наших ощущениях разложенной на бесконечное множество частных сил, которые воспринимаются нами в большей или меньшей степени, в зависимости от нашей способности восприятия, познания, контакта с ними. Это и определяет наличие вокруг нас многообразия объектов и действий, из которых складывается картина нашего мира.

 

"Постижение единства"

02_Видео фрагмент

02_Аудио фрагмент

На самом деле реальность не состоит из нашего мира и мира духовного. Это мы одну общую силу, Творца делим на такие проявления. Мы воспринимаем себя как «я, находящийся в заранее заданном мире». Каббала предлагает нам иной угол зрения на мир: «я, как кли[10] относительно света[11], создающего меня и ощущаемого мною». Такой подход позволяет понять, что вопреки существующему представлению, материальное не является одеянием духовного и что, следовательно, через материальное нельзя повлиять на духовное.

 

Восприятие в каббале

Любая наука имеет определенный диапазон исследования, определяемый чувствительностью естественных органов восприятия. Несколько повысить их возможности позволяют приборы, но и они имеют предел.

 

 

Рисунок 5(1). Восприятие человеком (желание получать) нашего мира с помощью пяти органов чувств.

 

 

Каббала дает человеку неограниченный объем восприятия, оговаривая при этом, что ни в коем случае нельзя отрываться от постижения объективной реальности: достоверно лишь то, что каббалист воспринимает, только в этих границах проводится исследование. Поэтому каббалисты всегда очень осторожны в передаче своих знаний.

Особенно хорошо это видно по «Учению Десяти Сфирот[16]» Бааль Сулама, который, разъясняя выходящее за рамки понимания другого каббалиста, пишет: «Далее следует личное предположение». Любое мнение, не базирующееся на четком измерении и постижении, всегда оговаривается, как таковое. Оно никогда не принимается в качестве достоверного научного факта ни самим автором, ни теми, кто изучает его труды.

Каббала – такая же наука, как и другие естественные дисциплины, только позволяющая исследователю работать в более широком диапазоне. Она также относится к познанию и восприятию действительности, как и все остальные науки, то есть, базируется на четком постижении человека. Только то, что мы постигаем, измеряем, можем повторить, записать, передать является в каббале научными данными. Форма и материя не отрываются друг от друга, а изучаются вместе.

 

Постижение в каббале

Раскрывая в себе дополнительные ощущения, человек начинает входить внутрь той части мироздания, которую раньше не воспринимал, и работать в ней так же, как и в открытой части мироздания, которую ощущают все. Человек познает причины происходящего, связи между ними и следствиями. Раскрываемый фрагмент мироздания присоединяется к прежней картине мира. Получаемое знание является абсолютно достоверным, поскольку добыто эмпирическим путем, результаты исследования имеют стопроцентную повторяемость и могут быть проверены другими исследователями.

Один из законов каббалы гласит: «То, что не постигаемо, невозможно назвать». Определяя объект, дают название какому-то его свойству только после того, как он постигнут полностью.

 

"Постижение в каббале"

04_Видео фрагмент

04_Аудио фрагмент

 

Постижением в каббале называется самое глубокое понимание предмета, когда человек постигает не только сам объект, но и более высокую ступень, причину его породившую. Осознание причины своего сотворения раскрывает цель существования, все состояния, которые человек должен пройти по цепочке причинно-следственных связей до приобретения им окончательной формы. Сумма таких знаний об объекте и называется в каббале постижением.

 

"Роль дополнительного органа ощущений в достоверности постижения"

05_Видео фрагмент

05_Аудио фрагмент

 

Постигаемое и непостижимое

Каббала принципиально не делит мироздание на духовное и материальное – она говорит о постигаемом и непостижимом.

То, что я сегодня постигаю органами чувств, называется «этот мир», «мой мир», «постигаемый мною мир», «моя ступень». Та часть, которую я еще не раскрыл, но которую, как объясняют каббалисты, я должен раскрыть, остается скрытой от меня и называется тайным миром.

