ОГЛАВЛЕНИЕ
Вечканов Г. С.
В39 Экономическая безопасность: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2007. — 384 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 978-5-91180-357-5
В учебнике обсуждаются основные проблемы экономической безопасности в свете вопросов национальной безопасности. Рассмотрены такие аспекты безопасности, как роль финансовой системы, внешнеэкономические аспекты, социальная безопасность и влияние научно-технической безопасности на экономическую безопасность. Отдельное внимание уделено вопросам криминализации экономики в России В работе описан эконо-метрический метод, позволяющий органически соединить анализ теоретических положений с реальной практикой и обеспечивающий более высокий уровень усвоения материала.
Издание предназначена студентам вузов ифакультетов экономических специальностей. Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов, обучающихся по специальности 060800 /.Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
ББК 65.290-98я7 УДК 658.1(075)
Все права защищены Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
предисловие............................................................................... 8
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
И НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО СТРАНЫ........ 10
1.1.Экономический потенциал страны................................. 10
1.2. Национальное богатство (НБ)......................................... 21
Национальное богатство России.................................... 24
Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА.......................................................26
2.1. Безопасность: понятие, типы, виды.................................. 26
Геополитические факторы безопасности....................... 27
Технологическая и техногенная безопасность............... 29
2.2. Национальная безопасность государства. Концепция
национальной безопасности России............................... 30
2.3. Система обеспечения
национальной безопасности России............................... 38
Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
РОССИИ.................................................................45
3.1. Экономическая безопасность: понятие, объекты, субъекты,
виды, индикаторы, критерий........................................... 45
3.2. Экономическая безопасность в системе национальной
безопасности.................................................................... 47
3.3. Концептуальные основы и стратегия экономической
безопасности России........................................................ 50
ISBN 978-5-911В0-357
© ООО "Питер Пресс», 2007
4___________________ ________________________________________ Оглавление
Стратегия экономической безопасности........................ 52
3.4. Обеспечение экономической безопасности................... 62
Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
ЕЕ УРОВНИ, УГРОЗЫ, ПОРОГОВЫЕ
ЗНАЧЕНИЯ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ИНДИКАТОРЫ.....................................................65
4.1. Уровни экономической безопасности............................. 65
4.2. Основные угрозы экономической безопасности............ 67
4.3. Пороговые значения экономической безопасности....... 72
4.4. Макроэкономические индикаторы экономической
безопасности.................................................................... 75
Глава 5. РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР - ОСНОВА
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
СТРАНЫ.................................................................. 78
5.1.Рост и развитие экономики — ключевые признаки
обеспечения экономической безопасности страны........ 78
5.2. Влияние научно-технической безопасности
на экономическую безопасность..................................... 84
5.3. Наукоемкие отрасли (производства) и экономическая
безопасность..................................................................... 87
5.4. Роль инвестиций в экономической безопасности........... 91
5.5. Инновации как фактор экономической безопасности.... 96
Измерения инновационных рисков................................. 99
Управление инновационными рисками........................ 100
5.6. Инновационная политика государства
и экономическая безопасность..................................... 102
5.7. Информация — важное условие экономической
безопасности......... ,....................................................... 108
5.8. Промышленность — решающий фактор экономической
безопасности.................................................................. I \2
5.9. Агропромышленный комплекс и экономическая
безопасность страны..................................................... 120
Агропромышленный комплекс в России..................... 122
5.10. Продовольственная безопасность 127
Оглавление_
Продовольственная безопасность России.................... 128
5.11. Управление и экономическая безопасность................. 135
Глава 6. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ГОСУДАРСТВА..................................................... 141
6.1Финансовая система и экономическая безопасность.. 141
6.2. Финансовая и военно-экономическая безопасность страны.
