Политика защиты интересов потребителя как основа европейского потребительского права. Эволюция европейской потребительской политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эволюция защиты прав потребителей берёт своё начало в Соединённых Штатах Америки. Первый протест потребителей, подтверждённый документально, произошёл в штате Массачусетс в 1775 году. Продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и формирует законодательную базу для этой защиты. В 1890 г. принимается антитрестовский Закон Шермана (Федеральный закон о Торговой комиссии). В 1891 году в Нью-Йорке образована первая Потребительская (консьюмерская) Лига. Она впервые подготовила «белый список» магазинов, которые были наиболее справедливы как к своим работникам, так и к потребителям. В 1898 году местные группы США объединились в национальную федерацию — Национальная Лига потребителей США. Они боролись с использованием непроверенных, опасных средств при производстве продуктов питания и лекарств.

Один из самых сильных и известных президентов США — Франклин Делано Рузвельт стоял на стороне потребителей. На помощь к нему опять пришла широкая общественная поддержка. Было создано специальное государственное агентство для проверки новых лекарств, а также ряд других вспомогательных агентств, перед которыми должны были отчитываться представители бизнеса.

В начале XX века большой упор делался на сферу производства продуктов питания. В это время была написана знаменитая книга «Джунгли», рассказывающая о стандартах безопасности, которые необходимо соблюдать при производстве мясных продуктов, и указывала на то, к каким последствиям для здоровья могут привести нарушения технологии. Книга имела большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что на законодательном уровне было принято решение о создании государственного органа, который был назван «администрация по надзору за питанием и медикаментами». Этот орган до сих пор остается одним из ведущих государственных органов в сфере защиты потребителей.

В 1961 г. другой президент США — Джон Кеннеди обратился с «Посланием к Конгрессу». Его обращение не только не было воспринято парламентом, но и вызвало бурные дебаты и возгласы: «Кого мы будем защищать? Для защиты прав человека существует Конституция!..» 15 марта 1962 г. Джон Кеннеди вновь обратился к парламенту и одновременно к общественным организациям с призывом признать за потребителями четыре основных права: право на безопасность товаров и услуг; право на информацию; право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе; право быть выслушанным.

Защита прав потребителей и правовое регулирование в США — чрезвычайно обширная отрасль законодательства, которая распространяется на сферу питания, лекарственных средств, медицинских услуг и т. д. Острой оставалась проблема кредитных отношений с участием потребителей. Большое количество американцев пользуются кредитами на протяжении всей своей жизни. Они покупают в рассрочку автомобили, дома и даже предметы домашнего обихода и одежду, оплачивая их на протяжении определенного времени. В среднем американец тратит каждый год 110 — 120 % своего годового дохода. Оставшийся долг тянется на протяжении нескольких лет, и взимание его является серьезным делом. Для урегулирования некоторых из проблем, Конгресс в рамках акта о защите прав потребителей в кредитных отношениях принял в 1970 г. Закон «О справедливом взыскании долга в кредитных отношениях».

Защита прав потребителя всегда находилась в центре европейской политики. Начиная с 1975 г., Сообществом начат процесс гармонизации деятельности отдельных стран-членов ЕС в данном направлении, что было закреплено договорным порядком в Амстердамском Договоре. В статье 3 «Улучшение защиты прав потребителя» это формулируется как основная задача Сообщества, а в статье 153 договора регламентируются подробности.

Принципиально вопрос ставится так, что все мероприятия по обеспечению защиты прав потребителя в Европе решаются в кооперации всех стран ЕС. Европейская Комиссия предписывает лишь стандарты.

Отдельные государства Сообщества могут предусматривать и более строгие правила относительно безопасности и качества продукции и обязаны заявлять это Европейской Комиссии.

В соответствии со статьей 95 Европейского Договора страны-участники обязаны обеспечить «высокий уровень защиты» и, таким образом, действует запрет понижения или ухудшения защиты потребителей в ЕС.

Европейская политика защиты прав потребителя ставит своей целью следующее:

· разработка предписаний по защите здоровья и безопасности продукции;

· обеспечение защиты экономических интересов граждан Европы;

· информирование потребителей.

