Общая характеристика гармонизации национального законодательства государств-членов о компаниях на основании директив Европейского Союза
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свобода учреждения на территории ЕС, гарантированная учредительными актами ЕС компаниям, может быть реализована в полном объеме лишь при отсутствии значительных расхождений в законодательствах государств-членов ЕС. Правовые различия в регулировании представляют собой непреодолимое препятствие, прежде всего, для компаний открыть вторичное учреждение за пределами государства-регистрации. Во-вторых, становится невозможным предоставить достаточные гарантии защиты интересов акционеров и третьих лиц, которые являются императивным условием Римского договора, а также осложняется процесс управления группами компаний. Смена местонахождения компании в случае её трансграничности не представляется интересной для предпринимателей при существующем правовом обеспечении, что отрицательно влияет на формирование единого рынка ЕС.

В этой связи, в первые годы деятельности Сообществ институты ЕС начали осуществление программы по ликвидации правовых препятствий свободы осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 44 (бывш. ст. 54) Римского договора, «координируя в той степени, которая необходима, и обеспечивая эквивалентность гарантий, требуемых от компаний государств-членов…, имея в виду обеспечение интересов их участников и третьих лиц». Функции по реализации поставленных задач были возложены на Совет ЕС и Европейскую Комиссию, которые разработали и приняли целый ряд директив, регулирующих деятельность компаний.

Директивы являются актами прямого действия, адресованными государствам-членам. Однако они обязательны только в отношении поставленных в них целей, и при этом государства-члены обладают свободой выбора методов (способов) их достижения. Следовательно, по-настоящему единого регулирования на национальном уровне посредством гармонизации достигнуто быть не может.

За период с 1976 года по 1984 год было издано 6 важных директив, которые послужили основой для создания права компаний ЕС, обеспечивающего защиту прав участников и третьих лиц.

Первая Директива Совета ЕС была принята еще в 1968 году и касалась создания, ликвидации компаний, являющихся объединениями капиталов и признания их недействительными. Лишь через восемь лет была принята Вторая Директива, предметом гармонизации которой являлись лишь акционерные общества. В частности, в ней раскрываются такие вопросы, как создание АО, поддержание и изменение размера уставного капитала. Далее были урегулированы процедуры слияния и разделения акционерных обществ внутри одного государства-члена ЕС (Третья и Шестая Директивы). Четвертая, Седьмая и Восьмая Директивы гармонизировали требования относительно финансовой отчетности компаний, подлежащей обязательной аудиторской проверке.

Однако гармонизация национальных законодательств была достигнута лишь в тех сферах, где различия в законодательствах государств-членов были наименьшими, и имелась возможность устранить разногласия посредством межгосударственных соглашений.

Принятие Третьей Директивы о слиянии компаний на национальном уровне, послужило основой для разработки проекта Десятой директивы о трансграничных слияниях.

В 1989 году было принято две директивы — Одиннадцатая Директива о гармонизации требований по обязательному опубликованию информации в отношении филиалов определенных типов компаний и Двенадцатая Директива, являющаяся преимущественно рамочным документом, чем существенно отличается от ранее принятых и касается создания компаний с ограниченной ответственностью с одним участником.

Следует отметить, что далеко не всеми специалистами в области права ЕС путь гармонизации признается удобным и перспективным для создания единой системы регулирования деятельности компаний.

В целом, за период работы институтов ЕС по гармонизации корпоративного законодательства удалось преодолеть разногласия по многим важным вопросам. Однако в основном они касались представления аналогичных или равных гарантий в области защиты прав участников (учредителей) компании и третьих лиц, что было недостаточно для достижения основной цели — эффективности и конкурентоспособности компаний на всей территории Европейского Союза.

Так, сближение законодательной базы не освобождает компании, действующие в соответствии с нормами различных правовых систем государств-членов ЕС, от необходимости выбирать определенную организационную форму, действующую исключительно в рамках национального права.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Основные направления развития корпоративного права ЕС.

2. Общая характеристика гармонизации национального законодательства государств-членов о компаниях на основании директив Европейского Союза.

3. Европейское акционерное общество (Европейская компания).

4. Европейский кооператив.

5. Особенности сближения законодательной базы Европейского Союза.

6. Иные способы создания Европейского кооперативного общества.

7. Понятие корпоративного права Европейского Союза в широком смысле слова.

8. Современные тенденции корпоративного права Европейского Союза.

 

 

Рекомендуемые источники

 

1. Антимонопольная политика и законодательство Европейского Сообщества о свободе конкуренции [Электронный ресурс] // Моск. госуд. юридич. акад. Кафедра права Европейского Союза, Центр права Европейского Союза. — 2012. — Режим доступа: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/sistem_ecb.htm. — Дата доступа: 01.05.2012.— Загл. с экрана.

2. Договор об образовании Европейского Объединения угля и стали (ЕОУС) (Подписан 18 апреля 1951 г., Париж) [Электронный ресурс] // Санитарные правила и нормы. — Режим доступа: http://www.rakontoj-por-infanoj.com/law/point65617.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

3. Договор об основании Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Подписан 25 марта 1957 г., Рим) [Электронный ресурс] // Единство в многообразии: Европейский союз. — Режим доступа: http://centerpost.org/disk_eu/content/history/im-01.html. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

4. Лепешков, Ю. А. Европейская интеграция: правовые вопросы: пособие для студентов, обучающихся по спец. 1-24 01 01 «Международное право» 1-24 01 02 «Правоведение» 1-24 0103 «Экономическое право» / Ю. А. Лепешков. — Минск : БГУ, 2008. — 107 с.

5. Лучина, И. В. Право конкуренции Европейского сообщества (ЕС): некоторые вопросы практики применения [Электронный ресурс] / И. В. Лучина // Журнал «Конкуренция.RU» — 2012. — Режим доступа: file://localhost/D:/Мои%20документы/подборка%20статей%20для%20ЭУМК%20Европ.права/журнал.mht. — Дата доступа: 01.05.2012. — Загл. с экрана.

6. Тотъев, К. Ю. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции): учеб.пособие / К. Ю. Тотъев. — М. : 2 Издательство РДЛ 2000. — 352 с.

 

 

ТЕМА 11

Дата: 2016-10-02, просмотров: 215.