Цели, задачи и сферы деятельности Европейского инвестиционного банка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) — это особый орган Европейского сообщества и Союза, который функционирует в качестве кредитной организации. В соответствии с Договором о ЕС и приложенным к нему Протоколом «Об Уставе Европейского инвестиционного банка» он имеет статус юридического лица и располагает собственным уставным капиталом, подписчиками на который являются все государства-члены (в качестве членов Банка).

ЕИБ был образован в 1957 г. (одновременно с учреждением Сообщества) для того, чтобы способствовать выравниванию экономического развития между разными странами и регионами создаваемого общего рынка ЕС. «С этой целью, путем предоставления займов и гарантий, не стремясь к получению прибыли, он помогает финансированию следующих проектов во всех секторах хозяйства» (ст. 267 Договора о ЕС):

1. направленных на повышение благосостояния менее развитых регионов Сообщества (например, юг Италии);

2. по модернизации или конверсии предприятий либо по созданию новых видов деятельности, которые не могут быть в полной мере профинансированы отдельными государствами-членами;

3. представляющих общий интерес для нескольких государств-членов, для реализации которых им также не хватает финансовых средств.

Как лидирующий в мире несуверенный заемщик, Европейский инвестиционный банк пользуется максимально возможным рейтингом кредитоспособности (ААА) на рынках долгосрочного ссудного капитала. Это позволяет ему на очень конкурентоспособных условиях мобилизовать значительные объемы сбережений, необходимые для поддержания его деятельности заимодавца.

Штат Европейского инвестиционного банка, который находится в Люксембурге, составляет высококвалифицированный персонал, в котором представлены все страны Европейского Союза. Акционеры ЕИБ — это государства-члены ЕС. Они совместно подписываются на капитал банка, деля между собой доли участия в соответствии со скользящей шкалой, которая отражает, так сказать, экономический ''вес'' каждого из государств Союза.

Хотя почти 90 процентов финансовой активности Европейского инвестиционного банка приходится на государства ЕС, существенная доля средств банка идет на инвестиции в проекты стран, обращающихся за помощью к ЕИБ, для которых банком созданы специфические механизмы финансирования.

Европейский инвестиционный банк, кроме того, содействует жизнеспособному развитию Средиземноморских стран, Африки, государств Карибского моря и Tихого океана, а также вкладывает средства в обоюдовыгодные проекты в странах Латинской Америки и Азии. Помимо всего прочего, EIB — владелец контрольного пакета акций Европейского инвестиционного фонда (ЕИФ) (у ЕИБ 60.5 процентов, у Европейской Комиссии — 30 процентов, остальные 9.5 процента — у различных европейских банков и финансовых структур), и возглавляет его правление. Созданный в 1994 ЕИФ находится там же, где и ЕИБ — в Люксембурге. Его главная задача состоит в том, чтобы поддерживать инвестиции в малые и средние европейские предприятия.

Европейский инвестиционный банк берет и предоставляет займы, основываясь на экономической политике, определенной Союзом. Каждый год банк представляет отчет, полностью описывающий его деятельность. Отчет содержит детали операций банка, ведения им счетов, а также список и описание финансируемых проектов.

По приглашению Европейского Парламента, банк принимает участие в работе ряда парламентских комиссий, занимающихся вопросами, имеющими отношение к деятельности банка. Он также вовлечен в подготовку работы Совета ЕС, которому докладывает о своем вкладе в достижение целей Союза и о наиболее вероятном изменении этих целей в зависимости от функциональных потребностей экономики. Банк, кроме того, сотрудничает с другими европейскими учреждениями в контексте политики Сообщества и в вопросах, имеющих отношение к его деятельности. Президент Европейского инвестиционного банка может посещать заседания Совета, участвуя там в обсуждениях и оказывая влияние на их результаты в силу того, что экспертная точка зрения ЕИБ обязательно принимается во внимание.

