До нынешнего времени развитие законодательства ЕС в области договорного права заключалось, в основном, в издании актов в форме директив по отдельным вопросам и отдельным типам договоров, имеющим значительное влияние на реализацию принципов внутреннего рынка. Так, в течение последних двадцати лет был принят ряд директив в отношении договоров с потребителями, договоров страхования, лицензионных договоров, договоров франчайзинга и др. Кроме того, особым источником права ЕС международно-правового характера — Римской конвенцией 1980 г. (сокращенное название — РИМ 1) — урегулированы коллизионные вопросы права, применимого к договорным обязательствам с иностранным элементом.
Она получила очень широкую известность. Нормы этой конвенции вошли во многие законы различных стран мира. В частности, она оказала значительное влияние на нормы Модельного гражданского кодекса СНГ, ставшие основой раздела VII Гражданского кодекса Республики Беларусь «Международное частное право» (ст. 7 Римской конвенции и ст. 1100 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Однако нормы Римской конвенции посвящены только одному виду отношений с иностранным элементом — договорному — и, даже по сравнению с объемами коллизионных норм обычного договора о правовой помощи, сфера ее применения узка.
В июле 2001 г. Комиссия объявила о начале широкой дискуссии относительно будущего договорного права Европейского Союза. При этом в качестве основного поставлен вопрос о выборе метода дальнейшего регулирования договорного права в ЕС из следующих вариантов:
1. сохранить регулирование договорного права преимущественно на уровне государств-членов, оставив решение возникающих проблем на частноправовом уровне;
2. разработать общие принципы договорного права, которые не носили бы обязательного характера, но могли бы использоваться при разработке договорных условий, а также в правоприменительной практике и в законотворчестве;
3. осуществить ревизию и обновление существующих нормативных актов ЕС;
4. принять новый акт права ЕС кодификационного уровня, который включал бы в себя единообразные нормы по общим вопросам договорного права и по отдельным договорам.
Единая политика ЕС в области защиты прав потребителей зародилась в начале 1970-х гг. Целесообразность наднационального регулирования данной сферы объясняется значительными различиями в подходах государств-членов к обеспечению прав потребителей, а также необходимостью обеспечить возможность активного участия потребителей во внутреннем рынке ЕС, исключить дискриминацию по признаку гражданства.
Европейская комиссия сформулировала основные права потребителей, подлежащие защите на общеевропейском уровне. Это право на:
· охрану здоровья и безопасность;
· защиту экономических интересов;
· возмещение убытков;
· информацию и обучение;
· представительство.
Со вступлением в силу Единого Европейского акта впервые на уровне первичного права был зафиксирован принцип единой потребительской политики ЕС в рамках завершения создания внутреннего рынка.
Впоследствии данный принцип, развитый в Маастрихтском договоре, позволил достичь значительного прогресса в законотворческой сфере. Так, были приняты важные директивы о несправедливых условиях в договорах с потребителями, о сделках, совершенных на расстоянии, а также о договорах «таймшера» — аренде недвижимости на короткий срок.
Кризис, связанный с «коровьим бешенством» в середине 1990-х гг., привел к пересмотру политики ЕС в области прав потребителей, вынудив сделать акцент на охране здоровья граждан и безопасности продуктов. Статья 153 Договора о ЕС в редакции 1997 г. Предусматривает необходимость инкорпорации прав потребителей при реализации политики ЕС в других сферах.
В соответствии с документами Европейской комиссии основными целями политики ЕС на нынешнем этапе являются: достижение высокого единого уровня защиты прав потребителей, обеспечение эффективного использования потребителями своих прав, в том числе в судебном порядке, а также вовлечение в политику ЕС потребительских организаций. К числу последних нормативных актов ЕС в данной сфере относится директива 1999 г. относительно гарантий, предоставляемых при покупке товаров в другом государстве ЕС.
Вопросы для самоконтроля
1. Понятие и правовые основания унификации права в рамках Европейского Союза.
2. Основные отличия европейской унификации от стандартной межгосударственной унификации.
3. Виды унификации права стран-членов Европейского Союза.
4. Методы сближения права государств-членов Европейского Союза.
5. Особенности прямой и косвенной унификации права.
6. Методы гармонизации договорного права государств-членов Европейского Союза.
7. Основные сферы контрактного права, подвергшиеся регулирующему воздействию директив.
8. Общая характеристика содержания Регламента (ЕС) №593/2008 Европейского Парламента и Совета от 17 июня 2008 года «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам» («Рим I»).
Рекомендуемые источники
1. Герчикова, И. Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности : Учеб. пособие [Текст] / И. Н. Герчикова — М. : Консалтбанкир, 2001. — 387 с.
2. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
3. Европейский инвестиционный банк [Электронный ресурс] // СОЮЗ. — 2012. — Режим доступа: http://www.ruseu.org/article.php?id=41. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.
4. Энтин, Л. М. Европейское право : Учебник для вузов / [отв. ред. Л. М. Энтин]. — М. : Норма, 2000.— 720 с.
5. Лепешков, Ю. А. Европейская интеграция : правовые вопросы : пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-24 01 01 «Международное право» 1-24 01 02 «Правоведение» 1-24 0103 «Экономическое право» / Ю. А. Лепешков. — Минск : БГУ, 2008. — 107 с.
6. Энтин, М. Л. Интеграционные процессы на европейском континенте. Политико-правовые аспекты / М. Л. Энтин // Моск. журнал междунар. права. — 2006. — №4. — С. 15—17.
ТЕМЫ 15
Дата: 2016-10-02, просмотров: 326.