Финансовый менеджмент.............................................. 147
Военно-экономическая безопасность........................... 152
6-3. Налоги — фактор финансовой и экономической
безопасности государства............................................. 158
6.4. Государственный долг и экономическая безопасность 162
6.5. Стабилизационный фонд и его значение в обеспечении
экономической безопасности........................................ 174
Глава 7. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ............ 180
7.1. Денежно-кредитная система. Денежно-кредитная
система России................................................................. 180
Денежно-кредитная система России………………………….182
7.2. Денежно-кредитная политика и экономическая
безопасность.................................................................... 187
ПРЕДИСЛОВИЕ
Экономическая безопасность как явление и категория приобретает широкое международное признание как важное условие существования и развития мирового сообщества, отдельных стран, и как предмет научных изысканий, включая практику изучения в учебных заведениях.
Об актуальности проблем экономической безопасности в современном мире говорит, например, тот факт, что многие ученые вносят предложение о создании в рамках Совета Безопасности ООН Комитета по экономической безопасности. Весьма назревшим и перспективным является преподавание учебной дисциплины «Экономическая безопасность» в российской школе.
В отечественной учебной литературе имеются солидные по объему и научному содержанию универсальные издания. Выделим два из них: Экономическая и национальная безопасность: Учебник/Под ред. Е.А.Олейникова.— М.: Экзамен, 2004; Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник/Под ред. В. К. Сенчагова. 2-е изд. — М.; Дело, 2005. Эти учебники могут использозаться в преподавании аналогичной учебной дисциплины в крупнейших элитных университетах России. Наряду с ними имеются вузы, где программа по данному курсу не превышает 70 часов аудиторных занятий. В этом случае необходимы краткие курсы. Именно такую задачу ставил автор.
Предлагаемый читателю учебник является кратким курсом названного предмета и включает 13 глав. Раскроем его архитектонику и основное содержание.
В главе 1 рассматриваются понятия «экономический потенциал страны» и «национальное богатство», проиллюстрированные фактическими данными российской действительности.
Глава 2 посвящена национальной безопасности государства. Определено понятие «безопасность», ее типы и виды, а также концепция и система обеспечения национальной безопасности.
В главах 3-4 определено понятие «экономическая безопасность», ее уровни, угрозы, пороговые значения и макроэкономические индикаторы, а также ее место в системе национальной безопасности.
Пятая глава является центральной, поскольку в ней рассматривается основа экономической безопасности страны — реальный сектор экономики.
Важна глава 6 книги, посвященная роли финансовой системы в обеспечении экономической безопасности государства. Продолжени-ем выступает глава 7 о денежно-кредитной системе.
Если в главах 1-7 экономическая безопасность характеризуется на уровне страны в целом, то в главах 9-10 на уровне региона, предприятий, индивида.
Общеизвестно, что стабильность общества заложена в социальной сфере, это рассматривается в главе 11.
Глава 12 посвящена проблемам криминализации экономики и ее влиянию на экономическую безопасность России.
Работу завершает глава о внешнеэкономических аспектах экономи-ческой безопасности России.
Учебник охватывает многосложные и многоаспектные взаимосвязи и взаимозависимости в реальном секторе экономики, финансовой, нало-говой, информационной системах, в инвестиционных, инновационных и инфляционных процессах. В книге рассмотрены проблемы демографии, здоровья населения, экологии, социальной и денежно-кредитной политики в органической взаимосвязи с экономической и социальной безопасностью. Проанализированы вопросы теневой экономики, «утечки умов», «бегства капитала» за рубеж и их влияние на экономическую безопасность. Большое внимание уделено анализу диалектических взаимосвязей и взаимозависимостей между уровнем, качеством жизни населения, развития человека, с одной стороны, и экономической безопасности — с другой. Выявлены основные внешние и внутренние угрозы и пороговые значения экономической и социальной безопасности страны,региона, предприятия, общества, человека.
Автор, научный руководитель исследовательского проекта «Влияние качества рабочей силы на экономический рост и социально-эконо-мическую безопасность России» Российского гуманитарного научного фонда, в 2004-2005 гг. разрабатывал различные аспекты данной проблематики, по которой были опубликованы серия статей и учебное пособие. Эти и ранние работы были положены в основу предлагаемого учебника.