В соответствии со своим уставом, Европейский инвестиционный банк в системе институтов Сообщества пользуется в принятии решений полной автономией. Его управленческие и контрольные структуры позволяют банку самому решать, где и на каких условиях брать займы, кому и на каких условиях их давать, основываясь исключительно на собственной оценке достоинств каждого проекта и возможностей, предлагаемых финансовыми рынками.

Сотрудничество Европейского инвестиционного банка с другими учреждениями ЕС и международными банковскими кругами помогает ему гарантировать соответствие предоставления им ссуд бюджетным инструментам ЕС, позволяет привлекать инвестиции в проекты, которые он поддерживает в интересах достижения экономических целей Союза.

В своих операциях по предоставлению финансирования ЕИБ должен соблюдать следующие принципы:

1. Банк следит за тем, чтобы его фонды использовались наиболее рациональным образом в интересах Союза.

Он может предоставлять займы или гарантии займов лишь при условии, что:

· выплата процентов и погашение долга обеспечиваются за счет прибылей от эксплуатации в случае инвестиций, осуществляемых предприятиями производственного сектора, либо обязательством, принятым на себя государством, в котором производится инвестиция, или любым иным способом в случае прочих инвестиций, и

· осуществление инвестиции содействует повышению эффективности экономики в целом и способствует формированию внутреннего рынка.

2. Банк не должен приобретать каких-либо долей участия в капиталах предприятий и принимать на себя какую-либо ответственность за их хозяйственное управление, если только это не требуется для защиты прав Банка с целью гарантировать возврат ему долга.

Однако в рамках принципов, установленных Советом управляющих согласно пункту «б» параграфа 3 статьи 7, если это требуется для осуществления мероприятий, предусмотренных в статье 309 Договора о функционировании Европейского Союза, Административный совет квалифицированным большинством устанавливает условия и порядок участия в капитале коммерческого предприятия (обычно в дополнение к займу или гарантии), насколько подобное участие необходимо для финансирования инвестиции или программы.

3. Банк может уступать свои права требования на рынке капиталов и, с этой целью, требовать от своих заемщиков выпуска облигаций или других ценных бумаг.

4. Ни Банк, ни государства-члены не должны накладывать условия, требующие расходовать предоставленные в заем суммы исключительно внутри определенного государства-члена.

5. Банк может подчинять выделение займов условию об организации международных торгов.

6. Банк не финансирует полностью или частично никакие инвестиции, против которых возражают государства-члены, на чьей территории данные инвестиции подлежат осуществлению.

7. В дополнение к своей деятельности в области кредитования Банк может предоставлять услуги по техническому содействию согласно условиям и порядку, которые определяет Совет управляющих, постановляя квалифицированным большинством, и при соблюдении настоящего Устава.

Сам банк имеет дело напрямую только с учредителями крупномасштабных проектов (не менее 25 миллионов евро), а финансирование меньших проектов (учредители: малые и средние предприятия или органы местного самоуправления) он осуществляет при помощи примерно 180 банков и европейских финансовых посредников, которые, в соответствии с его критериями, используют фонды Европейского инвестиционного банка.

 

Бюджет Европейского Союза

Наличие независимого фонда финансовых ресурсов в форме единого бюджета ЕС, управление которым осуществляется наднациональными органами, является отличительной чертой европейской интеграции. Единый бюджет — это основной финансовый инструмент ЕС, сформированный в 1967 году путем объединения бюджетов трех Европейских сообществ (Европейского объединения угля и стали, Евратома, ЕЭС), утверждается совместно Советом и Парламентом. С помощью единого бюджета происходит перераспределение части национального дохода ЕС, что позволяет управлять денежными ресурсами и влиять на темпы и уровень экономического развития. За счет этого происходит реализация единой экономической и финансовой политики в рамках ЕС.