 

"Постигаемое и непостижимое"

06_Видео фрагмент

06_Аудио фрагмент

 

1.4. Вопросы и ответы

Во­прос 1: Чем обу­слов­ле­на раз­ни­ца ме­ж­ду изу­че­ни­ем и по­сти­же­ни­ем? По­че­му мы осуществляем изу­ч­ение свер­ху вниз?

По­че­му мы делаем это свер­ху вниз? По­то­му что мы изу­ча­ем то, что совершил Тво­рец. По­сле то­го, как поя­ви­лось творение, оно начало ну­ж­дать­ся в ис­прав­ле­нии[17], и мы изу­чаем про­цесс ис­прав­ле­ния и воз­вы­ше­ния в ми­рах. Однако все рав­но изу­че­ние идет па­рал­лель­но в обоих направлениях: и свер­ху вниз, и сни­зу вверх.

Стро­го го­во­ря, путь сни­зу вверх в каб­ба­­ле не рассматривается, по­то­му что че­ло­век дол­жен про­де­лать его сам. По­это­му, хо­тя на­ша уче­ба и по­строе­на на исследовании функ­цио­ни­ро­ва­ния Выс­шего мира, мы ни в ко­ем слу­чае не долж­ны ду­мать, что бла­го­да­ря своим занятиям по­лу­ча­ем пра­виль­ное пред­став­ле­ние о том, как этот мир соз­дан.

Уче­ба не­об­хо­ди­ма нам не для то­го, что­бы стать более ум­ны­ми и знаю­щи­ми, а что­бы с ее помощью мы вы­зва­ли на се­бя воздействие ок­ру­жаю­щего света[18]. Мы, дей­ст­ви­тель­но, изу­ча­ем, как про­ис­хо­дит рас­про­стра­не­ние ми­ров свер­ху вниз, но их по­сти­же­ние идет сни­зу вверх. Этот путь мы долж­ны исследовать на са­мих се­бе по ме­ре собственных уси­лий, в по­лу­че­нии жи­ви­тель­ной си­лы, эк­ра­на[19] для подъ­е­ма, имен­но бла­го­да­ря изу­че­нию рас­про­стра­не­ния миров свер­ху вниз.

Сде­ла­но это намеренно, что­бы по­мочь че­ло­ве­ку, не пу­та­ясь, оп­ти­маль­ным об­ра­зом ис­кать свой путь, ибо это и есть по­иск Твор­ца, то­го един­ст­ва, о ко­то­ром мы сей­час го­во­рим.

В чем за­клю­ча­ет­ся се­го­дня на­ша ра­бо­та по вос­хо­ж­де­нию на пер­вую духовную сту­пень? Чем от­ли­ча­ет­ся пер­вая ду­хов­ная сту­пень от на­ше­го нынешнего со­стоя­ния? Толь­ко тем, что мы на­чи­на­ем ощу­щать Еди­ную си­лу, управ­ляющую всем во­круг нас.

Вме­сто лю­дей, жи­вот­ных, рас­те­ний и не­бес­ных тел (не­жи­вой, рас­ти­тель­ной, жи­вот­ной, че­ло­ве­че­ской при­ро­ды) я об­на­ру­жи­ваю стоя­щую за ни­ми Еди­ную си­лу, ко­то­рая управ­ля­ет всем и та­ким об­ра­зом воз­дей­ст­ву­ет на ме­ня. Ис­хо­дя из это­го, я уже ви­жу и знаю, как я дол­жен от­но­сить­ся через них к Еди­ной си­ле, к Твор­цу!

