Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сближение законодательств государств-участников ЕС в области ответственности за качество продукции как гарантии высокой меры защиты потребителей от ущерба здоровью и материального ущерба, причиненного недоброкачественными продуктами, и одновременно сокращение различий между инструкциями отдельных государств, которые фальсифицируют конкуренцию и ограничивают свободное сообщение товаров, — все это входит в актуальные задачи практической реализации европейской политики.

Директива Евросовета 85/374/ЕWG «О сближении законоположений и административных инструкций государств-участников по вопросам ответственности за недоброкачественные продукты» представляет собой основную правовую базу для решения этих задач. Данная Директива была изменена и расширена новой Директивой Европейского парламента и Совета 1999/34/EG от 10 мая 1999 г., но не отменена.

Директива распространяется на все произведенные промышленным способом движимые изделия, независимо от того, встраивались ли они в другие движимые или в недвижимые продукты или нет.

Настоящая директива устанавливает, что производитель введенного в потребительский оборот продукта несет принципиальную ответственность за ущерб, который возникает из-за дефекта (недоброкачественности) его продукта независимо от наличия вины самого производителя: единственной предпосылкой для ответственности является наличие ущерба в результате ошибки (дефекта) в товаре.

Согласно директивам 1985 и 1999 г., производителем считается:

· каждый участник процесса производства (собственно производитель);

· каждое лицо, которое помещает свое имя, свой товарный знак или другой опознавательный знак на продукте и вводит товар в хозяйственный/потребительский оборот (квазипроизводитель);

· каждое лицо, которое поставляет продукт на рынок, производитель которого не может быть установлен (поставщик);

· импортер недоброкачественного (дефектного) продукта.

В соответствии с действующим европейским законодательством пострадавший должен подтвердить следующее:

· наличие ущерба;

· ошибку (дефект) в продукте;

· причинную связь между ошибкой и возникшим ущербом.

Оценивая степень безопасности продукта, во внимание принимается следующее:

· каким образом продукт предлагается на рынке;

· факт разумного применения продукта потребителем;

· дата поступления продукта в хозяйственный оборот.

Принцип гласит, что ни при каких обстоятельствах в хозяйственный оборот не должен поступать недоброкачественный продукт и никакие обстоятельства не могут нивелировать действие ответственности за это нарушение.

Производитель может освобождаться от какой-либо ответственности, если он докажет:

1. что он не ввёл продукт в обращение (хотя и произвёл);

2. что ошибка, которая вызвала ущерб, не существовала в тот момент, когда продукт выпускался на рынок;

3. что продукт не производился для продажи с коммерческой целью получения прибыли;

4. что продукт не производился и не реализовывался в рамках его (производителя) профессиональной деятельности;

5. что причиной ошибки (дефекта в изделии) является то, что продукт был произведен в соответствии с обязательными действующими нормами;

6. что имеющий место дефект по состоянию науки и техники на день изготовления не мог быть распознанным (в этой связи государства-участники могут выдавать исключительные разрешения);

7. если речь идет о производителе части продукта, а ошибка (дефект) была вызвана конструкцией целого продукта, в который была встроена данная часть продукта, или дефект был вызван некачественной инструкцией по применению, подготовленной изготовителем целого продукта.

Вышеуказанные директивы Евросоюза затрагивают следующие виды ущерба:

1. связанный со смертью или увечьями;

2. повреждения имущественных ценностей, предназначенных для частного потребления (за исключением случаев повреждения продуктов на сумму менее 500 евро и при удержании этой суммы как собственного участия потерпевшего), материальный ущерб.

Директива никоим образом не ограничивает возмещение морального ущерба в соответствии с национальными законодательствами стран-участников ЕС. Директива не распространяется на ущерб вследствие ядерного инцидента, что регламентируется ратифицированными государствами-участниками международными соглашениями.

Пострадавший имеет в своем распоряжении срок в 3 года для востребования возмещения ущерба. Этот срок начинается со дня, когда был причинен ущерб или была выявлена ошибка в продукте и личность производителя дефектного изделия.

Ответственность производителя теряет силу с окончанием срока в 10 лет после начала поставки производителем продукта на рынок.

Никакая договорная оговорка, которая позволяет производителю ограничить его ответственность по отношению к пострадавшему не имеет законного основания.

