Факторы, влияющие на орг-ю фин-в в различ сферах деят-ти
Эк субъекты функц в разн сферах деят-ти: матер пр-во, непроизв сфера, торгово-сбыт деят-ть, оказание услуг, в том числе информ, финансовых и др.
Экономические субъекты-коммер и некоммер пр-я, орг-и, а также предпр-ли, действ без образ-я юр лица. Они могут вступать в разл фин отнош-я как м/у собой, так и с г-вом, фин-кред орг-ями и др.
Факторы | Влияние факторов |
Форма собственности | Государственная, частная |
Организационно-правовая форма | Индивидуальные, партнерские, корпоративные |
Отраслевая принадлежность | Общероссийский классификатор видов экономической деятельности(ОКВЭД) |
Размер капитала | Малые, средние, мини-предприятия (до 15 человек) |
Вид деятельности | Коммерческие, некоммерческие |
Монопольное положение на рынке | Естественные монополии |
Стадия жизненного цикла | Становление, развитие |
Орг-прав форма юр лица устан ГК РФ (гл. 4). В соответствии со ст. 50 ГК РФ юр лица, явл коммер орг-ями, могут создаваться в форме хозяйств товариществ и обществ, производств кооперативов, гос и муниц унитарных пр-ий. Разл орг-прав формы опред особ-ти форм-ия фин ресурсов в момент созд-я орг-и, распределения прибыли, фин ответ-ти учредителей и уч-ов. Так, фин ресурсы в момент создания АО формир за счет ср-в, поступ от размещения акций; товариществ и кооперативов — от размещения паев; унитарных предприятий — за счет бюдж средств.
Для хозяйств обществ (ООО, АО) предусмотрена возм-ть привлечения фин ресурсов за счет размещения долг це бумаг.
Орг-прав форма влияет на особ-ти распр-ия прибыли.
Так, у АО часть прибыли распред в форме дивидендов м/у акционерами; прибыль унитар пр-й может поступ в бюджет в виде нал и ненал платежей); в производ кооперативах м/у членами распр часть предпр дохода (прибыли). Все комм орг-и, как правило, формир резервы за счет отч-й от прибыли, но для АО законодат установлены:
мин размер резервов (не менее 5% уставного капитала);
-р-р отчис-й в резер фонд (не менее 5% чистой прибыли) и напр-я его исп-я (покрытие убытков, погашение облигаций общества и выкуп акций при отс-ии других ист-ов).
Произв кооперативы отчис часть предпр дохода в неделимый фонд.
Гос регламентация формир-я и исп-я фин рес-в унит пр-й связана с опред огранич-ми и вып-ем гос или муниц заказа, с бюдж инв-ми, бюдж кредитами. Ист-ми формир-я имущества пр-я явл:
-им-во, переданное пр-ю по решению уполн фед органа исполнительной власти;
-доходы пр-я от его деят-ти, в том числе дивиденды (доходы), поступающие от хоз обществ и товариществ, в уставных кап-лах которых участвует предприятие;
-заемные ср-ва, в том числе кредиты банков и других кредитных организаций;
-целевое бюджетное финансирование, дотации;
-иные источники
Отрасл факторы, влияющие на орг-ю финн-в, связаны с сезонностью пр-ва(с/х), длит-тью произв цикла( в строит-ве длит произ цикл), особ-ми оборота произв фондов, степенью риска предпр деят-ти и др.
Для отраслей с высокой степенью проф риска работающих (угол, хим, газ пром-ть и др.) предусм более высокие тарифы по соц страх-ю. Высокая степень риска присуща и деят-ти фин посредников (страх компаний, кред орг-й), что опред выс треб-я к р-ру собств капитала, созд-е специфич фин резервов и исп-е др мех-мов обесп-я фин уст-ти (для страх орг-й — перестрахование).