Книга адресуется студентам вузов, учащимся других учебных заведе-ний, преподавателям, научным работникам, всем, кто интересуется современными проблемами экономической безопасности в мире и России. Автор намерен продолжить работу над учебником и с благодарностью примет все конструктивные критические замечания и пожелания читателей.
Глава 1
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Трудовой потенциал.
Трудовой потенциал — потенциальная трудовая дееспособность об-щества; размеры ресурсов труда, которыми располагает общество в оп-ределенный период времени.
Трудовой потенциал обладает количественной и качественной сторонами.
Количественная сторона трудового потенциала характеризуется следующими показателями:.
· общей численностью трудоспособного населения;
· количеством рабочего времени, которое отрабатывает трудоспособное население при сложившемся уровне интенсивности труда.
Произведение этих показателей дает общую количественную ха-рактеристику трудового потенциала общества за определенный пери-времени, которая может быть выражена в человеко-годах.
Качественная сторона трудового потенциала характеризуется:
· уровнем состояния здоровья и физической дееспособностью трудоспособного населения;
• качеством образовательной и квалификационной подготовки трудоспособного населения.
Следовательно, качественная сторона трудового потенциала харак-теризуется совокупностью физического и интеллектуального развития трудоспособного населения, что, в свою очередь, предопределяет уровень его трудовой активности.
Количественные показатели трудового потенциала отражают его экстенсивный рост, а качественные показатели — интенсивный рост.
Глава 1
Экомический потенциал и национальное богатство страны
Оптимальный процесс формирования и использования трудового потенциала возможен посредством оптимизации управления трудовыми ресурсами общества.
Трудовой потенциал зависит от инвестиций в человека, которые приводят к созданию, накоплению и использованию в обществе человеческого капитала, обеспечивающего увеличение производства и доходов. Развитие трудового потенциала обусловлено демографическими процессами:
• абсолютной численностью населения;
• долей лиц старших и младших возрастов;
• уровнем заболеваемости населения;
• коэффициентом демографической нагрузки (отношение общего
числа детей и стариков к числу людей трудоспособного возрас-
та).
Трудовой потенциал России. Согласно данным переписи 2002 г., постоянное население России составляет 145,2 млн человек. Россия занимает 7 место в мире по численности населения и 1-е место — по величине территории. В России проживают представители 160 этнических общностей, из них 82% населения - народы славянской группы (русские, украинцы, белорусы).
Особенностью воспроизводства населения России с 90-х гг. XX в. и по настоящее время является депопуляция. За 1992-2002 гг. естественная убыль, обусловленная низкой рождаемостью и высокой смертностью населения, составила 8708,1 тыс. человек. Заметно снизилась продолжительность жизни населения России. Если в 1990 г. она составляла 69,2 года, то в 2002 г. — 64,8 года. Россия по этому показателю занимает 111-е место (между Ираком и Белизом), мужчины в нашей стране живут в среднем 58 лет, женщины 72 года, в то время как, например, в Японии женщины живут в среднем 85 лет, мужчины — 78 лет.
Экономическая активность населения России приближается к 50%. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет составляет около 65%, а уровень-занятости - 60%. Все занятое население распределено следующим образом: 51% занят в материальном производстве, 49% — в торговле и непроизводственной сфере. Занятость снижалась в науке и научном обслуживании, в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве. Но увеличивалась в отраслях связи, лесного хозяйства, здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения, в ЖКХ, в области финансов, кредита, страхования, общественном питании и др.
Трудовой потенциал России характеризуется нарастанием уровня образования, Так, удельный вес лиц с высшим и средним специальным яэованисм в экономически активном населении увеличился с 49% в 1992 г. почти до 55% - в 2002 г.
Уровень безработицы в России, сложившийся к XXI в., несколько ниже среднеевропейских показателей, но примерно в 1,5 раза превосходит уровень безработицы в США, Канаде, Японии. Общая численность безработных в 1998 г. составляла 9094 тыс. человек, в 2002 г. — 6153 тыс. человек, или 8,6% экономически активного населения. Несмотря на сокращение безработицы и рост занятости, средний период поиска работы оставался на уровне 8,6 месяца. Около 40% безработных ищут работу более года; сохраняется и значительная межрегиональная дифференциация по уровню безработицы — в 2002 г. ее максимальный уровень (Республика Ингушетия) превосходит минимальное значение (Москва) в 16 раз.