Директива разрешает каждому государству-участнику устанавливать границу ответственности производителя за смерть или увечье, которые были вызваны рядом изделий, содержавших одну и ту же ошибку. Но вместе с тем Еврокомиссия устанавливает минимальную границу компенсации ущерба в 70 млн. евро.

Согласно директиве, Еврокомиссия представила в Совет сообщение о действиях, направленных на защиту потребителей, и обзор внутреннего рынка через 10 лет после ознакомления с эффектом от действия директивы.

Особому анализу были подвержены положения директивы о:

1. невиновности производителя в случае, если он докажет, что уровень научных знаний не дал ему возможности выявить ошибку в продукте перед поставкой его на рынок;

2. введении возможной финансовой границы, которая устанавливается для всей ответственности производителя компенсировать возникший ущерб.

Кроме того, комиссия предоставляет всем европейским учреждениям раз в пять лет специальные сообщения об опыте применения директивы и вносит в них, при необходимости, предложения по совершенствованию.

Директива 1999/34/ЕЭС

Вследствие кризиса BSE сфера действия директивы 85/374/EWG была расширена новой директивой ЕС на основные сельскохозяйственные изделия (как, например, мясо, зерно, фрукты и овощи) и охотничьи продукты, причем все исключительные положения были изъяты. Соответственно производитель и импортеробязаны платить компенсацию и проценты, если имеет место причинная связь между нанесенным ущербом и недоброкачественным изделием, при этом потерпевший не должен доказывать факт некачественности изделия по вине самого производителя, поставщика или импортера.

Решение Евросовета от 19 декабря 2002 г. «Об изменении директивы об ответственности за недоброкачественные (дефектные) продукты» может расширить сферу применения института обязательной ответственности за продукт. Совет посчитал нужным провести анализ необходимости и целесообразности усиления механизма регулирования ответственности поставщика, привнесшего товар в хозяйственный оборот. До сих пор поставщики несли ответственность только за тот продукт, производитель которого не мог быть установлен.

Зелёная книга Европейской Комиссии «Гражданская ответственность за недоброкачественные (дефектные) продукты» была выпущена 28 июля 1999 г.

Основной целью разработки данной инициативы является стремление оптимизировать систему обеспечения более полного возмещения убытков жертвам, пострадавшим от недоброкачественных (дефектных) продуктов, а также улучшение качества продуктов, без снижения инновационного потенциала промышленности.

Зелёная книга служит для того, чтобы создать предпосылки для постоянной оценки промышленностью и потребителями последствий данной директивы Евросовета об обязательной ответственности за продукт и для выработки решений и предложений для возможной ее ревизии. «Зелёная книга» является важным инструментом адвокатирования европейской политики защиты потребителей.

При заслушивании Еврокомиссией материалов о воздействиях Директивы 85/374/ЕС принимаются во внимание следующие параметры:

1. индекс количества жалоб (число случаев ущерба, судебных решений и т.д.);

2. ассортимент безопасных продуктов на рынке (например, решение производителя об отказе сбыта какого-либо продуктов из-за возможных рисков);

3. развитие производственных расходов и отпускных цен, чтобы, в частности, установить, в какой мере производственные расходы в связи с регулированием ответственности за конечный продукт отражаются в цене продуктов;

4. различия между экспортными рынками в пределах и вне Европейского союза;

5. влияние директивы на инновации в промышленности.

В «Зелёной книге» приводятся несколько решений, позволяющих облегчить доказательное бремя:

1. предположение наличия причинной связи, если пострадавший доказывает нанесённый ущерб и ошибку (дефект) продукта;

2. установление той степени, которая является необходимой для доказательства (например, вероятность больше чем 60%);

3. обязанность производителя предоставлять все необходимые документы пострадавшему;

4. обязанность производителя перенимать издержки на экспертизу, которые затем ему возмещаются, если потерпевший проиграет судебное разбирательство;

5. в случае, если продукт производится несколькими производителями и нельзя установить, кто является автором спорного продукта, можно обратиться к закрепленному в американском праве принципу: «Marketshareliability» (ответственность за долю участия на рынке), следовательно, пострадавшему достаточно доказать только следственную связь между повреждением/ущербом и инкриминированным продуктом без указания имени производителя.

В Директиве 85/374/ЕС предусмотрена возможность освободить производителя от ответственности, если на дату запуска продукта на рынок из-за объективного состояния науки и техники он не мог выявить эту ошибку. Хотя отдельные государства-участники уже в одностороннем порядке упразднили это исключение ответственности (директива предлагает эту возможность).