Пер­вым при­зна­ком свя­зи с Твор­цом яв­ля­ет­ся состояние, ко­гда Он пред­став­ля­ет­ся мне как Еди­ная си­ла, стоя­щая за ка­ж­дым, управ­ляю­щая ка­ж­дым, на­хо­дя­щая­ся в ка­ж­дом, словно ру­ка кукловода. В этом случае я мо­гу свя­зать все во­еди­но и вообразить Его, как Еди­ное по­ле, на­зы­вае­мое: Сия­ни­е Ш­хи­ны[20]. Рас­кры­тие та­ко­го пас­сив­но­го про­яв­ле­ния Выс­ше­го управ­ле­ния, Его един­ст­ва, Его един­ст­вен­но­сти, Его еди­ной це­ли, еди­но­го на­прав­ле­ния – и есть на­ша за­да­ча. Впо­след­ст­вии че­ло­век обнаруживает это един­ст­во в массе собственных про­ти­во­по­лож­ных и са­мых не­ве­ро­ят­ных про­яв­ле­ни­й.

Мы опи­сы­ва­ем по­сти­же­ние ду­хов­но­го ми­ра в некоторых переживаниях и об­раз­ах, однако оно аб­со­лют­но ре­аль­но и под­дается из­ме­ре­нию, может быть по­вто­ре­но. Классические нау­ки, ко­то­рые мы развиваем на основании информации, вос­при­ни­ма­емой в на­шем вре­мен­ном ми­ре – в осо­бых, очень ог­ра­ни­чен­ных, ус­ло­ви­ях – переда­ют ощу­ще­ние раз­лич­ных сил не в их истинном ви­де, а в качестве на­ших соб­ст­вен­ных свойств. Каб­ба­ла же го­во­рит о том, что сто­ит за эти­ми си­ла­ми и свой­ст­ва­ми – о един­ст­вен­ной си­ле Твор­ца.

Не­смот­ря на то что ду­хов­ный ма­те­ри­ал нам не­из­вес­тен, мы мо­жем ис­сле­до­вать его пу­тем ло­ги­ки, как в лю­бой нау­ке. На­при­мер, за­ни­маясь ана­то­ми­ей, изучая от­дель­ные ор­га­ны и их взаи­мовлияние, мы еще не имеем пред­став­ле­ния о жи­вом че­ло­ве­ке в це­лом, но с те­че­ни­ем вре­ме­ни, по­стиг­нув эту нау­ку, мы получаем возможность из ча­ст­но­го правила вы­вес­ти ­об­щее, ко­то­рое обу­слав­ли­ва­ет по­ве­де­ние всего ор­га­низ­ма. Та­ким об­ра­зом стро­ит­ся мно­гое в классических нау­ках, и это аб­со­лют­но на­уч­ный под­ход.

Приступая к исследованию Выс­ше­го ми­ра, не имея о нем ни­ка­ко­го понятия (поскольку знание по­сти­гае­мо толь­ко из совокупности всех де­та­лей), человек обя­зан изу­чить все частности, схе­му их взаи­мо­дей­ст­вия, фак­то­ры, при­чи­ны и след­ст­вия, по­ка не по­стиг­нет всю муд­рость. Ко­гда он бу­дет знать все до тон­ко­стей – то дос­тиг­нет об­ще­го зна­ния.

Ес­ли уче­ба объединяется с на­ме­ре­ни­ем рас­крыть един­ст­во Твор­ца, то все на­ши уси­лия скла­ды­ва­ют­ся, вклю­ча­ют­ся в Не­го и, в ито­ге, трансформируются в ду­хов­ное зна­ние.

По­сти­же­ние един­ст­ва оз­на­ча­ет, что мы долж­ны суммировать все на­ши зна­ния, впе­чат­ле­ния, из­ме­рить их, со­еди­нить ме­ж­ду со­бой, со­пос­та­вить та­ким об­ра­зом, что­бы они об­ра­зо­ва­ли в нас пол­ную кар­ти­ну един­ст­ва, со­стоя­щую из взаи­мо­ис­клю­чаю­щих, про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу, сил, яв­ле­ний, дей­ст­вий. Ко­гда мы уз­на­ем до тон­ко­стей все де­та­ли, то дос­тиг­нем об­ще­го зна­ния.