Универсальным индикатором оценки экономического потенциала страны выступает валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий не только нынешний уровень развития национальной экономики, но и специфику ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, меру вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т.п.
Валовой внутренний продукт (ВВП) — это обобщающий экоиоми-ческий показатель статистики, выражающий совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), произведенного в тече-ние года внутри страны в рыночных ценах с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам.
ВВП, как и ВНП, рассчитывается тремя методами:
· по доходам (осуществляется суммирование все видов факторных доходов — заработной платы, премий, прибыли, рентных доходов, процентов) плюс два компонента, не являющиеся доходами: амортизация и чистые косвенные налоги на бизнес, т. е. налоги минус субсидии. Сюда не включается выплата процентов по государственному долгу;
· по расходам (суммируются расходы всех экономических субъектов — домашних хозяйств, фирм, государства, иностранного сектора);
· по добавленной стоимости (суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта). Этот
Глзаэ 1
метод позволяет определить вклад различных фирм и отраслей в производство ВВП (ВНП). Сумма добавленной стоимости равна стоимости конечных товаров и услуг.
ВВП (ВНП), рассчитанный в текущих рыночных ценах, называется номинальным, а рассчитанный в постоянных ценах — реальным ВВП (ВНП).
Номинальный ВВП (ВНП) может увеличиваться как за счет роста физического объема всей продукции, так и за счет роста уровня цен. На реальный ВВП (ВНП) уровень цен не влияет. Поэтому реальный ВВП (ВНП) выступает основным показателем физического объема товаров и услуг.
Номинальный ВВП (ВНП)
Реальный ВВП (ВНП) = ---------------------------------------------------------------------
Индекс цен
Цены текущего года
Индекс цен текущего года = ----------------------------------------------------------- x 100%.
Цены базисного года
Индекс цен выражает изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период.
Взаимосвязь между номинальным и реальным ВВП (ВНП) выражается формулой:
Номинальный ВВП (ВНП) Дефлятор ВВП (ВНП) = Реальный ВВП (ВНП)
Дефлятор ВВП (ВНП) - выражает различия между номинальным и реальным ВВП (ВНП), используется для определения уровня инфляции.
В числе факторов, влияющих на объем, структуру экономического потенциала и его динамику, можно выделить следующие:
• объем и доступность ресурсов экономики;
. • достигнутый страной уровень развития научно-технического прогресса, характеризующий качество и производительность технической базы экономики;
• накопленный страной потенциал в сфере фундаментальных и при-
кладных исследований, профессионально-квалификационный уро-
вень работников, характеризующий качество трудовых ресурсов
страны.
Комплексное взаимодействие названных факторов в составе экономического потенциала приводит к формированию целой системы по-
тенциалов: трудовой, природно-ресурсный, научно-технический, производственный и др., каждый из них обладает специфическими тенденциями и закономерностями развития.
Важнейшим элементом экономического потенциала является национальое богатство.
Национальное богатство (НБ)
Национальное богатство — один из наиболее важных показателей экономической мощи страны, представляющий в денежном выражении всю совокупность потребительных стоимостей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности (по состоянию на определенную дату).
Национальное богатство является основой материального и культурного развития общества, предпосылкой и результатом расширенного воспроизводства, необходимым условием повышения уровня и качества жизни народа.
Национальное богатство включает в себя две основные части:
· общественное (созданное трудом) богатство;
· естественное (не воспроизводимое трудом) богатство — природные ресурсы (земля, вода, леса, полезные ископаемые), не вовлеченные в общественное воспроизводство.
Определенное значение имеет общественное богатство.
