ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
ОТВЕТЫ НА ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОСКВА, 2007
УДК
ББК
Т
Градостроительный кодекс Российской Федерации: ответы на проблемные вопросы градостроительной деятельности / Э.К. Трутнев, Л.Е. Бандорин. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2007. — с.
ISBN
Авторы ― сотрудники Института экономики города, принимавшие участие в подготовке проекта Градостроительного кодекса Российской Федерации. Цель данной работы – на основе системного анализа норм Кодекса предоставить заинтересованным читателям ответы на основные проблемные вопросы градостроительной деятельности, возникающие в связи с практической реализацией норм Кодекса, а также решением задач по комплексному развитию законодательства в сфере недвижимости.
Книга адресована градостроителям, архитекторам, строителям, работникам администраций федерального, регионального и местного уровней, законодателям, специалистам в области управления развитием территорий, землеустройства, жилищно-коммунального хозяйства, юристам, студентам, а также всем, кто интересуется вопросами правового регулирования развития городов, проектирования и строительства.
ББК
Данное издание подготовлено и напечатано при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID)
Точка зрения авторов данного издания может не совпадать с точкой зрения Агентства США по международному развитию (USAID)
Полное или частичное воспроизведение материалов, содержащихся в данном издании, допускается только с письменного согласия издателя. При цитировании ссылка на фонд «Институт экономики города» обязательна
При печати книги использованы экологические чистые материалы, не содержащие свинец
ISBN © Фонд «Институт экономики города», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
К читателю
От авторов
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 1 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – «ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
Вопрос (1) о компонентах градостроительной деятельности и о предмете законодательства о градостроительной деятельности
Вопрос (1.1) о том, как соотносятся компоненты градостроительной деятельности в определениях ГрК РФ от 07.05.98 и ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (1.2) об источнике, установившем возможность иного в сравнении с ГрК РФ от 07.05.98 определения предмета законодательства о градостроительной деятельности, и о несостоявшихся благодаря ГрК РФ от 29.12.04 негативных последствиях такого иного определения для развития законодательства о градостроительной деятельности
Вопрос (2) о том, является ли законодательство о градостроительной деятельности предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, или предметом исключительного ведения субъектов Российской Федерации
Вопрос (2.1) о том, как Конституция Российской Федерации и ГрК РФ от 29.12.04 решают и как ГрК РФ от 07.05.98 решал, предметом ведения каких субъектов публичной власти является законодательство о градостроительной деятельности
Вопрос (2.2) о последствиях неправильных ответов на вопрос, предметом ведения каких субъектов публичной власти является законодательство о градостроительной деятельности
Вопрос (2.3) о примерах, иллюстрирующих противоречия между нормами регионального законодательства нормам федерального законодательства
Вопрос (3) о новом определении понятия «застройщик», о соотношении понятий «застройщик», «инвестор», «заказчик», «подрядчик»
Вопрос (3.1) о новом определении понятия «застройщик»
Вопрос (3.2) о понятии «инвестор» и соотношении понятий «застройщик» и «инвестор»
Вопрос (3.3) о понятии «заказчик»
Вопрос (3.4) о понятии «подрядчик»
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – «ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вопрос (4) о том, почему в главе 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации указаны не все полномочия органов публичной власти в области градостроительной деятельности
Вопрос (4.1) о различных подходах к фиксации в федеральном законе полномочий органов публичной власти в области градостроительной деятельности
Вопрос (4.2) о том, как следует определять весь набор полномочий органов публичной власти в ситуации, когда ГрК РФ от 29.12.04 именует в главе 2 не все полномочия, а только часть полномочий
Вопрос (5) о требовании, согласно которому Градостроительный кодекс Российской Федерации, якобы, должен был предусмотреть формирование системы уполномоченных органов, ответственных за разработку и реализацию государственной и муниципальной политики в области градостроительной деятельности, но не сделал этого
Вопрос (5.1) о том, определял ли ГрК РФ от 07.05.98 систему институтов, которую «ликвидировал» ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (5.2) о том, что такое система органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности в изложении ГрК РФ от 07.05.98
Вопрос (5.3) о ложности утверждения, согласно которому ГрК РФ от 07.05.98 определил единую систему органов исполнительной власти в области градостроительной деятельности, а ГрК РФ от 29.12.04 разрушил эту систему
Вопрос (5.4) о том, как ГрК РФ от 29.12.04 определяет процесс формирования системы органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности
Вопрос (5.5) о психологической притягательности ГрК РФ от 07.05.98 для профессионалов-градостроителей в части наличия в нем наименований «органов архитектуры и градостроительства»