Толь­ко сей­час каб­ба­­лу на­чи­на­ют изу­чать во всем ми­ре. Этого не делали не по­то­му, что она бы­ла не­по­сти­жи­ма. Ведь у ас­тро­но­ма тоже нет точного по­ня­тия о самих звез­дах и пла­не­тах, но он исследует про­ис­хо­дя­щие с ни­ми про­цес­сы, продвигая и развивая свою науку. Так и мы: не по­сти­га­ем ни суть на­ше­го ми­ра, по­доб­но ас­тро­но­мам или фи­зи­кам, ни суть ду­хов­но­го ми­ра, по­доб­но каб­ба­ли­стам. Однако не имея возмо­жности по­стичь саму суть, мы осмысляем ее дей­ст­вия, ре­ак­ции, от­зву­ки. Это­го нам дос­та­точ­но, по­то­му что изу­че­ние про­цес­сов, про­ис­хо­дящих с не­по­сти­гае­мы­ми объ­ек­та­ми, все рав­но при­во­дит нас к пол­но­му зна­нию.

 

Во­прос 2: Что имен­но мы по­сти­га­ем, ко­гда под­ни­ма­ем­ся по сту­пе­ням ми­ров?

Мир – это объ­ем мое­го ис­прав­лен­но­го же­ла­ния, он на­зы­ва­ет­ся ми­ром мое­го по­сти­же­ния. На настоящий момент, по­сколь­ку я еще со­вер­шен­но ничего не ис­пра­вил в се­бе, не уподобился Твор­цу, то на­хо­жусь на пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­ни, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «наш мир». Это тот же эго­изм, бла­го­да­ря ко­то­ро­му я ощу­щаю Твор­ца в се­бе, в сво­их ес­те­ст­вен­ных свой­ст­вах, но все это – исключительно ра­ди се­бя.

Че­ло­век не вос­при­ни­ма­ет ни­че­го дру­го­го, кро­ме Твор­ца, кро­ме све­та, ко­то­рый его соз­дал и на­пол­ня­ет. Каждый из нас и сей­час ощу­щает Твор­ца, но толь­ко в са­мом про­ти­во­по­лож­ном Ему, низ­шем со­стоя­нии, на­зы­вае­мом «наш мир»[21].

Та­кое со­стоя­ние не считается по­сти­же­ни­ем Выс­ше­го мира, оно не яв­ля­ет­ся ду­хов­ным, так как в нем от­сут­ст­ву­ет ка­кое-ли­бо по­до­бие Твор­цу. Однако и в этом со­стоя­нии, и во всех по­сле­дую­щих, бо­лее вы­со­ких, я вос­при­ни­маю свое же­ла­ние: ме­ру его ис­прав­лен­но­сти или не­ис­прав­лен­но­сти. Все ощу­щается внут­ри меня, внут­ри моего же­ла­ния. Та­ким из­на­чаль­но и соз­да­но на­ше же­ла­ние, то есть, тво­ре­ние.

Подъ­ем со сту­пе­ни на сту­пень про­ис­хо­дит не за счет то­го, что я уве­ли­чи­ваю свое же­ла­ние – оно фик­си­ро­вано и не­из­мен­но. Я могу уве­ли­чить его толь­ко за счет слия­ния с другим же­ла­ни­ем, затем с еще од­ним, и еще, и так далее. Подъ­ем по ступеням воз­мо­жен толь­ко по ме­ре слия­ния с ос­таль­ны­ми ду­ша­ми[22], с ос­таль­ны­ми же­ла­ния­ми. При­сое­ди­няя их к се­бе, я де­лаю свое кли боль­ше, по­лу­чаю до­пол­ни­тель­ное желание. «Я его при­сое­ди­няю», оз­на­чает, что я его ис­прав­ляю, то есть, ис­прав­ляю се­бя. Ина­че не­воз­мож­но, по­то­му что благодаря присоединению унич­то­жа­ют­ся эгои­сти­че­ские пе­ре­го­род­ки ме­ж­ду дву­мя объ­ек­та­ми. Та­ким об­ра­зом, у ме­ня об­ра­зу­ет­ся ис­прав­лен­ное кли. В нем я ощу­щаю сле­дую­щую сту­пень исправления и так да­лее.