Европейская политика в отношении прав потребителей охватывает все многообразие народнохозяйственных отраслей и затрагивает многочисленные предприятия и производства, включая такие аспекты, как электронные сделки, посылочная торговля и продажа на дом через распространителей, ценообразование и реклама, правовая защищенность в торговле, общественное здоровье, безопасность конечного продукта.

Организационно вопросы защиты потребителя в ЕС с 1999 г. относятся к компетенции Генеральной Дирекции здравоохранения и защиты потребителя. Правило прозрачности деятельности этого ведомства позволяет всем потребителям получить обзор политики в сфере защиты потребителя.

Еврокомиссия разработала и предложила Совету ЕС и Европарламенту стратегию политики защиты потребителя, которая предусматривает следующие задачи:

· достижение единого высокого уровня защиты потребителя во всех странах ЕС;

· эффективная реализация правовых норм по защите потребителей;

· широкое вовлечение общественных объединений по защите прав потребителей в европейскую политику.

Интересы потребителей должны учитываться и в других политических сферах ЕС с тем, чтобы обеспечить максимально благоприятный режим для конечных потребителей европейского общего рынка и его стабильность. Консументы должны иметь возможность повсеместно получать информацию о всех действующих в ЕС нормах и правилах.

Особую поддержку Еврокомиссии получили Европейские центры потребителя, которые созданы во всех странах-членах ЕС.

Наряду с ними существуют так называемые «согласительные» центры, которые служат для разрешения во внесудебном порядке споров и конфликтов между потребителями и производителями товаров и услуг вне зависимости от страны происхождения товара.

Только в Германии на сегодняшний день создано 203 таких согласительных центра в таких секторах, как страхование, финансово-банковские услуги, свободные профессии, торговля, ремесло. Они облегчают потребителю не просто получение нормативно-правовой информации, но и облегчают практическое решение споров с поставщиками и производителями конечной продукции и услуг из других стран-членов Сообщества.

Характерный пример политики защиты потребителя можно привести из области обеспечения безопасности продуктов питания.

Последние скандалы с вредными для здоровья продуктами питания обострили данную проблему и снизили уверенность потребителей в полной безопасности продуктов и используемого для их изготовления сырья. Поэтому значение проблемы защиты потребителей приобрело в последние годы огромное значение.

Создание же соответствующего Европейского Ведомства по продуктам питания позволило организационно обеспечить данный процесс наблюдения и анализа. Например, другая директива Еврокомиссии запретила заблуждающее этикетирование продуктов. Она содержит целый список с 10 данными, которые должны присутствовать на каждой этикетке, среди которых рыночное название продукта, изготовитель, состав содержащихся веществ, нетто-количество, срок годности и др. Исключение может быть сделано лишь для неупакованных товаров (фрукты, овощи и др.)

Другой характерный пример — из области новых биотехнологий. Генетически измененные организмы — это организмы, в которых генетический материал изменен так, как это было бы невозможно сделать естественным путем. Допуск и переработка таких организмов является спорными, поскольку еще не полностью выявлено долгосрочное влияние манипуляций с генами или модификации генов на окружающую среду и здоровье людей.

За последние несколько лет ЕС выпустило важные нормативные акты, направленные на защиту окружающей среды и здоровье граждан, которые одновременно позволяли создавать единый рынок биотехнологий. Директивой 2002 г. вводился разрешительный порядок ввода на рынок продуктов, содержащих генетически измененные организмы, при которых риски для здоровья и окружающей среды были обозримы и проверены.

В феврале 2002 г. в ЕС была введена целая серия мероприятий по совершенствованию защиты прав потребителя. Исходя из опыта скандалов с опасными продуктами питания, было создано Европейское Ведомство по безопасности продуктов питания с целью своевременного выявления подобных рисков и своевременного предупреждения граждан Европы.

Так, Европейским Ведомством по безопасности продуктов питания была введена «Система быстрого предупреждения» или быстрого реагирования в случае наличия для потребителей опасности, содержащейся в продуктах питания или кормах.

Одновременно были введены новые полномочия для вмешательства Еврокомиссии при серьезных фактах недоброкачественности продуктов питания и кормов в тех случаях, когда национальные компетентные ведомства стран-членов ЕС являются перегруженными. В зависимости от тяжести ситуации Еврокомиссии даны полномочия применять чрезвычайные меры, как, например, введение запрета на реализацию или использование в производстве продуктов или кормов на Европейском рынке.

