Каббалист выявляет иную причину.
Я не изучаю, как одна молекула приводит к возникновению другой, а раскрываю это в виде силы, свойств. Что я раскрываю в Творце? Я обнаруживаю, что Он является Высшим по отношению ко мне. Иными словами, Творец – это совокупность свойств, более высокая по сравнению со мной закономерность. Высшая ступень содержит в себе те же силы, свойства, что и я – иначе как бы я мог улавливать ее?
Можно сказать так: Высший свет абстрактен, а я внутри пробуждающегося во мне решимо[45] каждый раз представляю себе последующую высшую ступень еще более высокой. Однако я представляю ее себе, исходя из проекции собственных свойств. Именно я представляю себе Творца, именно я каждый раз рисую Его перед своим внутренним взором. Я обязан воображать себе Творца, иначе мне не уловить Его. Абстрактный, лишенный одеяний свет я не воспринимаю. Я представляю себе Творца посредством своих пяти органов чувств, в своих пяти келим: КАХАБ-ТУМ (кетэр, хохма, бина, тифэрэт, малхут).
Можно говорить о том, что за этим следует абстрактная форма и суть Творца, Ацмуто, однако она уже не поддается восприятию.
Вопрос 2: Что является инструментом исследователя?
Никакая наука этого мира не требует от человека изменить себя для того, чтобы иметь возможность исследовать и понимать законы природы. Это и понятно: законы природы – это наши законы, и мы обладаем той же природой, что и они. Я пребываю в подобии свойств с неживой, растительной, животной природой в этом мире, и поэтому способен ее изучать.
Однако когда речь идет об исследовании иной природы, с которой у нас нет подобия свойств, мы должны сначала приобрести кли, которое ее ощущает. Кли позволяет осуществлять исследования только согласно подобию свойств: насколько я уподобляюсь духовной природе, настолько могу в нее проникнуть. Один и тот же закон подобия свойств при восприятии чего-либо отличного, действует как в духовном, так и в материальном мире.
2.5. Заключение
Мы не можем сказать, какую форму имеют миры относительно Творца – мы постигаем их только в мере возможностей наших органов чувств и относительно собственных ощущений.
Известно, что не происходит изменений в свете, а все изменения происходят только в сосудах, то есть, в наших органах ощущения, и измеряется согласно нашим представлениям. Поэтому, если несколько людей наблюдают один и тот же духовный объект, каждый постигает его согласно своему представлению и ощущению.
Тест
В чем состоит Замысел Творения?
а. – сотворить творения;
б. – насладить творения;
в. – насладить Творца;
г. – сотворить миры.
Чем являются миры БЕА?
а. – материей;
б. – формой, облаченной в материю;
в. – абстрактной формой;
г. – сутью.
Чем является свечение хохма в Бине, Тифэрэт и Малхут?
а. – материей;
б. – формой, облаченной в материю;
в. – абстрактной формой;
г. – сутью.
Что не изучается в каббале?
а. – материя;
б. – форма, облаченная в материю;
в. – абстрактная форма и суть;
г. – материя миров.
Относительно чего изучаются все процессы и явления в каббале?
а. – Творца;
б. – душ;
в. – миров;
г. – сфирот.
В чем происходят изменения?
а. – в свете;
б. – в Творце;
в. – в сосудах;
г. – в свете и Творце.
Дополнительный материал
Комментарии д-ра М. Лайтмана на статью Бааль Сулама «Предисловие к книге «Уста мудрого»
(«Предисловие к книге «Уста мудрого», над которым начал работать Бааль Сулам, было предвестником «Учения Десяти Сфирот». Однако вскоре он понял, что надо писать совершенно другой учебник – академический, большой. Он оставил эту книгу и приступил к созданию шеститомника «Учение Десяти Сфирот». Книга, которая называется «Пи Хахам» – «Уста мудрого», так и осталась неизданной).