Национальное богатство имеет сложную экономическую структуру, в нем выделяются следующие элементы:
· основные фонды (производственные и непроизводственные);
· материальные оборотные фонды (запасы сырья, основных и вспо-могательных материалов, топлива, остатки незавершенного производства, запасы готовой продукции);
· товарные запасы народного хозяйства;
государственные резервы, в том числе страховые, запасы оборонного назначения, золотой запас и запасы иностранной валюты;
· предметы длительного пользования в домашнем хозяйстве населения (индивидуальные средства транспорта, мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного обихода, ювелирные изделия, книжные фонды и др.);
· природные ресурсы, вовлеченные в экономический оборот (освоенные земли, леса, воды, богатство земных недр и др.).
Глава 1
В широком смысле слова в национальное богатство включается научный, образовательный, квалификационный и культурный потенциал общества. Особое место в структуре невещественного богатства занимает потенциал здоровья нации.
Динамика национального богатства характеризует эффективность общественного воспроизводства. Поэтому не случайно проблема национального богатства была предметом исследования экономистов. Впервые национальное богатство было исчислено английским экономистом У. Петти в 1664 г. Во Франции первая оценка национального богатства относится к 1789 г., в США- к 1805 г., в России - к 1864 г.
Национальное богатство, оцененное в валюте данной страны, как правило, пересчитывается в какую-либо единую валюту, например долларов США, и исчисляется в расчете на одного жителя страны. Этот индикатор дает основу для сравнительного анализа экономической мощи отдельных стран и уровня их материального благосостояния.
Статистические органы России национальное богатство исчисляют только в части оценок по нефинансовым производственным активам и по имуществу домашних хозяйств (см. табл. 1). Элементы национального богатства России нашей статистикой в сопоставимые цены не пересчитываются, ибо окончательно методика дефлятирования не отработана. Однако это не исключает возможность оценки динамики производственных ресурсов экспертным методом.
В характеристике состава национального богатства используется целый ряд экономических категорий. Назовем некоторые из них.
Нефинансовые производственные активы — активы, созданные в результате производственного процесса. Эти активы состоят:
• из основных фондов отраслей, производящих товары и оказыва-
ющих услуги;
• из запасов материальных оборотных средств;
• из ценностей.
. Основные фонды (основные средства, основной капитал) — это
часть постоянного производительного капитала, целиком участвующая в процессе производства, но переносящая свою стоимость на готовую продукцию по частям по мере материального и морального износа.
К основным фондам относится та часть авансированного капитала, которая затрачена на постройку зданий, сооружений, на покупку машин, оборудования, инструмента. После реализации товара основной капитал по частям возвращается в денежной форме предпринимателю.
В состав основных фондов включают также нематериальные произ-
веденные активы — объекты, созданные трудом человека, представляющие не общедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель. В стоимость этих активов включают затраты на разведку полезных ископаемых, разработку программного обеспечения, создание оригинальных произведений литературы и искусства и др.
Материальные оборотные средства — важная часть национально-го богатства, его постоянно возобновляемый элемент. В их состав включают производственные запасы (сырье, материалы, топливо, зап-части, инструменты, хозтовары, семена, посадочные материалы и фураж, животные на откорме, молодняк животных и др.), незавершенное производство, готовую продукцию и товары для перепродажи, материальные резервы.
Ценности — это дорогостоящие товары длительного пользования, которые не изнашиваются с течением времени, как правило, не исполь-зуются для потребления или в производстве и приобретаются в основном в качестве средства сохранения стоимости во времени, ибо их стоимость не должна уменьшаться по отношению к общему уровню цен. Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, произведений искусства и т. д. Важной спецификой ценностей является то, что с течением времени вследствие многих объективных и субъективных факторов происходит изменение структуры ценностей.
Нефинансовые непроизводственные активы — это один из компо-нентов национального богатства. Он включает в себя две составляющие, определяющие не только объем, структуру, но и динамику экономического потенциала:
а) материальные непроизведенные активы;
б) нематериальные непроизведенные активы (патенты, торговые марки, ноу-хау, гудвилл и др.).
Материальные непроизведенные активы — это активы естествен-ного происхождения (природные активы — земля, ресурсы недр, другие природные активы), т. е. активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности.
