Законодательство в сфере социальной политики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

9.1. Выявлен ряд проблем, связанных с применением Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее – Правила).

9.1.1. До т.н. «монетизации» льгот по оплате жилищно–коммунальных услуг размер субсидии ограничивался фактически внесенной платой, что регулировалось коэффициентом льгот, используемым в формуле при расчете субсидии (пункт 25 Правил).

В настоящее время с введением Законом Самарской области от 10 июля 2008 года № 71–ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные Законы Самарской области», ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – ЕДВ ЖКУ) вместо натуральных льгот имеет место совершение следующих действий:

– в качестве ограничения по назначаемому размеру субсидии фактически применяется только начисленная квартплата (которая, с учетом льготы в натуральной форме, ранее составляла 50% расчетной квартплаты), без учета последующего возмещения ЕДВ ЖКУ;

– коэффициент льгот, ранее используемый для корректировки фактических расходов, в настоящее время равен единице и практически не влияет на размер субсидии;

– ЕДВ ЖКУ также ограничивается фактическими расходами семьи на оплату ЖКУ.

Поэтому при наличии права у гражданина на одновременное получение ЕДВ ЖКУ и субсидии в настоящее время фактически осуществляется двойное финансирование на одни цели.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Правительством Российской Федерации вопроса о внесении соответствующих изменений в формулы расчетов субсидии (пункты 23 и 24 Правил), согласно которым получаемые семьей ЕДВ ЖКУ будут учитываться не в доход семьи, а при расчете коэффициента льготы (как отношение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги за минусом ЕДВ ЖКУ к размеру начисленной платы за жилое помещение и коммунальные услуги).

9.1.2. В настоящее время в пункте 27 Правил указано, что размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и что получатель субсидии представляет уполномоченному органу документы, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ, понесенные в течение срока получения последней субсидии. Вместе с тем в перечень документов, установленный пунктом 8 Правил, указанные документы не входят. Таким образом, нет оснований и механизмов для отказа в назначении субсидии на очередной период, так как заявитель соответствует условиям, указанным в пунктах 2, 3, 6 Правил, и предоставляет все требуемые пунктом 8 Правил документы.

В целях ограничения размера выплаченной субсидии фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг представляется целесообразным рассмотрение Правительством Российской Федерации вопроса о внесении изменений в Правила в части закрепления обязанности гражданина предоставлять документы, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ в течение срока получения последней субсидии, при очередном обращении за назначением субсидии.

9.2. Представляется целесообразным рассмотрение Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации вопросов о разработке и принятии следующих проектов федеральных законов:

– проекта федерального закона «О профилактике бродяжничества и социальной реабилитации лиц без определенного места жительства, рода занятий и средств к существованию» (в части определения правового статуса лиц без определенного места жительства, порядка их регистрации и учета, полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установления основ взаимодействия правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальной защиты населения, миграции, органов опеки и попечительства, государственных учреждений службы занятости населения, установление национального стандарта структуры и содержания деятельности по оказанию государственных услуг лицам без определенного места жительства, рода занятий и средств к существованию и др., что позволит более эффективно осуществлять профилактику бродяжничества и социальную реабилитацию указанных категорий);

– проекта федерального закона № 215348–5 «О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»(об уточнении перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребенка отчимом (мачехой);

– проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» (в части установления права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны независимо от срока постановки на учет);

– проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124–1 «О средствах массовой информации» (в части дополнения статьи 4 нормой о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации в форме распространения материалов, содержащих информацию о трудовых вакансиях, носящую дискриминационный характер).

Жилищное законодательство

10.1. В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86–88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Представляется, что действующая редакция указанной нормы является препятствием при предоставлении выселяемым гражданам жилых помещений с учетом современной структуры государственного и муниципального жилищного фонда, а также вновь возводимого жилья.

Зачастую на практике складывается ситуация, при которой предоставить выселяемому гражданину равноценное жилое помещение в принципе невозможно, не превысив размер жилого помещения, из которого выселяют.