Человек нисходит в этот мир, чтобы, пребывая именно в нем, достичь определенной цели. Решить эту задачу, как говорят нам каббалисты, можно только посредством такой науки, как каббала.
Рисунок 4(2). Схема кругооборота души.
Однако тут же возникает вопрос: чем же выделяется каббала из огромного списка остальных наук? Почему ею непременно должен овладеть каждый человек, а если не сделает этого, то будет считаться, что он зря жил в этом мире? Как совершенство человека связано с изучением каббалы? Какая необходимость в обязательном овладении этой наукой?
Если я занимаюсь исследованиями в области физики, химии или любой другой академической науки, то, утратив интерес или испытав разочарование, я могу оставить свои занятия, никто меня к этому не обязывает, не ради этого, что называется, я родился. Однако каббала – совсем иное дело. Тот, кто не занимался ею, не освоил, не реализовал ее в себе, считается родившимся напрасно.
Рассмотрим условие, выдвигаемое исследователями-каббалистами: «Не постигнутое не описываем». Имеется в виду, как то, что еще не постигнуто этой наукой, так и то, что вообще постичь невозможно (суть Высшей силы). Поэтому каббалисты отказываются даже чисто теоретически, гипотетически рассуждать о сути Высшей силы, и тем более, давать своим предположениям определения, имена и т.д. С одной стороны, мы должны изучать эту науку, и она наглядно демонстрирует возможность раскрытия Высшей силы, а с другой – мы говорим, что раскрывать, ощущать, исследовать Высшую силу, мы можем только в той мере, в какой явно постигаем ее на себе. То есть, эта наука имеет абсолютно практическое приложение.
Все определения, даваемые Высшей силе, относятся не к ее сути, а к свету, исходящему от нее, не к самому источнику, а к тому, как он наполняет нас. Даже определение «бесконечность» в каббале означает свет, исходящий из сути Высшей силы. Поскольку исследователи-каббалисты определили, что свет, распространяющийся из сути Творца относительно получающих творений, является бесконечным, они назвали его таким именем.
Почему мы называем свет бесконечным? Потому что мы находимся в изначальном состоянии, когда отсутствуют какие-либо ограничения на получение наполнения. Потому мы и называем себя, свое кли, свое состояние бесконечным, безграничным: бери, сколько хочешь. Есть такое понятие в фармакологии – «quantum satis» (сколько нужно), то есть, до полного насыщения. В каббале это называется «бесконечность».
Незыблемый закон гласит, что запрещено (запрещено в каббале означает невозможно) даже размышлять о сути Высшей силы, поскольку суть невозможно постичь и именовать, ведь имя указывало бы на определенную степень постижения. Поэтому и говорится: «То, что не постигаем, не называем».
Бога, Творца, Создателя – все, что относится к Высшим мирам, и то, что человек не ощущает в себе явно, как научные данные – в каббале исследовать запрещено.
Напротив, свету, исходящему из Высшей силы, человек может по результатам своих исследований давать какие-либо определения и характеристики. Поскольку каждый из нас представляет собой как бы приемник воздействий света, ибо они определяют все наше существование, то их исследование и правильное использование является непреложной обязанностью каждого человека. Ведь тем самым, мы изучаем пути влияния Высшей силы на нас.
Итак, что мы должны изучать? Мы должны стремиться к тому, чтобы нас наполнил Высший свет. Его наполнение, то есть, наши качества, которые он изменяет, и являются предметом изучения данной науки. Результаты этих знаний составляют суть каббалы, а правильное их применение приводит к наполнению человека Высшим светом и является достойным вознаграждением за труды.
Каббала – прикладная наука, обучающая тому, как и насколько ты должен себя изменить, и что ты в результате получишь, что тебя наполнит. Кли (сосуд) и ор (свет) – ничего больше в этой науке нет, кроме условия, при котором это кли, данный сосуд, наполняется светом. Условие называется «экран» (ивр. «масах») или «подобие».