­

Тест

Ошибочным?

а. – отсутствует проверка опытом;

б. – исследование очень трудно;

в. – исследование не ошибочно;

г. – исследуется только суть.

 

Что такое материя?

а. – объективная реальность;

б. – силы, воздействующие на наши органы чувств;

в. – силы, не ощущаемые нами;

г. – материи не существует.

 

Что воспринимает человек?

а. – реакцию органов чувств на воздействие внешних сил;

б. – внешнее воздействие сил;

в. – суть воздействующих на него сил;

г. – ничего не воспринимает.

 

Что такое мир?

а. – то, что я постигаю в своих органах чувств;

б. – то, где я буду, изучив каббалу;

в. – теория строения мироздания;

г. – то, что мною не постигается.

 

Что исследуют каббалисты?

а. – материю;

б. – абстрактную форму;

в. – материю и форму, облаченную в материю;

г. – суть и абстрактную форму.

 

 

Дополнительный материал

 

Введение

2.2. Основные определения

Область исследований

2.4. Вопросы и ответы

Заключение

Тест

Дополнительный материал

В конечном итоге, мы исследуем себя. Вся каббала, как и вообще всякое научное постижение действительности, всё познание Высшей реальности – это процесс самопознания. Внутри себя человек раскрывает Творца. Мы можем познать Его лишь из глубины собственного кли. Вне нас мы не воспринимаем ничего.

Введение

Мы раз­ли­ча­ем мно­же­ст­во сту­пе­ней и от­ли­чий в ми­рах, однако не­об­хо­ди­мо знать: все что го­во­рит­ся о сту­пе­нях и от­ли­чи­ях, касается толь­ко того, кто по­лу­чает от этих ми­ров, со­глас­но пра­ви­лу: «То, что не постигнуто, не может быть названо по имени»[40].

Имя вы­ра­жа­ет постижение[41], и то, как со­глас­но по­сти­же­нию, че­ло­век да­ет имя объекту толь­ко по­стигнув его.

В су­щем, от­но­си­тель­но ду­хов­но­го по­сти­же­ния, вы­де­ля­ют­ся 3 от­ли­чия:

1) Ацмуто (Высший непостигаемый, буквально «Он сам») – об этом мы во­об­ще не го­во­рим, по­то­му что ко­рень и ис­точ­ник тво­ре­ний на­чи­на­ет­ся от За­мыс­ла Тво­ре­ния[42], где они вклю­че­ны как «ко­нец дей­ст­вия в на­чаль­ном за­мыс­ле».

2) Бесконечность – суть За­мыс­ла Тво­ре­ния, со­стоя­щая в том, что­бы «дать тво­ре­ни­ям на­сла­ж­де­ние, на­зы­вае­мое Бес­ко­неч­но­стью» (бес­ко­неч­ное на­сла­ж­де­ние).

Это связь ме­ж­ду Выс­шей си­лой и ду­ша­ми, она по­ни­ма­ет­ся на­ми как же­ла­ние на­сла­дить тво­ре­ния. Бесконечность – на­ча­ло дей­ст­вия, све­т без со­су­да, но именно там – ис­точ­ник тво­ре­ний, связь Твор­ца с тво­ре­ния­ми, на­зы­вае­мая «же­ла­ни­ем на­сла­дить тво­ре­ния». Оно берет начало в ми­ре Бес­ко­неч­но­сти и нис­хо­дит до ми­ра Асия.

3) Ду­ши, которые получают наслаждение, заключающееся в же­ла­нии дать на­сла­ж­де­ние.