Отрасл факторы обусловл также р-р ком орг-и(отрасли тяжелой пром-ти предп круп масштабы предпр-я, а торговля, быт обслуживание, инновац деят-ть осущ через средний и малый бизнес).
с целью снижения предпр рисков орг-и диверсифицируют напр-я своей деят-ти. Но в ряде случаев законод-вом нек виды ком деят-ти запрещено совмещать с др видами деят-ти(страх компании не оказ банк услуги,не осущ произв-торг операции).
В зав-ти от форм соб-ти финансы матер пр-ва подразд на финансы гос пр-ий и финансы субъектов негос форм собст-ти (совместных, арендных, кооперативных, частных предприятий). В свою очередь в каждой из перечисленных групп финансов выделяются отдельные звенья.
В целом финансы пр-й различных форм собственности основаны на одних и тех же принципах. Однако различия в организационно-правовом статусе этих предприятий определяют некоторые особенности механизма управления предприятием, характер имущественной ответственности и связанные с ними формы формирования и распределения финансовых ресурсов.
Это относится прежде всего к источникам формирования уставного фонда, распределению прибыли и организации взаимоотношений с бюджетом.
Имущество гос пр-й нах в собст-ти гос органов власти, для фин-ия этих пр-й, кроме собственных источников, привлек бюд ассигнования иср-ва в порядке внутриотраслевого перераспределения. В хозяйственный оборот пред-й негос форм соб-ти привл ср-ва учредителей, акц капитал, паевые взносы работников пр-ий. Малые пр-я в первые 2 года их функц-ия) освобождаются от уплаты налога на прибыль.
Отрасл специфика сказывается на скорости оборота фин ресурсов, составе формир ден фондов, структуре фин ресурсов и затрат пр-й, взаимоотношениях с бюджетом и внебюд фондами.
С учетом отрасл особ-тей ф-сы сферы материал пр-ва подразд на финансы пром-ти, с/х, транспорта, капстроительства, торговли и др.
Особенно важная роль в составе ф-в сферы мат пр-ва принадлежит финансам пром-ти.В них концентрируется преобл часть матер, труд и фин ресурсов, обеспечивающая процесс расшир воспр-ва в обществе в целом.
Различие фондоемкости и материалоемкости отдел отраслей пром-ти опред особ-ти в стр-ре затрат на пр-во и реализацию прод-ии, ист-ов фин-ия расходов в соот-ии осн фондов и обор ср-в.
На пред-ях сезонных отраслей пром-ти высокий удельный вес банк ссуд в источниках финансирования оборотных средств по сравнению с не сезонными предприятиями.
Естественные и социальные особенности сельского хозяйства определяют специфику финансов агропромышленного комплекса. Длительность производственного цикла, его сезонность, большой разрыв между временем производства и рабочим периодом приводит к замедлению кругооборота средств в этой отрасли, постепенному нарастанию затрат, неравномерности получения выручки от реализации, поэтому до получения доходов основная часть затрат сельскохозяйственных предприятий покрывается за счет привлечения банковского и коммерческого кредита.
Единовременность получения основной массы доходов приводит к тому, что на предприятиях АПК распределение прибыли, формирование фондов накопления и потребления осуществляется только в конце года.
Структура финансов сельского хозяйства тесно связана с ценообразованием в этой отрасли. Здесь производится особый товар — продукты питания. Уровень цен на них не может определяться только спросом и предложением, а обязательно должен увязываться с покупательной способностью населения. Поэтому в сельском хозяйстве имеет место лишь ограниченная либерализация цен. Цены на сельскохозяйственную продукцию подконтрольны государству. Такой подход к ценообразованию на продукцию АПК обусловил низкую рентабельность отрасли и убыточность многих предприятий. В связи с этим государство осуществляет поддержку АПК, выделяя бюджетные ассигнования в эту отрасль, применяя ряд дотационных и компенсирующих выплат, предоставляя льготные кредиты и льготы по налогообложению.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 206.