Европейское Ведомство по безопасности продуктов питания функционирует независимо от других институтов ЕС и обладает широкими полномочиями. Оно обязано осуществлять свою работу открыто и обеспечить общественный доступ к результатам своей работы.

К основным задачам работы Ведомства относятся:

· научное консультирование других институтов ЕС в вопросах безопасности продуктов питания и кормов;

· сбор и анализ данных для контроля за безопасностью продуктов в ЕС;

· своевременное распознавание рисков («Система быстрого предупреждения»);

· взаимодействие с компетентными органами стран-членов Сообщества;

· широкое информирование общественности.

Данные задачи являются весьма обширными, поскольку охватывают научную оценку всех вопросов, которые прямо или косвенно затрагивают безопасность продуктов, включая вопросы защиты животных, гигиену и здоровье флоры и фауны.

Значимую роль в деле защиты прав потребителей сыграли и играют общественные объединения потребителей. В настоящее время некоммерческая организация «Союз Потребителей США» издает потребительский журнал «Consumers Reports» — одно из самых известных в США периодических изданий. Журнал специализируется на испытаниях и тестировании предметов длительного пользования, в том числе транспортных средств. Рейтинги составляются Журналом на основе собственных тестов и опроса своих читателей через купоны в журнале и на интернет-сайте издания.

Самой крупной международной потребительской организацией является «Consumers Reports» — Международная организация союзов потребителей (International organization of consumers unions). Она была образована в 1960 г. Небольшой группой потребительских организаций, целью которых было объединение союзов потребителей всего мира. В 1995 г. организация была Переименована в «Consumers Reports» (CI). Главное управление организации находится в Лондоне. Членами CI являются 230 потребительских организаций из 113 стран мира. У CI есть две главные задачи. Первая: представлять точку зрения потребителя на международных межправительственных уровнях и влиять на выработку решений в контактах между правительствами в деятельности крупных межправительственных организаций. Вторая: помогать развитию потребительского движения во всем мире, налаживать связь между потребительскими организациями во всем мире.

В основе политики CI лежат восемь основополагающих прав потребителя: право на удовлетворение основных потребностей потребителя; право на благоприятную окружающую среду; право па безопасность; право на возмещение убытков; право быть услышанным; право на информацию; право на потребительское образование; право на выбор. До сих пор многие члены CI работают по следующим приоритетным направлениям: безопасность продуктов питания; просвещение потребителей; законодательная база защиты прав потребителей; здравоохранение; стандарты качества

В европейских странах проблема защиты прав потребителей решается на протяжении столетий, накоплен огромный правовой и управленческий опыт, развито потребительское движение, которое наряду с профсоюзами стало одним из факторов, определяющих не только экономическую, но и политическую жизнь этих стран.

 

 

15.2 Установление обязательных требований в отношении продукции и технических норм для отдельных видов промышленных товаров как инструмент европейского потребительского права

Требования к безопасности отдельных видов товаров устанавливают, в первую очередь, их разработчики и изготовители в технической документации (проектно-конструкторская документация, технические условия, спецификация, рецептура, технический паспорт, регламент, программа и методика испытаний и т.п.), ориентируясь на нормы и рекомендации, устанавливаемые государством.

Более передовые товаропроизводители зорко следят за уровнем безопасности аналогичного товара, изготовляемого конкурентом, стремясь либо превзойти его, либо, по крайней мере, не опуститься ниже. При этом они могут устанавливать более жесткие, чем государственные требования, ориентируясь, в том числе, на нормы, предлагаемые негосударственными организациями (национальными и международными ассоциациями товаропроизводителей данной продукции, организациями по стандартизации, потребительскими обществами и др.). Нередко нормы и рекомендации авторитетных международных и национальных негосударственных организаций, например Американского института нефти (API), становятся обязательными через национальные законы, стандарты или контракты.

До 1979 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) разрабатывало единые для всех стран-членов директивы с детальными техническими требованиями к безопасности отдельных видов потребительских товаров (например, к добавкам в продовольственные товары, транспортным средствам (нормы безопасности, шумности и выбросов), фармацевтической продукции, косметике и др.) так называемые отраслевые директивы или вертикальное законодательство.