 

2.2. Основные определения

1. Существуют четыре вида познания:

· Познание материи;

· Познание формы материи;

· Познание абстрактной формы;

· Познание сути.

 

"Четыре вида познания"

07_Видео фрагмент

07_Аудио фрагмент

 

2. Во всем, что наличествует в Высшем мире, связанном с сотворением душ и формами их существования, мы различаем:

· мир Бесконечности

· мир Ацилут

· миры Брия, Ецира, Асия (БЕА)

 

"Три аспекта Высших миров"

08_Видео фрагмент

08_Аудио фрагмент

 

3. В каждом из миров БЕА присутствуют три аспекта:

· десять сфирот[43], свет которых есть в каждом из миров;

· души людей;

· действительность, расположенная ниже душ людей.

 

“Три аспекта миров БЕА (Души, 10 сфирот, окружение)”

09_Видео фрагмент

09_Аудио фрагмент

 

4. Десять сфирот называются: кетэр, хохма, бина, хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут. Часто шесть сфирот – хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод объединяют в одну сфиру, которую называют тифэрэт или зэир анпин. В таком случае, перечисляют пять сфирот.

 

Рисунок 1(2). Десять сфирот. Сфира зэир анпин включает в себя шесть сфирот.

 

Эти 10 сфирот составляют все мироздание, включая в себя все миры:

· сфира кетэр – мир Адам Кадмон

· сфира хохма – мир Ацилут

· сфира бина – мир Брия

· сфира тифэрэт – мир Ецира

· сфира малхут – мир Асия

Как и все мироздание, каждый из миров состоит из десяти сфирот, и любая мельчайшая деталь любого мира также содержит десять сфирот.

 

"Десять сфирот"

10_Видео фрагмент

10_Аудио фрагмент

 

2.3. Область исследований

Таблица 3(2).

 

Души людей являются центром каждого из миров. Они получают наполнение от всей духовной реальности соответствующего мира, так же как человек в материальном мире получает наполнение от всей материальной действительности нашего мира.

Это происходит следующим образом:

· в первой стадии, которая является желанием получать в той мере, в какой это необходимо для поддержания существования, человек получает свет от «дворцов» и «одеяний»;

· во второй стадии, которая является излишествами животных желаний - от "ангелов", то есть, получает духовный свет в количестве большем, чем необходимо для существования, чтобы развить сосуды, в которые одета его душа. В первой и второй стадиях он получает от низших по отношению к нему уровней, которыми являются дворцы, одеяния и ангелы, находящиеся там. Их уровень ниже уровня душ людей;

· в третьей стадии, представляющей собой человеческие желания, которые развивают дух, человек получает от равных ему, то есть, от всех душ, находящихся в данном мире, и с их помощью увеличивает количество света, наполняющего его душу;

· в четвертой стадии желания, то есть, в стремлении к наукам, он получает от сфирот соответствующего мира.

Душа человека, находящаяся в каждом из миров, должна развиваться и совершенствоваться от всего, что находится в этом мире.

В каббале говорится обо всех частичках Высших миров: сфирот, души, ангелы, одеяния или дворцы. Несмотря на то, что они изучаются как таковые, необходимо непременно помнить, что о них говорится только относительно человеческой души, получающей и питающейся от них. Все они направлены на обеспечение потребностей души. Если в процессе изучения каббалы учащийся будет неукоснительно следовать этой линии, то тогда он правильно поймет эту науку.

 

 

2.4. Вопросы и ответы

Тест

Чем являются миры БЕА?

а. – материей;

б. – формой, облаченной в материю;

в. – абстрактной формой;

г. – сутью.

 

Что не изучается в каббале?

а. – материя;

б. – форма, облаченная в материю;

в. – абстрактная форма и суть;

г. – материя миров.

 

В чем происходят изменения?

а. – в свете;

б. – в Творце;

в. – в сосудах;

г. – в свете и Творце.