Вопрос (5.6) об опасениях в части возможной ликвидации органов архитектуры и градостроительства на местах
Вопрос (6) о том, что Градостроительным кодексом Российской Федерации не установлены квалификационные требования к должностным лицам, а также физическим и юридическим лицам, осуществляющим градостроительное проектирование и подготавливающим проектную документацию для строительства
Вопрос (6.1) о правомочности установления Градостроительным кодексом РФ обязательных квалификационных требований к должностным лицам
Вопрос (6.2) о правомочности установления Градостроительным кодексом РФ обязательных квалификационных требований к физическим и юридическим лицам, осуществляющим градостроительное проектирование и подготавливающим проектную документацию для строительства
Вопрос (6.3) об установлении квалификационных требований к физическим и юридическим лицам посредством механизмов саморегулирования
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 3 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»
Вопрос (7) о комплексности территориального планирования и о различном понимании того, как должна обеспечиваться комплексность территориального планирования
Вопрос (7.1) о заданных фактах, предопределяющих неизбежность выбора реальных, а не мнимых способов обеспечения комплексности территориального планирования
Вопрос (7.2) о гипотетическом наличии двух подходов и реальности только одного подхода к обеспечению комплексности территориального планирования в условиях федеративного государства
Вопрос (7.3) о концептуальном принципе ГрК РФ от 29.12.04, согласно которому на локальных территориях одновременно могут осуществлять территориальное планирование три уровня публичной власти
Вопрос (8) о законодательном установлении перечня правомочных решений, которые могут утверждаться органами публичной власти трех различных уровней в подготавливаемых ими документах территориального планирования
Вопрос (8.1) о том, осуществлялось ли ГрК РФ от 07.05.98 разграничение полномочий и если «да», то как, а также вопрос о том, почему закрепленный ГрК РФ от 07.05.98 принцип пересечения решений, принимаемых различными уровнями публичной власти по одним и тем же вопросам, является разрушительным и неприемлемым для развития национальной системы территориального планирования
Вопрос (8.2) о том, как ГрК РФ от 29.12.04 осуществил разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти в области территориального планирования и в чем состоит отличие по данному вопросу ГрК РФ от 29.12.04 от упраздненного ГрК РФ от 07.05.98
Вопрос (8.3) об определении ГрК РФ от 29.12.04 оснований для принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Вопрос (8.4) о дифференциации полномочий на две группы - полномочия, для реализации которых допускается принудительный выкуп недвижимости, и полномочия, для реализации которых он не допускается
Вопрос (8.5) об определении содержания объектов различного значения – федерального, регионального, местного
Вопрос (9) о законодательном установлении способов обеспечения комплексности территориального планирования при взаимодействии органов публичной власти различных уровней
Вопрос (9.1) о том, как «заставить» не делать то, что может дезорганизовать территориальное развитие
Вопрос (9.2) о том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки
Вопрос (9.3) о том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории
Вопрос (10) о том, обладают ли субъекты Российской Федерации полномочиями устанавливать дополнительные виды документов территориального планирования, а также в чем состоит полномочие субъектов Российской Федерации определять состав документов территориального планирования
Вопрос (10.1) об исчерпывающем перечне документов территориального планирования, а также об отсутствии необходимости в дополнительных, иных не установленных ГрК РФ от 29.12.04 документах территориального планирования
Вопрос (10.2) о составе документов территориального планирования
Вопрос (10.3) о том, как в законе субъекта Российской Федерации может определяться состав генерального плана поселения, городского округа
Вопрос (11) о неверном утверждении, что Градостроительным кодексом Российской Федерации якобы не предусмотрено решение генеральными планами задач развития и размещения объектов федерального и регионального значения
Вопрос (12) о реализации документов территориального планирования, и в частности генеральных планов
Вопрос (12.1) о том, почему в ГрК РФ от 29.12.04 не содержатся имевшиеся в ГрК РФ от 07.05.98 статьи об источниках финансирования градостроительной деятельности
Вопрос (12.2) о том, почему ГрК РФ от 29.12.04 из состава документов территориального планирования выведены и представлены в качестве самостоятельных документов планы реализации документов территориального планирования
Вопрос (12.3) о неправомерности введения института «актуализации генерального плана»
Вопрос (13) о государственной экспертизе проектов документов территориального планирования, документации по планировке территории
Вопрос (13.1) о том, что такое государственная экспертиза, и о необходимости разделения экспертизы документов градостроительного проектирования и проектной документации
