Охрана товарного знака в праве Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Со времени перехода к массовому производству предприниматели стали использовать для выделения своей продукции из массы товаров, поступающих на рынок, особые запоминающиеся обозначения, индивидуализирующие товар и его производителя. Товарный знак выполняет идентификационную, информационную и рекламную функции и играет важную роль в развитии мировой экономики, особенно в отраслях, ориентированных на широкие слои населения. В условиях общества массового потребления принято говорить даже о «брендовом сознании», определяющем психологию покупателя. Решающим в выборе товара или услуги становится проставленное на них производителем обозначение (англ. brand), которое, в случае его правовой охраны, именуется товарным знаком (англ. trade mark, франц. marque).

С момента своего образования Европейский Союз придавал особое значение, охране интеллектуальной собственности, особо выделяя необходимость гармонизации регулирования защиты товарных знаков. Было принято решение о создании единой Европейской системы регистрации товарных знаков, при которой регистрация такого товарного знака действовала бы во всех странах ЕС. Данное решение было закреплено в постановлении Совета Европейского союза от 20 декабря 1993 г. № 40/94 «О товарном знаке Европейского союза».

В государствах-членах ЕС специальное законодательство о товарных знаках начало складываться еще с середины XIX в. В 1883 г. положения об этом виде промышленной собственности были включены в Парижскую конвенцию. Важнейшим источником международного права по товарным знакам остается Мадридское соглашение о международной регистрации знаков 1891 г. в редакции Мадридского протокола 1989 г., к которому в 2001 г. присоединились государства-члены Европейского Союза. Договор о товарных знаках, подготовленный в рамках ВОИС, до сих пор не вступил в силу.

Регламент о товарном знаке Сообщества был принят в 1993 г. и позднее дополнен специальным регламентом об имплементации, содержащим технические нормы, а также регламентами, устанавливающими пошлины за регистрацию и процедуру рассмотрения споров в Апелляционной палате. Решения Апелляционной палаты могут быть обжалованы в Трибунале первой инстанции и далее в Суде ЕС.

Система товарного знака Сообщества была сформирована к началу 1996 г. В г. Аликанте (Испания) было учреждено Ведомство по гармонизации на внутреннем рынке. Оно принимает заявки, проводит регистрацию и ведет реестр товарных знаков Сообщества. Выгоды от учреждения общего товарного знака ЕС для хозяйствующих субъектов очевидны — в результате одной процедуры предприниматель получает правовую защиту обозначения своих товаров или услуг в 27 государствах ЕС. Основная сложность действия товарного знака Сообщества связана с тем, что он не отменяет действия национальных товарных знаков. Более того, Регламент 1993 г. устанавливает безусловную преимущественную юридическую силу обозначения, зарегистрированного на национальном уровне.

В конце 2008 г. была принята Директива Совета о сближении законодательств государств-членов о товарных знаках. Директива признала целесообразным ограничиться гармонизацией законодательства государств-членов только по вопросам, оказывающим непосредственное влияние на развитие внутреннего рынка ЕС.

Главная задача, на решение которой направлены положения Директивы, заключается в установлении близких к идентичным норм во всех государствах-членах относительно условий регистрации и продолжения использования зарегистрированного товарного знака. Директива содержит перечень оснований, которые исключают регистрацию нового товарного знака, а также дают право требовать отмены действующей регистрации.

Основными чертами регистрации товарных знаков по системе ЕС являются:

1. Подача единой заявки на регистрацию товарного знака. Правовая охрана распространяется на все страны Европейского союза (27 стран-участниц), выделение отдельных стран невозможно.

2. Значительное уменьшение стоимости регистрации товарного знака по сравнению с национальной процедурой.

3. Европейская система является открытой. Лицами, которые могут получать правовую охрану, являются физические и юридические лица, являющиеся гражданами ЕС или имеющие местоположение в странах ЕС или странах-участницах Парижской конвенции по охране промышленной собственности или Всемирной торговой организации, либо других государств, если в них предоставляется принцип взаимности.

4. Система регистрации товарных знаков ЕС является автономной, не содержит требований об обязательном наличии базовой заявки и связи с ней. С другой стороны, аннулирование заявки приведет к потере правовой охраны во всех странах.

5. Принцип старшинства является главной особенностью системы ЕС. Если при подаче заявки ЕС существует национальная регистрация на то же обозначение и с тем же перечнем товаров и услуг, то может быть применен данный принцип. При заявлении принципа старшинства национальная регистрация может быть отозвана. Если регистрация на товарный знак ЕС впоследствии прекращает своё действие, то национальная регистрация может быть восстановлена.

6. Система ЕС является единой, и правовая охрана предоставляется на всей территории Европейского союза. Использование товарного знака на территории даже одной страны считается использование товарного знака ЕС.

Данная процедура регистрации товарных знаков получила очень широкое распространение на территории ЕС, и является эффективной для регистрации товарных знаков именно на этой территории.

Директива о товарных знаках 2008 г. устанавливает, что её правовые нормы в полной мере соответствуют положениям Парижской конвенции и не затрагивают обязательств государств, вытекающих из Парижской конвенции. В случае если коллизия норм все же возникнет, она должна быть разрешена согласованными действиями государств-членов в соответствии с процедурой п. 2 ст. 307 ДЕС. Было также принято решение разработать наднациональный механизм охраны прав на товарный знак, которые должны признаваться в силу единовременной регистрации в едином ведомстве и действовать на всей территории Европейского Союза.

Товарному знаку подобен еще один вид промышленной собственности — наименование места происхождения товара. Защиту географическим обозначениям и местам происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания предоставляет специальный регламент, принятый Советом в 1992 г. В соответствии с ним географические наименования, свидетельствующие об определенном регионе изготовления продукта, который придает продукту специфику, защищаются на территории всего Европейского Союза после включения их в регистр посредством издания отдельного регламента. Этот регламент поддержан также и практикой Суда ЕС

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Авторское право в Европейском Союзе.

2. Правовая охрана компьютерных программ.

3. Правовая охрана отдельных объектов права промышленной собственности в Европейском Союзе.

4. Европейская патентная система.

5. Охрана товарного знака в праве Европейского Союза.

6. Усиление гарантий защиты прав интеллектуальной собственности в Европейском Союзе.

7. Преимущества использования европейской патентной системы для заявителей.

8. Основные черты регистрации товарных знаков по системе Европейского Союза.

9. Порядок подачи заявки в Европейское патентное ведомство.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Директива Совета О правовой охране компьютерных программ (91/250/ЕЭС), 14 мая 1991 г. [Электронный ресурс] // Моск. госуд. юридич. акад. — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/int_sobst/int.htm. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

2. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

3. Европейский патент [Электронный ресурс] // Fwa© ООО"Патика"®. — 2012. — Режим доступа: http://www.patika.ru/Evropeyskiy_patent.html. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

4. Международная регистрация товарных знаков [Электронный ресурс] // Агентство по защите интеллектуальной собственности. — 2012. — Режим доступа: http://pattrade.ru/trademark-foreign.php. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

5. Правовая охрана компьютерных программ и баз данных PDF// [Электронный ресурс]. — 2012. Режим доступа: http://www.ictt.by/eng/portals/0/SoftwareLegalProtection.pdf. — Дата доступа: 5.05.2012. — Загл. с экрана.

6. Формирование Европейских стандартов охраны авторских и смежных прав [Электронный ресурс] // Европейское право — 2012. — Режим доступа: http://centrpravo.ru/formirovanie-evropeiskikh-standartov-okhrany-avtorskikh-i-smezhnykh-prav.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

 


ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1


Дата: 2016-10-02, просмотров: 232.