Законодательство Российской Федерации в сфере земельных отношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

11.1. Одним из оснований прекращения права собственности на земельный участок в соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Российской Федерации выделяется принудительное изъятие земельного участка у его собственника, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.

В связи с проблемами в толковании норм статьи 286 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статей 44 и 54 Земельного кодекса Российской Федерации на практике указанное изъятие не осуществляется. Это приводит к тому, что отдельные собственники земельных участков безбоязненно нарушают требования земельного законодательства.

Для разрешения сложившейся ситуации представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации в части определения порядка изъятия земельного участка у его собственника.

11.2. В соответствии с действующим законодательством изменение вида разрешенного использования земельного участка носит заявительный характер. По своей инициативе органы местного самоуправления изменить вид использования земельного участка не вправе. В случае, если участок был предоставлен ранее, например, под индивидуальное жилищное строительство, а фактически он используется под объект торговли, то собственник земельного участка не спешит обращаться в органы местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, что в конечном итоге снижает поступление доходов от земельного налога в местный бюджет.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191–ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» в части установления обязанности собственника земельного участка изменять вид разрешенного использования земельного участка в строго определенный срок.

11.3. Действующее земельное законодательство содержит норму о предоставлении земельных участков в соответствии с нормами отвода для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации). При этом до настоящего времени такие нормативы законодательно не установлены, в связи с чем крайне актуальным остается вопрос о соразмерности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, что, в свою очередь, может способствовать проявлению коррупции.

В частности, в практике работы Управления ФРС по Самарской области выявлялись случаи, когда гражданам либо юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлялись для целей, не связанных со строительством, земельные участки, превышающие площадь объектов в десятки и даже сотни раз. При этом документы, обосновывающие необходимость предоставления участков именно такой значительной площади, отсутствовали.

В целях исключения фактора самостоятельного усмотрения органа, в компетенции которого находится предоставление земельных участков (до утверждения соответствующих норм отвода земельных участков для конкретных видов деятельности либо правил землепользования и застройки), представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации в части установления норматива отвода земельных участков для целей, не связанных со строительством.

12. Законодательство об образовании

12.1. Представляется актуальным рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопроса об ускорении разработки и принятия проекта новой редакции федерального закона об образовании в Российской Федерации, обеспечивающего комплексное правовое регулирование общественных отношений, возникающих на всех уровнях образования. Принятие данного нормативного правового акта в сфере образования позволит качественно улучшить законодательство в этой области, что будет способствовать успешной реализации целей и задач, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года и Национальной доктриной образования в Российской Федерации.

12.2. В настоящее время Законом РФ № 3266–1 допускается лишь совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений Тем не менее институт совместного учредительства государственных, муниципальных образовательных учреждений органами государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления сохранен в отдельных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Кроме того, на территории ряда субъектов Российской Федерации, в том числе и в Самарской области, проводится федеральный эксперимент по введению системы управления образованием на основе создания образовательных округов. Начальный этап эксперимента проводился в условиях действовавшего на тот момент федерального законодательства, в частности, нормы статьи 11 Закона РФ № 3266–1 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, которая допускала совместное учредительство образовательных учреждений за исключением учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы.

Основной проблемой, возникшей в ходе эксперимента, явилось изменение федерального законодательства, отменившего, в частности, институт совместного учредительства образовательных учреждений органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления (внесение изменений в Закон РФ № 3266–1 Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122–ФЗ), в результате чего деятельность вновь создаваемых округов оказалась менее эффективной.

В этой связи представляется целесообразным (при разработке проекта новой редакции федерального закона об образовании) рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопросав Российской Федерации об установлении нормы, разрешающей совместное учредительство государственных, муниципальных образовательных учреждений органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправление, а также нормы, разрешающей в отдельных случаях совместное учредительство государственных, муниципальных образовательных учреждений с участием различных коммерческих и общественных организаций.

12.3. Вопрос нормативного финансирования образовательных учреждений на практике вызывает неоднозначное толкование и сложности применения, в связи с чем требует совершенствования механизм нормативного финансирования образовательных учреждений, предусмотренный Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266–1 «Об образовании» (далее – Закон РФ № 3266–1).

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона РФ № 3266–1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 6.2 статьи 29 Закона РФ № 3266–1 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 41 Закона РФ № 3266–1 предусмотрено, что нормативы финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации
и муниципальных образовательных учреждений в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 данного Закона, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем порядок установления нормативов финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в части, предусмотренной пунктом 6.2 статьи 29 Закона РФ № 3266–1, федеральным законодательством не урегулирован.

Использование различных формулировок порядка установления нормативов финансирования образовательных учреждений приводит к тому, что на территории Самарской области нормативы финансирования отдельных образовательных учреждений устанавливаются постановлениями Правительства Самарской области.