Отраслевые директивы появились как вынужденные инструменты гармонизации требований нормативных документов стран-членов ЕЭС по безопасности продукции. Произошло это после признания невозможным гармонизировать их национальные стандарты и процедуры.

Директивы ЕЭС, как известно, имеют статус законов для стран-членов сообщества. Поэтому требования отраслевых директив, фактически по содержанию являющихся стандартами, обязательны для всех товаропроизводителей, поставляющих товары на рынки стран ЕС.

Сложность и длительность процесса разработки и принятия детальных отраслевых директив привели к созданию в начале 80-х годов так называемого «нового подхода» в установлении требований к безопасности продукции, при котором в директивах ЕС устанавливаются только основные обязательные требования к безопасности, а также процедуры подтверждения соответствия этим требованиям.

Детальные технические характеристики, определяющие безопасность товара, на который введена директива «нового подхода», регламентируют евростандарты, которые разрабатывают CEН и CEНЭЛЕК. Для евростандартов не требуется единогласия при принятии поскольку они не являются обязательными. В то же время соблюдение евростандартов гарантирует изготовителям соответствие директивам «нового подхода» и дает основание маркировать свою продукцию знаком «СЕ». А это, в свою очередь, обеспечивает ее свободный доступ на европейский рынок.

В настоящее время отраслевые директивы вертикального законодательства распространяются на многие виды потребительских товаров, например, на гидравлические резервуары бытового назначения, косметику, электроприборы, электробатареи и аккумуляторы, удобрения, пищевые товары и добавки к ним, транспортные средства с двигателями, фармацевтические товары, строительные изделия и оборудование (директива основных требований) и др.

Реальная практика защиты прав потребителей на безопасные товары развертывается все же в национальных рамках, на национальном рынке, с учетом национального законодательства и национальной нормативной базы.

Относительно недавно, сначала в ряде европейских странах, а затем и в рамках ЕС, были приняты документы, устанавливающие общие требования безопасности ко всем или основным видам потребительских товаров. Этот принципиальный шаг был сделан потому, что невозможно охватить вертикальным законодательством все потенциально опасные товары, присутствующие на рынке. Речь идет не о регламентации общих для всех товаров технических характеристик. Основное требование таких документов заключается в том, чтобы все потребительские товары были безопасными. Кроме того, в них устанавливается общий критерий безопасности потребительских товаров и предусматриваются меры, препятствующие попаданию или присутствию на потребительском рынке опасных товаров.

Эти требования четко сформулированы в Директиве 92/59/ЕЭС 1 о безопасности продукции, которая в числе других общих норм, установила главную: любой потребительский товар, присутствующий на национальных рынках стран-членов ЕС, должен быть безопасным. Это означает, что товар при нормальных или обоснованно ожидаемых условиях использования с учетом срока службы не должен создавать риска или минимального риска для жизни и здоровья потребителя. Величина такого риска и является общим критерием безопасности любого потребительского товара.

При оценке риска учитываются:

1. характеристики товара, в частности, его состав, упаковка, условия хранения;

2. влияние товара на другие в случаях их разумно предвидимого совместного использования;

3. оформление товара, маркировка, инструкция по использованию, информация о товаре, даваемая изготовителем;

4. категория потребителей, для которых предназначен товар.

Директива 92/59/ЕЭС распространяется на все товары, на которые отсутствуют отраслевые директивы и дополняет национальное законодательство, в той части где оно охватывает лишь отдельные аспекты безопасности.

Эта директива распространяется как на новые, так и подержанные или восстановленные товары, поставляемые в рамках коммерческой деятельности за деньги или бесплатно и предназначенные для потребителей или могущие быть использованными потребителями. Однако она не распространяется на антиквариат или товары, которые должны быть отремонтированы перед их использованием, если поставщик проинформировал об этом лицо, которому он поставляет товар.

При отсутствии отраслевых директив товар, согласно Директиве 92/59/ЕЭС, считается безопасным, если он соответствует национальным нормам (стандартам). При отсутствии национального стандарта для оценки безопасности могут быть использованы международные стандарты, принятые технические регламенты и даже достижения науки и техники.

