8.1. Управление Министерства юстиции РФ по Самарской области совместно с Комиссией профессиональной чести Нотариальной Палаты Самарской области принимает участие в проверках профессиональной деятельности нотариусов Самарской области и принимает участие в заседаниях Комиссии профессиональной чести Нотариальной Палаты Самарской области и заседаниях Правления, на которых обсуждаются результаты проверок профессиональной деятельности нотариусов Самарской области и высказываются предложения о применении к ним мер дисциплинарного взыскания.
В соответствии с требованиями статьи 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года 4462–1 контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, осуществляют нотариальные палаты.
Законодательно контроль за деятельностью нотариусов, занимающихся частной практикой, на Министерство юстиции не возложен, в связи с чем при участии в вышеозначенных проверках Управление полномочно лишь выступить с предложениями для включения в акт проверки исполнения профессиональных обязанностей нотариуса, которые для нотариальной палаты не имеют обязательного значения.
При этом территориальное подразделение Министерства юстиции не обладает полномочиями по привлечению нотариусов к дисциплинарной ответственности в случае выявления грубейших нарушений требований законодательства, а также не обладает полномочиями по отзыву лицензии нотариуса. Данная ситуация не позволяет в полной мере территориальному подразделению Министерства юстиции контролировать исполнение нотариусами профессиональных обязанностей, в связи с чем представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате в части закрепления указанных полномочий территориальных подразделений Министерства юстиции РФ.
8.2. Проверкой, проведенной прокуратурой Самарской области, установлено, что ряд лиц, желающих участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса, подает, кроме документов, прямо предусмотренных пунктом 5 Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса, утвержденного Приказом Минюста РФ от 17 февраля года № 19–01–19–97, полученные в Нотариальной Палате положительные характеристики.
Такую характеристику получает лишь один кандидат на вакантное место, ее наличие либо отсутствие учитывается при выставлении оценок кандидату членами комиссии. Победителем конкурса в ста процентах случаев признается лицо, получившее положительную характеристику в Нотариальной плате.
Лица, которым в выдаче соответствующей характеристики отказано, как правило, снимают свои кандидатуры с конкурса либо не являются на него.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что положительная характеристика Нотариальной Палаты является необходимым документом для получения должности нотариуса. Вместе с тем необходимость ее предоставления законодательно никак не закреплена.
Учитывая, что перечень документов, которые может предоставить кандидат, не является исчерпывающим, а статья 12 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает наделение нотариуса полномочиями на основании рекомендации нотариальной палаты, принятие конкурсной комиссией указанных характеристик не может быть признано нарушением.
Однако неконкретизированность данной нормы предоставляет необоснованно широкие пределы усмотрения членов конкурсной комиссии по оценке профессиональной подготовки претендентов, исходя из произвольного, не регулируемого нормативной базой пакета документов.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о наличии в «Положении о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса» признаков коррупциогенного фактора. Кроме того, формулировка выводов характеристик Нотариальной Палаты в отношении претендента на должность нотариуса «Правление Нотариальной Палаты считает соответствующей кандидатурой для наделения полномочиями по осуществлению нотариальной деятельности» представляется некорректной, поскольку фактически указанным органом подменяются полномочия конкурсной комиссии, призванной определить кандидатуру на замещение вакантной должности в соответствии с требованиями Положения.
В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Министерством юстиции Российской Федерации вопроса о внесении изменений в Положение о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса в части уточнения порядка наделения нотариуса полномочиями, в том числе относительно представления указанной характеристики.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 210.