В эти активы не включаются природные активы, некоторые права собственности не установлены или не могут быть установлены (на-
пример, открытое море или воздушное пространство).
Нематериальные произведенные активы — это активы, дающие исключительное право своим владельцам на занятие конкретными
Глава 1
видами деятельности или на производство определенных видов товаров и услуг. При этом другие институциональные единицы (юридические и физические лица) не имеют на это права без специального разрешения владельцев соответствующих активов. В эти активы включаются объекты патентования (лицензия, ноу-хау и т. д.), договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование, а также приобретенный гудвилл (условная оценка стоимости деловых связей и репутации). В связи с незавершенностью методики по их учету наша статистика не имеет данных по этой части национального богатства.
Финансовые активы (пассивы).В их состав включаются:
• монетарное золото и специальные права заимствования (СПЗ);
• валюта и депозиты;
• ценные бумаги (кроме акций);
• акции и прочие виды участия в акционерном капитале;
• кредиты и займы;
• страховые технические резервы;
• прочая дебиторская и кредиторская задолженность;
• прямые иностранные инвестиции (справочно).
Финансовые активы и пассивы (обязательства) оцениваются по текущей стоимости, если они являются объектом купли-продажи на организованных финансовых рынках. При этом в оценку не включаются плата за услуги, сборы, комиссионные и другие аналогичные платежи за обслуживание при совершении сделок.
Глава 2
Глава 2
• перевод экономики России на рыночные отношения привел к глу-
бокому экономическому кризису, обнищанию большинства наро-
да;
• слом плановой системы хозяйства вызвал поляризацию граждан-
ского общества. Первоначальное накопление капитала привело
к образованию небольшого слоя собственников, сколотивших
свое состояние на ограблении трудового народа, разворовывании
общенародного достояния, государственной собственности;
• Россия все больше превращается в сырьевой придаток развитых
стран Запада и Востока;
• нарастает криминализация экономики и общества.
В военной области:
• резко снизился оборонный потенциал России, что ухудшило гео-
стратегическую обстановку для нашей страны;
• весьма сложное геостратегическое положение России возникло
на западе и юге страны;
• неравноправные договоры, заключенные в последние годы, наруши-
ли ранее сложившийся паритет с США, НАТО в области страте-
гических и обычных вооружений.
Социальная безопасность — это устойчивое функционирование социальных институтов, которые создают предпосылки для стабильного развития общества.
Социальная безопасность отнюдь не означает защиту существующих в настоящее время социальных институтов. Напротив, многие межнациональные и групповые конфликты объясняются существованием устаревших границ, форм общественных отношений, идеологическими штампами и психологическими стереотипами.
Внутриполитическая ситуация характеризуется уровнем социальной напряженности как в отдельных регионах, так и в России в целом. Социальная напряженность — важнейший показатель социального конфликта, кризиса.
Неблагоприятным фактором, вызывающим возможность социальных конфликтов, является человеческий фактор, понимаемый в данном случае как количество и качество населения. В годы реформирования наряду с интеллектуальным и духовным обнищанием нации произошла физическая деградация населения по причине ухудшения здоровья из-за неблагоприятной социальной, экологической ситуации, развала системы здравоохранения и физической культуры. В целях недопущения дальнейшего ухудшения здоровья населения России следует
разработать и осуществить государственную политику, нацеленную на восстановление человеческого потенциала. В качестве основных направлений этого процесса можно выделить:
· достаточно высокие темпы экономического роста;
· обеспечение нормальных межнациональных отношений;
· элиминацию идеологической напряженности;
· устранение социально-психологической напряженности между общественными группами;
· снятие напряженности между народом и властью. Экономическая безопасность — это такое состояние экономики, при котором обеспечивается ее устойчивый рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международномуровнях.
Экономическая безопасность представляет собой важнейший элемент национальной безопасности, ее материальную базу.
Считается, что экономическая безопасность является синтетической категорией политической экономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической зависимости и независимости, стабильности и уязвимости, экономического суверенитета и экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии.
В экономической литературе экономическая безопасность характеризуется в качестве зависимой от оптимального соотношения общества, государства и экономики.