Потребители стран Европейского Союза желают быть уверенными, что продукция — будь то изделия произведенные в ЕС или импортированные из третьих стран, безопасны для человека. Хорошей новостью является то, что благодаря повышению эффективности системы оперативного оповещения на непродовольственные опасные изделия, система RAPEX, опасные изделия обнаруживаются более эффективными способами и удаляются с рынка ЕС. В этот процесс включены различные надзирающие структуры, в том числе таможня, для выявления рисков в изделиях в точках пересечения таможенных границ Европейского Союза.

Джон Далли, комиссар по охране здоровья и потребительской политики, сказал: «Тот факт, что меньшее количество опасных предметов попадает на рынок ЕС, является хорошей новостью для потребителей, но мы должны по-прежнему быть привержены усиленному контролю на внешних границах и внутреннему контролю. Вот почему создание системы Seamless Surveillance по укреплению сотрудничества здесь в ЕС и расширение сотрудничества с международными партнёрами остаётся ключевым приоритетом» .

В системе RAPEX работает до 6000 инспекторов по контролю за безопасностью продукции. В 2011 году в докладе подчеркивается достижения:

Китай по прежнему является самой рискованной страной — более половины RAPEX уведомления — номер один в стране число уведомлений о продукции, но произошло снижение с 58% в 2010 году до 54% в 2011 году, 19% (293 уведомлений), были европейского происхождения, 15% были из других стран, 8% были неизвестного происхождения (по сравнению с 23% в 2004 году — снижение неуклонно с лучшей идентификацией).

Опасные продукты европейского происхождения составляли 293 уведомления (19%), в том числе 44 позиций французского происхождения (3%), 43 продуктов немецкого происхождения (3%) и 32 позиции итальянского происхождения (2%).

Все государства-члены Европейского Сообщества приняли участие в RAPEX системы обнаружения и оповещения новых опасных продуктов и обеспечение надлежащего выполнения мероприятий. Наиболее активные страны Испания (189 уведомлений), Болгария (162 уведомлений), Венгрии (155 уведомлений), Германии (130 уведомлений) и Великобритания (105 уведомлений). Уведомления отправленные этими странами представляют 47% всех уведомлений о продуктах, представляющих серьёзную опасность, отправленные через систему.

Одежда и текстильные изделия, игрушки и транспортные средства находятся на вершине списка.

Одежда и текстильные изделия были наиболее часто попадают в систему уведомления продукции (423 уведомлений риск удушье и раздражение), игрушки (324 уведомлений в основном риск удушья), автомобилей (171 уведомлений об опасности получения травмы), электрические приборы (153 уведомлений риск поражения электрическим током) и косметики (104 уведомлений о химической опасности), на долю которых приходится 74% всех уведомлений о продуктах, представляющих серьезную опасность в 2011 году. Необходимо всемерно ужесточать требования по нанесению маркировки знака СЕ, в тех случаях, когда этого требуют Директивы Сообщества.

Год 2012 будет важным и сложным годом по стандартизации в Европейском Сообществе. Стандарты, разработанные CEN и CENELEC имеют прямое отношение к потребностям рынка. Они представляют собой ценный инструмент для бизнеса и европейской промышленности.

Новые правила по европейской стандартизации в настоящее время обсуждаются в Европейском парламенте и в Совете министров. Это важный момент по повышению эффективности и прозрачности процессов стандартизации в Европейском Союзе.

В 2012 году CEN и CENELEC будет уделять особое внимание участию в работе малых и средних предприятий, общественных заинтересованных сторон на национальном и европейском уровне. Первое заседание заинтересованных сторон состоится в январе 2012 года.

С 1 января 2012 года, турецкому институту стандартов (TSE) официально был предоставлен статус полноправного членства в CEN и CENELEC.

По итогам 2011 года, Европейский Союз остался главным торговым партнером для Китая. Рост поставок из Европейского Союза в Китай составил 24%, достигнув 211 млрд долларов, рост поставок из Китая в ЕС вырос на 14,4%, достигнув 356 млрд долларов.

В декабре 2011 года, Китай увеличил экспорт на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В тоже время импорт увеличился в декабре только на 11,8%, ниже прогнозов, против 22,1% в ноябре.

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 381.