Европейская Комиссия ставит вопрос в «Зелёной книге» о поддержании границ ответственности, предусмотренных в указанной директиве, в том числе о самостоятельном участии пострадавших (франшиза). На сегодняшний день производители не должны возмещать убытки, которые не превосходят 500 евро.

Другой актуальный вопрос, обсуждаемый в рамках «Зелёной книги», это ограничение ответственности производителя за физический ущерб, который наносится физическим лицам серийными авариями.

Далее в «Зелёной книге» анализируется, при каких условиях поставщик недоброкачественного изделия становится ответственным за его качество. Должна ли эта ответственность независимо от наличия вины, введенная Директивой 85/374/ЕС, распространяться на всю цепочку сбыта продукта, если деятельность участников производства могла негативно повлиять на безопасные качества запущенного в обращение продукта, например, при повторной упаковке, транспорте или складировании?

Определение области применения вышеуказанной директивы тоже является предметом обсуждения с помощью «Зелёной книги».

Другой актуальный вопрос, подлежащий обсуждению со всеми субъектами рынка, — распространяется ли действие директивы на недвижимое имущество? Современное регулирование механизма ответственности распространяется на случаи смерти и нанесения увечий, а также материальные ущербы, если вещь предназначалась для частного употребления. Должно ли действовать исключение для случаев нанесения душевного и морального ущерба от недоброкачественного товара, который предназначен для промышленного потребления?

Важное значение в «Зелёной книге» отводится вопросам взаимоотношений органов юстиции и пострадавших, в частности, проблеме облегчения возбуждения судебного иска. Важным практическим вопросом остается возможность подачи группового иска или иска со стороны общественных объединений, представляющих права потребителей.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права.

2. Значение европейской потребительской политики для построения внутреннего рынка, регулирования антимонопольной, аграрной и иных политик Европейского Союза.

3. Установление обязательных требований в отношении продукции и технических норм для отдельных видов промышленных товаров как инструмент европейского потребительского права.

4. Гармонизация гражданско-правовых норм, регулирующих отношения с участием потребителей.

5. Гармонизация процессуальных норм, обеспечивающих судебную защиту интересов потребителя.

6. Перечень решений, содержащихся в «Зелёной книге» Европейской Комиссии «Гражданская ответственность за недоброкачественные (дефектные) продукты», позволяющих облегчить доказательное бремя.

7. Задачи, предусмотренные стратегией политики защиты потребителя.

8. Основные задачи работы Европейского Ведомства по безопасности продуктов питания.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Альтернативные способы разрешения споров и защита прав потребителей [Электронный ресурс] // Медиатор Внесудебные процедуры — альтернативное урегулирование споров — примирение сторон. — 2012. — Режим доступа: http://mosmediator.narod.ru/publikatsii/alternativnie_sposobi_razresheniya_sporov_i_zaschita_prav_potrebitelei/. — Дата доступа: 5.05.2012.— Загл. с экрана.

2. Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообщества о свободе конкуренции [Электронный ресурс] // Моск. госуд. юридич. акад. Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза. — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/sistem_ecb.htm. — Дата доступа: 01.05.2012.— Загл. с экрана.

3. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

4. Лучина, И. В. Право конкуренции Европейского сообщества (ЕС) : некоторые вопросы практики применения [Электронный ресурс] / И. В. Лучина // Журнал «Конкуренция.RU» — 2012. — Режим доступа: file://localhost/D:/Мои%20документы/подборка%20статей%20для%20ЭУМК%20Европ.права/журнал.mht. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

5. Потребительский рынок Европейского Союза [Электронный ресурс] // International center for quality certification. — 2012. — Режим доступа: http://www.icqc.eu/ru/consumer-market.php. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

6. Руководящие принципы для защиты интересов потребителей [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций — 2012. — Режим доступа: http://www.echr-base.ru/user_oon.jsp#link0. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

7. Тавер, Е. Потребитель имеет право на безопасные товары // Е. Тавер [Электронный ресурс] // ISO 9000. — 2012. — Режим доступа: http://iso90002000.narod.ru/ISO9000/Article/docs/sk/ng336_9.htm. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

 

 

ТЕМЫ 16

Дата: 2016-10-02, просмотров: 253.