Вопрос (13.2) о том, как решались вопросы государственной экспертизы документов градостроительного проектирования в ГрК РФ от 07.05.98 и как они решаются ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (13.3) о содержании компромиссного решения о государственной экспертизе документов территориального планирования, закрепленного в ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (13.4) о проведении государственной экспертизы документов территориального планирования и документации по планировке территории на переходном этапе
Вопрос (14) о содержании и статусе нормативов градостроительного проектирования
Вопрос (14.1) о положениях, позициях, которые согласно ГрК РФ от 07.05.98 должны были входить в состав государственных градостроительных нормативов и правил
Вопрос (14.2) о «внутренней» структуре государственных градостроительных нормативов и правил, их «внешнем» соответствии иным нормативам согласно ГрК РФ от 07.05.98
Вопрос (14.3) о формально-юридическом статусе государственных градостроительных нормативов и правил согласно ГрК РФ от 07.05.98
Вопрос (14.4) о содержании, статусе и составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования согласно ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (14.5) о технологии территориального планирования в части соблюдения требований безопасности в период отсутствия принятых посредством законов технических регламентов
Вопрос (15) о том, что подготовка документов территориального планирования предопределяет иные действия в сфере управления развитием территорий, а также о последствиях отсутствия документов территориального планирования
Вопрос (15.1) о том, что согласно ГрК РФ от 29.12.04 документы территориального планирования становятся основанием для принятия решений о резервировании, изъятии земельных участков, переводе земель из одной категории в другую
Вопрос (15.2) о том, что согласно ГрК РФ от 29.12.04 посредством документов территориального планирования может осуществляться упорядочение административно-территориального деления, а также о том, почему в ГрК РФ от 29.12.04 упразднены «пригородные зоны городов», не представлены «агломерации», иные типы урбанизированных территорий
Вопрос (15.3) о том, что в ГрК РФ от 29.12.04 якобы упущены вопросы установления, изменения границ населенных пунктов – границ «земель поселений»
Вопрос (15.4) о принципе косвенного давления - через последствия - на публичную власть в целях принуждения к осуществлению градостроительной деятельности и поднятия ее статуса
Вопрос (16) о некоторых особенностях действий в рамках совместной подготовки документов территориального планирования субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления
Вопрос (16.1) о том, как в законе субъекта Российской Федерации могут детализироваться нормы ГрК РФ от 29.12.04 об обязательной совместной подготовке документов территориального планирования
Вопрос (16.2) о том, можно ли в целях совместной подготовки документов территориального привлечь одного подрядчика для подготовки различных документов территориального планирования
Вопрос (17) о неверном утверждении, согласно которому территориальное планирование, определенное ГрК РФ от 29.12.04, якобы блокирует возможность осуществления «регионального планирования» или «пространственного планирования»
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 4 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ»
Вопрос (18) о преемственности норм федеральных законов в отношении развития института градостроительного зонирования
Вопрос (18.1) о том, в чем заключались новеллы ГрК РФ от 07.05.98, связанные с введением института правового зонирования
Вопрос (18.2) о том, что нового в развитие института градостроительного (правового) зонирования ввел Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г. (под термином «зонирование территорий»)
Вопрос (18.3) о том, в чем заключаются новеллы ГрК РФ от 29.12.04 в отношении развития института градостроительного зонирования (правового зонирования – в терминологии ГрК РФ от 07.05.98, зонирования территорий – в терминологии Земельного кодекса Российской Федерации)
Вопрос (19) о двух подходах к пониманию содержания градостроительного зонирования и градостроительных регламентов
Вопрос (19.1) об исходном основании, общем для двух возможных подходов к пониманию содержания градостроительного зонирования
Вопрос (19.2) о содержании правового подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
Вопрос (19.3) о содержании технологического подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
Вопрос (19.4) о проявлениях технологического подхода к пониманию градостроительного зонирования
Вопрос (20) о функциональном зонировании генерального плана и его соотношении с градостроительным зонированием правил землепользования и застройки
Вопрос (20.1) о преемственности норм ГрК РФ от 07.05.98 и ГрК РФ от 29.12.04 в части соотношения функционального и градостроительного зонирования
Вопрос (20.2) о том, почему в генеральных планах поселений, городских округов выполняется функциональное зонирование, а в других документах территориального планирования – нет
Вопрос (20.3) о том, почему на местном уровне должна практиковаться не одностадийная, а двустадийная технология, предусматривающая и функциональное зонирование генерального плана, и градостроительное зонирование правил землепользования и застройки
Вопрос (20.4) о том, как понимать норму ГрК РФ от 29.12.04 относительно того, что «подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования» применительно к функциональному зонированию генерального плана
