Основы гармонизации и унификации права стран-членов Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Современная эпоха характеризуется ускорением развития международных коммерческих отношений и их диверсификацией. Выход экономических отношений за рамки отдельных стран в результате интернационализации производства и роста экономической взаимозависимости экономик различных государств сопровождался изменениями экономического и юридического характера договорных отношений.

Так называемая международная унификация (гармонизация) национального законодательства отдельных государств посредством принятия международных актов отличается от изменений национального законодательства вообще в силу международных актов только тем, что унификация (в меньшей степени — гармонизация) имеет следствием не просто изменения национальных правопорядков, но изменения в виде принятия в отдельных государствах одинаковых, текстуально единообразных правовых норм.

В договорной практике не проводится достаточно точного разграничения понятий унификации и гармонизации, и часто они вообще рассматриваются вместе. Между тем в интересах более ясного понимания данного феномена и с учетом семантического значения этих терминов напрашиваются следующие определения.

Правовая унификация — означает согласование и облигаторное (обязательное) введение в действие в 2 и более государствах идентично-одинаковых правовых норм; таким образом, унификация возможна только на межгосударственном уровне. Унификация, что касается, в частности, международных частноправовых коммерческих отношений, может иметь своим предметом материально-правовые, процессуальные, коллизионные нормы.

Правовая гармонизация, в отличие от унификации, метод гораздо более «мягкий». Вместо принятия идентично-одинаковых правовых норм, вводимых в национальный правопорядок соответствующих государств, согласовываются нормы и правила, которые государства вольны вводить в свой правопорядок полностью, частично, не вводить вообще. Можно отметить, что особенностью метода гармонизации является определенная односторонность соответствующих акций со стороны государств.

Унификацию можно образно, конечно, очень условно, сравнить с военной униформой. Гармонизацию — с модной одеждой: большинство, к примеру, носит джинсы, но они могут быть довольно разными по цвету, фактуре и т.п., причем можно моду и вообще игнорировать.

В рамках ЕС унификация национального права стран-членов осуществляется не только с помощью актов, издаваемых органами ЕС, но и путем использования традиционной формы заключения международных договоров.

Римский договор 1957 г., регламентируя процедуру правовой унификации, употребляет три различных термина — «гармонизация», «сближение», «координация». При этом указаний на соотношение соответствующих им понятий в договоре не содержится. На практике вызвала разногласия также трактовка терминов «сближение» и «унификация». Термин «сближение» относится к нормам, непосредственно воздействующим на становление и функционирование «общего рынка» в целом (ст. 100), в то время как два других термина охватывают лишь отдельные отрасли права: «координация» применяется в отношении права компаний (ст. 54, 56, 57), а «гармонизация» — в отношении налогообложения, прямого или косвенного (ст. 99). Термин «сближение» применяется для обозначения общего родового понятия и охватывает два других термина, имеющих специфический, видовой характер.

Термин «унификация» может употребляться как в широком, так и в узком значении. В узком значении унификация применима исключительно в частноправовой области. Процесс же сближения публично-правовых (прежде всего, административных) норм правильнее называть «гармонизацией» права, основанной на обязательстве государства следовать определенному направлению (принципу) правового регулирования при разработке национального законодательства.

Классификация способов унификации должна быть основана на сущностных различиях в правовой природе используемых юридических средств, однако данный критерий пока не нашел четкого закрепления и идентификации специальными терминами в международно-правовой практике.

Доктрина уделяет достаточно много места сравнительному анализу возможных методов унификации — с использованием материально-правового или коллизионного метода, их преимуществам и недостаткам. Выделяют три критерия для выбора того или иного метода.

Основным (первым) является критерий эффективности унификации. Используя данный критерий, необходимо взвесить возможные результаты унификации, с одной стороны, и перспективы принятия акта, основанного на том или ином методе, с другой стороны. Естественно, материально-правовая унификация более эффективна, нежели унификация права коллизионного, однако она требует существенного «самоограничения» правовой политики государств.

Вторым критерием выступает «политическая приемлемость» (politicalfeasibility) унификации, т. е. возможность ее осуществления с точки зрения проводимой каждым суверенным государством законодательной, экономической, социальной или иной политики. Эффективность различных форм унификации обратно пропорциональна их политической приемлемости.

Наконец, третьим критерием является «объективная приемлемость» (objectivefeasibility). Данный критерий отражает особо упорное стремление государств сохранить неизменными отдельные группы материальных правовых норм, в силу чего успешная унификация таких норм (например, в области семейного, наследственного, процессуального права) маловероятна, хотя не исключается возможность унификации соответствующих коллизионных норм.

В унификационных международных актах (преимущественно конвенционных) и особенно в сфере международной торговли, «трансформационное» их качество выражено особо наглядно, определяется самим предметом этих договоров — единообразное изменение на взаимной основе национальных правопорядков.

Методы унификации (гармонизации):

  • Метод достижения единообразия;
  • Метод установления минимальных правил;
  • Метод альтернативной гармонизации;
  • Метод взаимного признания национальных законов;
  • Отсылка к национальным стандартам.

Виды гармонизации:

1. Полная (тотальная) гармонизация имеет место, когда при реализации директивы государства не вправе отступать от её предписаний; сама система директивы и ее предписания весьма определенны. Данный метод наиболее широко использовался в первые годы реализации директив, когда перед ЕС стояла задача обеспечения устранения технических барьеров в торговле (например, Директива от 23 ноября 1970 г. о добавках в корма животных).

2. Выборочная гармонизация предоставляет производителю право следовать либо гармонизированному в соответствии с директивой правилу, либо правилу национального законодательства. Данный метод применялся в основном в 70-е годы и в настоящее время утратил свое значение (например, Директива № 70/157 от 6 февраля 1970 г. о сближении законодательства стран-членов о допустимом уровне выхлопных газов в автомобильных моторах).

3. Частичная гармонизация означает, что гармонизированные правила применяются только к трансграничным в рамках ЕС сделкам. При этом возникает два вида правил: одни — для торговли внутри ЕС, другие — для внутринациональной торговли. Частичная гармонизация отличается от выборочной тем, что она требует, чтобы трансграничные сделки обязательно регламентировались правилами ЕС (Директива № 64/433 от 26 июня 1964 г. о проблемах здравоохранения в связи с торговлей мясом внутри ЕС).

 

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 218.