В этой связи представляется целесообразным (при разработке проекта новой редакции федерального закона об образовании) рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопроса об определении порядка установления нормативов финансирования образовательных учреждений субъекта Российской Федерации, а также вопроса об отнесении к полномочиям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации утверждения методики расчета нормативов финансирования образовательных учреждений.

12.4. Представляется целесообразным (при разработке проекта новой редакции федерального закона об образовании) рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопроса о разграничении полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

– по созданию условий осуществления образовательного процесса муниципальных образовательных учреждениях в части обеспечения мер пожарной безопасности, строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений;

– по финансовому обеспечению мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях (финансирование оплаты труда кухонных работников и поваров, оснащение школ современным кухонным оборудованием, строительство комбинатов школьного питания);

– по финансовому обеспечению воспитательной и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, в том числе по организации групп продленного дня.

12.5. На территории Российской Федерации действует значительное количество образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, которые обеспечивают агропромышленный комплекс Российской Федерации квалифицированными специалистами.

В соответствии с Законом РФ № 3266–1 указанные учреждения вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Данная деятельность осуществляется структурными подразделениями образовательных учреждений, которые не являются юридическими лицами. К таким структурным подразделениям следует отнести опытно–производственные, учебно–опытные и учебно–производственные подразделения образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля.

Указанные подразделения осуществляют весь спектр работ и предоставляют весь спектр услуг, которые характеризуют сельскохозяйственную организацию. При этом основная цель осуществления образовательными учреждениями сельскохозяйственного профиля предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства – это оказание практической помощи в становлении квалифицированных кадров на селе.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса об установлении на федеральном уровне мер государственной поддержки подобных образовательных учреждений, в том числе путем уравнивания их прав с правами сельскохозяйственных товаропроизводителей.

12.6. В целях увеличения количества детей, охваченных услугами дошкольного образования, представляется целесообразным рассмотрение Правительством Российской Федерации вопроса о внесении изменений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 666) в части введения нового вида дошкольного образовательного учреждения – детский сад на дому (семейный детский сад), а также указания на предельный возраст ребенка, посещающего дошкольное учреждение.

12.7. Представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке нормативной правовой базы:

– по новым формам содержания детей в детских садах, обозначенных в Концепции модернизации российского образования (в т.ч. семейных детских садов или мини – детских садов, надомных гувернерских групп);

– по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей на дому;

– по определению каждой категории дошкольного образовательного учреждения, с указание их функции по содержанию и обучению детей.

12.8. В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении от 19 марта 2001 года № 196, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409–08» организациями общественного питания общеобразовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть базовые организации школьного питания, к которым, в первую очередь, относятся комбинаты школьного питания.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135–ФЗ «О защите конкуренции» в части включения в перечень организаций, которым предоставляется право заключения договора пользования муниципальным имуществом без проведения конкурсов и аукционов, комбинатов школьного питания независимо от их организационно–правовой формы. Комбинаты школьного питания имеют большой опыт работы по организации питания обучающихся. Заключение с комбинатом договоров аренды через конкурсы проводит к удорожанию стоимости питания детей, а это, в свою очередь, к уменьшению охвата их горячим питанием.

II. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Антикоррупционная политика

В результате анализа применения Закона Самарской области от 10 марта 2009 года № 23–ГД «О противодействии коррупции в Самарской области» (далее – Закон № 23–ГД), проведенного Самарской Губернской Думой, выявлен ряд проблем.

В соответствии со статьей 7 Закона № 23–ГД уполномоченный орган государственной власти Самарской по реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции осуществляет координацию взаимодействия субъектов антикоррупционной деятельности в Самарской области. Статьей 15 данного Закона также в целях обеспечения координации субъектов антикоррупционной деятельности Губернатором Самарской области образуется коллегиальный совещательный орган – областная межведомственная комиссия по противодействию коррупции. При этом информационное и организационно–техническое обеспечение деятельности комиссии возлагается на аппарат этой комиссии, функции которого исполняет департамент по вопросам общественной безопасности Самарской области.

Статья 8 Закона № 23–ГД устанавливает основные направления деятельности органов государственной власти Самарской области по повышению эффективности противодействия коррупции в Самарской области. Однако в некоторых пунктах данной статьи установлены такие направления деятельности органов государственной власти Самарской области по повышению эффективности противодействия коррупции в Самарской области, которые могут затрагивать полномочия органов местного самоуправления.

Например:

– пункт 6 – обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

– пункт 7 – совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов(в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

– пункт 8 – реагирование органов государственной власти и местного самоуправления на публикации в средствах массовой информации о фактах коррупции;

– пункт 10 – сокращение численности государственных имуниципальных служащихс одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта закона Самарской областио внесении изменений в Закон № 23–ГД в части определениякорректирующих формулировок, уточняющих орган, который проводит координацию субъектов антикоррупционной деятельности, а также направленных на корректировку статьи 8 данного Закона в части установления полномочий органов местного самоуправления.



Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.