Вопрос (21) о том, как устанавливать градостроительные регламенты – по принципу «разрешено все то, что не запрещено» или по принципу «разрешено то, что разрешено»
Вопрос (22) об общих положениях, определяющих включение в градостроительное зонирование ограничений, устанавливаемых посредством зон с особыми условиями использования территорий
Вопрос (23) о некоторых особенностях установления ограничений посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
Вопрос (23.1) о том, следует ли считать правильной двухэтапную технологию установления санитарно-защитных и водоохранных зон – первоначально без проектов (на основе классификации объектов), а потом - посредством проектов
Вопрос (23.2) о последствиях установления ограничений использования недвижимости посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
Вопрос (23.3) о некоторых особенностях нормативного технического документа под названием «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», обсуждаемых с позиций совершенствования системы регулирования посредством установления санитарно-защитных зон
Вопрос (24) об особенностях установления ограничений посредством зон охраны объектов культурного наследия в сопоставлении с особенностями установления ограничений посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
Вопрос (24.1) о том, почему действие градостроительного регламента не распространяется на объекты культурного наследия
Вопрос (24.2) о принципиальном отличии технологии установления зон охраны объектов культурного наследия от технологии установления санитарно-защитных и водоохранных зон
Вопрос (24.3) о том, определены ли законами полномочия-обязанности уполномоченных государственных органов обеспечивать, в том числе оплачивать, подготовку проектов организации зон ограничений, а также о том, кто в соответствии с законодательством определен в качестве субъекта подготовки и финансирования таких проектов
Вопрос (24.4) о том, по каким организационным схемам должно происходить отражение зон ограничений в генеральных планах поселений, городских округов
Вопрос (24.5) о том, установлены ли законодательством процедуры согласования соответствующих зон и определяемых ими ограничений в составе генеральных планов, установлены ли обязательные компоненты процедур согласования - субъекты согласования, предметы согласования, сроки согласования
Вопрос (24.6) о том, как должны отражаться в правилах землепользования и застройки зоны ограничений и должны ли органы местного самоуправления утверждать зоны ограничений
Вопрос (24.7) о том, могут ли правообладатели недвижимости, расположенной в соответствующих зонах ограничений, потребовать возмещения убытков, возникших в результате установления ограничений, от лиц, деятельность которых вызвала установление ограничений, либо от органов установивших такие ограничения
Вопрос (24.8) о том, как должны соотноситься градостроительные регламенты, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, и ограничения использования недвижимости, устанавливаемые проектами зон охраны объектов культурного наследия
Вопрос (24.9) о некоторых противоречиях и пробелах законодательства об охране объектов культурного наследия
Вопрос (24.10) о внесении изменений в правила землепользования и застройки в связи с утверждением проектов организации санитарно-защитных зон, водоохранных зон, проектов зон охраны объектов культурного наследия, которыми изменяются границы таких зон, состав и содержание ограничений использования объектов недвижимости
Вопрос (25) об особенностях порядка подготовки проектов правил землепользования и застройки
Вопрос (25.1) о документах - основаниях для подготовки проекта правил землепользования и застройки
Вопрос (25.2) о субъектах организации работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки
Вопрос (25.3) о проверке подготовленного проекта, публичных слушаниях и утверждении правил землепользования и застройки
Вопрос (26) о том, какая модель градостроительного (правового) зонирования – американская, французская, немецкая или иная – зафиксирована ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (26.1) об общих, универсальных принципах градостроительного зонирования, существующих во всех развитых странах, необходимости и возможности применения градостроительного зонирования в отечественной практике
Вопрос (26.2) об основных типологических видах градостроительного зонирования и их обобщенных характеристиках
Вопрос (26.3) о множественности путей введения градостроительного зонирования и его типологических особенностях, модифицированных применительно к российским условиям
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 5 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «ПЛАНИРОВКА ТЕРРИТОРИИ»
Вопрос (27) о месте и значении планировки территории в системе градостроительной деятельности
Вопрос (27.1) о видах документации по планировке территории
Вопрос (27.2) об особенностях подготовки документации по планировке территории различными органами публичной власти
Вопрос (27.3) о том, как соотносится планировка территории с предшествующими действиями по территориальному планированию и градостроительному зонированию
Вопрос (27.4) об особенностях подготовки документации по планировке территории в переходный период и после его окончания
Вопрос (27.5) о соотношении правил землепользования и застройки и документации по планировке территории