Информационная безопасность — это защищенность информационных систем и информационных ресурсов от внешних и внутренних угроз, затрудняющих процесс эффективного использования информации гражданами, государством и обществом.
Экологическая безопасность — совокупность мер, нацеленных на личности, общества и государства от возможных либо реаль-ных угроз, которые являются результатом антропогенного влияния на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф. Угрозу экологической безопасности могут создавать физические и юридические лица нашей страны и других государств.
Глава 2
• человеческой личности;
• государства;
• общества.
Их взаимодействие, место и значение динамичны и предопределяются сущностью общественных отношений, а в их пределах — экономических отношений, политическим устройством, мерой внутренних и внешних угроз. Так, в наиболее опасные для народа периоды времени может господствовать безопасность общества либо государства за счет безопасности человека. Безопасность государства может обеспечиваться посредством эффективного механизма управления и координации функционирования политических организаций и общественных групп, включая их институты защиты. Безопасность общества предполагает существование общественных институтов, соответствующих норм, развитое общественное сознание, что обеспечивает реализацию прав и свободу всех групп населения.
Безопасность человека заключается в создании правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, обеспечивающих развитие и реализацию социально важных способностей и потребностей.
В указанном законе отмечаются ряд недостатков, среди которых:
• подчеркивается защита не всех, а лишь жизненно важных интересов;
• термин «национальная безопасность» может использоваться для разжигания сепаратизма. Более того, этот термин трактуется не однозначно. Например, специалисты-международники говорят о «безопасности государства», политики — о «мире между нациями и народностями», национал-шовинисты — в своем духе.
Аналогичное положение в трактовке и категории «национальные интересы». В современных условиях России, когда еще не создано гражданское общество, целесообразно «национальную безопасность» называть «государственной»;
• в законе отсутствует система целей обеспечения безопасности, нет также категории «политическая безопасность».
Система обеспечения
Глава 2
ции межгосударственных отношений; совещания, конференции руководства военно-политических союзов по оценке угрозы и выработке рекомендаций для совместных действий; использование международных институтов — ООН, ОБСЕ и других для принятия санкций по отношению к государствам, дестабилизирующим международную обстановку);
• дипломатические меры(переговоры по вопросам, вызвавшим напряженность во взаимоотношениях государств; укрепление мер доверия; перенос, отмена визитов политических лидеров, государственных делегаций; передача руководству государств, дипломатическим службам нот, требований, меморандумов, разъяснений в связи с создавшейся ситуацией; разрыв дипломатических отношений);
• экономические меры(нейтрализация неблагоприятных воздействий на экономику страны посредством принятия ответных мер в торгово-экономической, научно-технической, финансовой сферах, введение эмбарго, принятие мер тарифного и нетарифного регулирования);
• правовые меры(требования соблюдения норм и международного права, положений договоров и соглашений; подписание двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по урегулированию правовых взаимоотношений и другие меры);
• военные меры(демонстрация перевода регулярных вооруженных сил на штаты военного времени, резерва на военное положение; формирование новых соединений и частей и другие меры);
• информационно-психологические меры(пропаганда необходимости соблюдения международных договоров и соглашений);
• военно-технические меры(создание и поддержание целостной системы вооружения РФ, представляющей собой взаимоувязанную совокупность вооружения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающей решение задач обороны и безопасности страны на должном уровне);
• научно-технологические меры(обеспечение на основе государственной инновационной политики реализации стратегических национальных приоритетов РФ, включающих повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны).
Глава 3
Глава 3
• хозяйственные структуры;
• регионы;
• предприятия;
• семья;
• человек.
Субъектамиэкономической безопасности выступают:
• функциональные и отраслевые министерства и ведомства;
• налоговые службы;
• таможенные службы;
• банки;
• биржи;
• страховые компании;
. • соответствующие комитеты и комиссии Федерального собрания (в России);
• производители и продавцы продуктов, работ, услуг;
• общества потребителей.
Выделяют следующие основные виды экономической безоп
Дата: 2016-10-02, просмотров: 200.