Как и национальные бюджеты, единый бюджет ЕС формируется согласно определенным принципам, установленным в финансовом регламенте Сообщества. Принципы формирования единого бюджета следующие:

1. Принцип единства: согласно этому принципу все расходы и доходы ЕС должны быть объединены в единый бюджетный документ. Не включаются в единый бюджет расходы по проведению отдельных мероприятий в области общей внешней политики и политики безопасности, внутренних дел и правосудия, кредитные и заемные операции сообщества, которые производятся в рамках договоров о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Собственные бюджеты имеют Европейский фонд развития и различные Европейские агентства.

2. Принцип универсальности: этот принцип заключается в том, что доходы, поступающие в единый бюджет, не должны направляться на финансирование конкретных бюджетных мероприятий. Бюджетные доходы образуют общий фонд ЕС, из которого затем финансируются все мероприятия. Все доходы и расходы должны быть указаны в едином бюджете в полном объеме.

3. Принцип ежегодности: для того чтобы обеспечить необходимый контроль за поступлением и использованием финансовых ресурсов, бюджет разрабатывается на один финансовый год, который совпадает с календарным годом.

4. Принцип равновесия: при составлении бюджета планируемые доходы и расходы каждого бюджетного года должны быть сбалансированы. Финансовый регламент запрещает осуществлять заимствования для покрытия бюджетного дефицита. Если в конце финансового года фиксируется превышение доходов над расходами, то положительное сальдо переносится на следующий год. Если наблюдается дефицит бюджета, то его величина переносится на счет расходов ЕС в будущем году. На сегодняшний день нормальной является ситуация, когда доходы бюджета больше, чем его расходы.

5. Принцип спецификации: согласно этому принципу все расходы сообщества распределяются по конкретным разделам. Принцип спецификации определяет горизонтальную структуру построения бюджета (распределение расходов по шести разделам, по числу институтов Сообщества) и вертикальную структуру бюджета. Бюджетная номенклатура позволяет группировать расходы по разделам, подразделам, статьям.

6. Принцип единой валюты: до введения евро в безналичный оборот, бюджет составлялся в ЭКЮ (европейской расчетной единице), а с 1 января 1999 г. бюджет ЕС рассчитывается в евро.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Особенности финансовой системы Европейского Союза и ее правовое регулирование.

2. Правовое регулирование бюджетных отношений в Европейском Союзе.

3. Защита финансовых интересов Европейского Союза.

4. Цели и задачи деятельности Европейского инвестиционного банка.

5. Сферы деятельности Европейского инвестиционного банка.

6. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в Европейском Союзе: цели, задачи и функции.

7. Принципы формирования единого бюджета Европейского Союза.

8. Условия предоставления займов или гарантий займов Европейским инвестиционным банком.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

2. Европейский инвестиционный банк [Электронный ресурс] // СОЮЗ. — 2012. — Режим доступа: http://www.ruseu.org/article.php?id=41. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

3. Протокол № 5 — об Уставе Европейского инвестиционного банка [Электронный ресурс] // Право Европейского Союза. — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/protoc/5. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

4. Энтин, Л. М. Европейское право : Учебник для вузов / [отв. ред. Л. М. Энтин]. — М. : Норма, 2000.— 720 с.

5. Лепешков, Ю. А. Европейская интеграция: правовые вопросы: пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-24 01 01 «Международное право» 1-24 01 02 «Правоведение» 1-24 0103 «Экономическое право» / Ю. А. Лепешков. — Минск : БГУ, 2008. — 107 с.

6. Чегринец, Е. А. Европейская система центральных банков: компоненты и функции / [Электронный ресурс] / Е. А. Чегринец // Моск. Гос. Юрид. Академия Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/sistem_ecb.htm. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана

7. Энтин, М. Л. Интеграционные процессы на европейском континенте. Политико-правовые аспекты / М. Л. Энтин // Моск. журнал междунар. права. — 2006. — №4. — С. 15—17.

 

 

ТЕМЫ 13, 14

Дата: 2016-10-02, просмотров: 264.