Представляется, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, установленным статьями 86-88 ЖК РФ, несмотря на отсутствие прямого указания органам местного самоуправления необходимо руководствоваться нормами предоставления жилых помещений. Это обусловлено тем, что в результате выселения гражданину предоставляется другое жилое помещение на условиях социального найма. Следовательно, гражданин, вселяясь в новое благоустроенное жилое помещение, обязан заключить договор социального найма жилого помещения, входящего в состав муниципального жилищного фонда. Однако заключение такого договора становится возможным только тогда, когда гражданам на основании части 5 статьи 57 ЖК РФ будет предоставлено жилое помещение с учетом нормы предоставления.

В этой связи необходимо уточнить подход в определении размера предоставляемого жилого помещения, используя часть 5 статьи 57 ЖК РФ, определяющую, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Для этого следует внести изменения в часть 1 статьи 57, указав в ней, что общее правило о предоставлении жилого помещения в порядке очередности исходя из времени принятия граждан на учет не распространяется на граждан, которым жилое помещение предоставляется в связи с выселением в соответствии со статьей 89 ЖК РФ.

Кроме того, в части 1 статьи 89 ЖК РФ предлагается сохранить в качестве главного принцип равнозначности при предоставлении жилого помещения взамен сносимого, но с оговоркой, что вновь предоставляемое жилое помещение должно быть не менее нормы предоставления.

В соответствии с частью 2 статьи 89 ЖК РФ если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Такое решение вопроса представляется неэффективным с позиций удовлетворения жилищных потребностей граждан и действенности проводимой государственной жилищной политики, поэтому не допустить расселения граждан из аварийного жилищного фонда в коммунальные квартиры во вновь построенных многоквартирных домах возможно путем предоставления таким гражданам отдельных изолированных квартир с тем же количеством комнат, которые они занимали в коммунальных квартирах.

Для этого предлагается изложить часть 2 статьи 89 ЖК РФ в новой редакции, согласно которой если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или комнату (комнаты), наниматель соответственно имеет право на получение квартиры, состоящей из того же числа комнат.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение Самарской Губернской Думой вопроса о разработке проекта федерального закона о внесении указанных изменений в статьи 57 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Статья 32 ЖК РФ регулирует отношения по обеспечению жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дом, для государственных или муниципальных нужд.

Предусмотрено два варианта изъятия жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд: изъятие жилого помещения путем выкупа или по соглашению с собственником предоставление ему взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненныесобственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 данной статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно части 8 статьи 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В целях переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в силу отсутствия иных квартир на первичном рынке приобретаются квартиры, превышающие по площади жилые помещения, находящиеся в собственности переселяемых граждан, при этом переселяемых граждан понуждают доплатить разницу между стоимостью предоставляемого жилого помещения и выкупной стоимостью изымаемого жилого помещения в случае, если стоимость предоставляемого жилого помещения превышает выкупную стоимость изымаемого жилого помещения. В подтверждение своей позиции государственные или муниципальные заказчики указывают на часть 8 статьи 32 ЖК РФ.

Как следует из части 7 статьи 32 ЖК РФ, выкупная цена изымаемого у собственника жилого помещения включает рыночную стоимость такого жилого помещения, а равно все убытки, которые причиняются собственнику жилого помещения в связи с его изъятием.

Статья 2 ЖК РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, при этом пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что в рамках реализации возложенных на них функций указанные органы в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма. Однако предоставление жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в счет выкупной цены не упоминается. Статьи 13 и 14 ЖК РФ также не относят к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области жилищных отношений вопросы предоставления жилья собственникам в рассматриваемой ситуации.

Следует особо отметить, что в ветхом и аварийном жилищном фонде, как правило, проживают граждане с минимальным доходом, поэтому их готовность осуществить доплату за предоставляемое жилое помещение взамен изымаемого представляется маловероятной.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.