Рисунок 5(2). Свет и сосуд (ор и кли).
В «Книге Зоар» говорится, что все Высшие миры созданы для того, чтобы привести каждого человека к совершенству. Эта цель является причиной сотворения всех миров: «Окончание действия изначально находится в Замысле Творения».
Все создается, только исходя из окончательного состояния. Его нельзя достичь, если не будет некоторых промежуточных состояний, которые образуются на пути постижения как вспомогательные средства. Окончательный результат всегда определяет, что должно находиться посередине. Исходя из конечного результата – слияния с Творцом – необходимо создать такие промежуточные состояния, которые были бы противоположны этому слиянию. Они-то и называются мирами.
Основываясь на первопричине – «насладить творения Своим светом» – созданы Высшие миры, наш мир и человек, состоящий из двух сущностей, облаченных одна в другую: душа, помещенная в материальное тело.
Итак, изначально человек помещается Высшей силой в низшее из всех возможных состояние – материальное тело с облаченной в него душой, и через систему нисходящих миров Высшая сила воздействует на человека с целью развить его душу, духовный сосуд для получения света, настолько, чтобы целиком заполнить его. Как сказано: «И наполнится земля (земля – на иврите «эрец» от слова «рацон» – «желание») знанием Творца, так как познают Меня все, от мала до велика»[46].
Рисунок 6(2). Воздействие в нашем мире Высшей силы на человека через систему нисходящих миров.
Абсолютно все келим будут исправлены и наполнены светом. Все вместе они называются: в исправленном состоянии – душой, а в неисправленном – желаниями человека.
Душа человека состоит из желаний наполнения Высшим светом. Изначально эти желания эгоистические. Однако это не проявлено только относительно нас, а на самом деле, это кли существует извечно.
Вследствие изучения каббалы, то есть, привлечения Высшего света, в человеке на каждое желание – от самого малого до самого большого – возникает намерение наполниться, чтобы достичь подобия Высшей силе.
Свет, который приходит к нам в результате занятий, постепенно создает в нас экран на каждое, все большее и большее эгоистическое желание.
Изменение эгоистического намерения на альтруистическое называется действием исправления. Исправленное желание, в соответствии с его подобием Высшей силе, заполняется Высшим светом, ощущением Высшей силы, Творца. Исправив намерение на все желания, человек постигает весь свет, исходящий от Высшей силы лично к нему. Такое состояние называется личным исправлением. Тем самым, человек достигает полного личного единения с Высшей силой.
Само по себе, это единение, называется конечным исправлением. Из этого состояния на нас нисходит свет, который и заставляет нас действовать. Каждое наше действие, все наши состояния определяются светом, исходящим из самого последнего состояния – полного исправления: оттуда он тянет нас к себе.
Состояния, которые каждый из нас ощущает в каждое мгновение (желаем мы обучаться или нет, плохо нам или хорошо, или мы заняты чем-то другим), кажутся нам спонтанными, беспорядочными. На самом деле, это не так: любое наше состояние определяется Высшей силой, то есть, нашим наполненным исправленным состоянием относительно нас сегодняшних.
В каббале, и вообще в духовном мире, есть закон, который гласит: «нет исчезновения в духовном». Мы находимся в полностью исправленном состоянии, оно – единственно существующее. Все остальные ощущаемые нами состояния являются ложными и необходимы лишь для того, чтобы мы оценили, захотели, правильно поняли наше единственное состояние как полностью исправленное, совершенное и вечное.
Итак, на уровне Творца мы находимся в абсолютно совершенном единственном состоянии. Однако мы сами еще должны его выявить, то есть, вернуться из бессознательного состояния в осознанное. Данный процесс так и называется: «тшува» (возвращение). Это возвращение в наших ощущениях.
Урок №3
Постижение методом уподобления
Дата: 2016-10-02, просмотров: 207.