 

Дополнительный материал

Комментарии д-ра М. Лайтмана на статью Бааль Сулама «Пре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го»

(«Пре­ди­сло­вие к кни­ге «Ус­та муд­ро­го», над ко­то­рым на­чал работать Ба­аль Су­лам, бы­ло пред­вест­ни­ком «Уче­ния Де­ся­ти Сфи­рот». Однако вско­ре он по­нял, что на­до пи­сать со­вер­шен­но дру­гой учеб­ник – ака­де­ми­че­ский, боль­шой. Он ос­та­вил эту кни­гу и приступил к созданию шес­ти­том­ни­ка «Уче­ние Де­ся­ти Сфи­рот». Кни­га, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся «Пи Ха­хам» – «Ус­та муд­ро­го», так и ос­та­лась не­из­дан­ной).

 

Че­ло­век нис­хо­дит в этот мир, что­бы, пребывая имен­но в нем, дос­тичь оп­ре­де­лен­ной це­ли. Решить эту задачу, как го­во­рят нам каб­ба­ли­сты, можно толь­ко по­сред­ст­вом такой нау­ки, как каб­ба­­ла.

 

 

Рисунок 4(2). Схема кругооборота души.

 

Однако тут же воз­ни­ка­ет во­прос: чем же выделяется каб­ба­­ла из огромного списка ос­таль­ных на­ук? Почему ею непременно дол­жен ов­ла­деть ка­ж­дый человек, а ес­ли не сделает этого, то будет счи­тать­ся, что он зря ­жил в этом ми­ре? Как со­вер­шен­ст­во че­ло­ве­ка связано с изу­че­нием каб­ба­­лы? Ка­кая необходимость в обязательном овладении этой нау­кой?

Ес­ли я занимаюсь исследованиями в об­лас­ти фи­зи­ки, хи­мии или лю­бой дру­гой академической нау­ки, то, утратив интерес или испытав разочарование, я мо­гу оставить свои занятия, ни­кто ме­ня к этому не обя­зы­ва­ет, не ра­ди это­го, что называется, я ро­дил­ся. Однако каб­ба­­ла – со­всем иное дело. Тот, кто не за­ни­мал­ся ею, не ос­во­ил, не реа­ли­зо­вал ее в се­бе, счи­та­ет­ся ро­див­шим­ся напрасно.

Рас­смот­рим ус­ло­вие, выдвигаемое ис­сле­до­вателями-каб­ба­ли­стами: «Не по­стиг­ну­тое не опи­сы­ва­ем». Име­ет­ся в ви­ду, как то, что еще не по­стиг­ну­то этой нау­кой, так и то, что во­об­ще по­стичь не­воз­мож­но (су­ть Выс­шей си­лы). По­это­му каб­ба­ли­сты от­ка­зы­ва­ют­ся да­же чис­то тео­ре­ти­че­ски, гипотетически рас­су­ж­дать о су­ти Выс­шей си­лы, и тем бо­лее, да­вать сво­им предположениям оп­ре­де­ле­ния, име­на и т.д. С од­ной сто­ро­ны, мы долж­ны изу­чать эту нау­ку, и она наглядно демонстрирует возможность рас­кры­тия Выс­шей си­лы, а с дру­гой – мы го­во­рим, что рас­кры­вать, ощу­щать, ис­сле­до­вать Выс­шую си­лу, мы мо­жем толь­ко в той ме­ре, в какой яв­но по­сти­га­ем ее на се­бе. То есть, эта нау­ка имеет аб­со­лют­но прак­ти­че­ское приложение.

Все оп­ре­де­ле­ния, да­вае­мые Выс­шей си­ле, от­но­сят­ся не к ее су­ти, а к све­ту, ис­хо­дя­ще­му от нее, не к са­мо­му ис­точ­ни­ку, а к то­му, как он на­пол­ня­ет нас. Да­же оп­ре­де­ле­ние «бес­ко­неч­ность» в каб­ба­­ле оз­на­ча­ет свет, ис­хо­дя­щий из су­ти Выс­шей си­лы. По­сколь­ку ис­сле­до­ва­те­ли-каб­ба­ли­сты оп­ре­де­ли­ли, что све­т, распространяющийся из су­ти Твор­ца от­но­си­тель­но по­лу­чаю­щих тво­ре­ний, яв­ля­ет­ся бес­ко­неч­ным, они на­зва­ли его та­ким име­нем.

По­че­му мы на­зы­ва­ем свет бес­ко­неч­ным? По­то­му что мы на­хо­дим­ся в из­на­чаль­ном со­стоя­нии, ко­гда отсутствуют какие-либо ог­ра­ни­че­ния на по­лу­че­ние на­пол­не­ния. По­то­му мы и на­зы­ва­ем се­бя, свое кли, свое со­стоя­ние бес­ко­неч­ным, без­гра­нич­ным: бе­ри, сколь­ко хо­чешь. Есть та­кое по­ня­тие в фармакологии – «quantum satis» (сколь­ко нужно), то есть, до пол­но­го на­сы­ще­ния. В каббале это на­зы­ва­ет­ся «бес­ко­неч­ность».

Не­зыб­ле­мый за­кон гла­сит, что запрещено (запрещено в каббале означает невозможно) даже размышлять о су­ти Выс­шей си­лы, по­сколь­ку суть не­воз­мож­но по­стичь и именовать, ведь имя ука­зы­ва­ло бы на оп­ре­де­лен­ную сте­пень по­сти­же­ния. По­это­му и го­во­рит­ся: «То, что не по­сти­га­ем, не на­зы­ва­ем».

Бога, Тво­рца, Соз­да­теля – все, что от­но­сит­ся к Выс­шим ми­рам, и то, что че­ло­век не ощущает в се­бе яв­но, как на­уч­ные дан­ные – в каб­ба­­ле ис­сле­до­вать за­пре­ще­но.

Напротив, свету, ис­хо­дя­щему из Выс­шей си­лы, че­ло­век мо­жет по ре­зуль­та­там сво­их ис­сле­до­ва­ний давать какие-либо определения и ха­рак­те­ри­сти­ки. По­сколь­ку ка­ж­дый из нас пред­став­ля­ет со­бой как бы при­ем­ник воздействий све­та, ибо они оп­ре­де­ля­ют все на­ше су­ще­ст­во­ва­ние, то их ис­сле­до­ва­ние и пра­виль­ное ис­поль­зо­ва­ние яв­ля­ет­ся не­пре­лож­ной обя­зан­но­стью каждого человека. Ведь тем са­мым, мы изу­ча­ем пу­ти влияния Выс­шей си­лы на нас.

Итак, что мы долж­ны изу­чать? Мы долж­ны стре­мить­ся к то­му, что­бы нас на­пол­нил Выс­ший свет. Его на­пол­не­ние, то есть, на­ши ка­че­ст­ва, ко­то­рые он из­ме­ня­ет, и яв­ля­ют­ся пред­ме­том изучения данной нау­ки. Результаты этих зна­ний со­став­ля­ют суть каб­ба­­лы, а пра­виль­ное их при­ме­не­ние при­во­дит к на­пол­не­нию че­ло­ве­ка Выс­шим све­том и яв­ля­ет­ся дос­той­ным воз­на­гра­ж­де­ни­ем за тру­ды.

Каббала – прикладная нау­ка, обучающая тому, как и на­сколь­ко ты дол­жен се­бя из­ме­нить, и что ты в результате по­лу­чишь, что те­бя на­пол­нит. Кли (со­суд) и ор (свет) – ни­че­го боль­ше в этой нау­ке нет, кроме ус­ло­вия, при ко­то­ром это кли, данный со­суд, на­пол­ня­ет­ся све­том. Ус­ло­вие на­зы­ва­ет­ся «эк­ран» (ивр. «масах») или «по­до­бие».

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 211.