Вопрос (27.6) о том, как соотносится планировка территории с последующими действиями по архитектурно-строительному проектированию и строительству
Вопрос (27.7) о том, что действия по планировке территории осуществляются применительно ко всем территориям
Вопрос (27.8) о том, когда не требуется подготовка документации по планировке территории
Вопрос (28) об особенностях проектов планировки
Вопрос (28.1) о выделении элементов планировочной структуры
Вопрос (28.2) об установлении параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и составе проектов планировки
Вопрос (29) о том, почему ГрК РФ от 29.12.04 упразднил проекты застройки и упразднил ли в действительности
Вопрос (29.1) о том, что, ГрК РФ от 29.12.04, упразднив проекты застройки, якобы, не предусмотрел ни одного вида градостроительной документации, которой можно было бы регулировать застройку территории с размещением не одного, а нескольких зданий
Вопрос (29.2) о «вхождении» на занятую правами третьих лиц застроенную территорию
Вопрос (29.3) о «вхождении» на свободную, не обремененную правами третьих лиц незастроенную и неразмежеванную территорию
Вопрос (30) об особенностях проектов межевания
Вопрос (30.1) об определении понятия «межевание»
Вопрос (30.2) о составе проектов межевания
Вопрос (30.3) о выполнении требования ГрК РФ от 29.12.04, согласно которому при подготовке проектов межевания застроенных территорий надлежит учитывать градостроительные нормативы и правила, действовавшие в период застройки указанных территорий
Вопрос (31) об особенностях градостроительных планов земельных участков
Вопрос (31.1) о подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов
Вопрос (31.2) о назначении градостроительных планов земельных участков и о содержащейся в них информации
Вопрос (31.3) о форме градостроительного плана земельного участка
Вопрос (31.4) о том, какие случаи должны быть отражены в форме градостроительного плана земельного участка при подготовке его в составе документации по планировке территории
Вопрос (32) об особенностях подготовки, проверки, обсуждения и утверждения документации по планировке территории
Вопрос (32.1) об общих особенностях подготовки, проверки, обсуждения и утверждения документации по планировке территории применительно к случаям, когда такая документация разрабатывается на основании решений, принимаемых органами публичной власти - и государственными, и муниципальными
Вопрос (32.2) об особенностях подготовки, проверки, обсуждения и утверждения документации по планировке территории применительно к случаям, когда такая документация разрабатывается на основании решений, принимаемых органами местного самоуправления поселений, городских округов
Вопрос (33) о том, как выделять земельные участки, необходимые для реализации государственных или муниципальных нужд
Вопрос (33.1) относительно того, что в новом ГрК РФ от 29.12.04 якобы не упоминается тема выделения земельных участков, необходимых для государственных и муниципальных нужд
Вопрос (33.2) о возможности принятия регионального закона о резервировании земель, земельных участков на период отсутствия соответствующего федерального закона
Вопрос (33.3) о том, что ГрК РФ от 29.12.04 якобы должен предоставить субъектам РФ полномочия относительно резервирования земель
Вопрос (34) о том, как обеспечивать застройку объектами социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры
Вопрос (34.1) о последовательных стадиях обеспечения застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
Вопрос (34.2) о неверном утверждении, согласно которому отсутствие проектов планировки не является препятствием для разработки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков
Вопрос (34.3) о неверном утверждении, согласно которому в составе проектов межевания и градостроительных планов земельных участков вопросы обеспечения застройки объектами инфраструктуры и резервирования земельных участков для таких объектов не поднимаются и не решаются
Вопрос (35) о разделении крупных земельных участков
Вопрос (35.1) о действиях органов власти по упорядочению и развитию планировочной структуры города
Вопрос (35.2) о контроле органов власти за деятельностью частных лиц при разделении, объединении, изменении границ земельных участков
Вопрос (36) о развитии норм ГрК РФ от 29.12.04 о планировке территории посредством нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней
Вопрос (36.1) о градостроительной подготовке земельных участков из состава государственных или муниципальных земель
Вопрос (36.2) о выделении публичных земель посредством градостроительной подготовки земельных участков
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 6 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»
Вопрос (37) о правах публичных и частных субъектов в отношении проектной документации
Вопрос (37.1) о том, как ГрК РФ от 29.12.04 определяет права публичных и частных субъектов в отношении проектной документации
Вопрос (37.2) о том, как некоторыми региональными актами неверно определяются права публичных и частных субъектов в отношении документов градостроительного проектирования и проектной документации
Вопрос (37.3) о том, как нормы региональных актов демонстрируют экономические мотивации, оправдывающие необходимость региональной системы проектирования, противоречащей федеральному законодательству
Вопрос (38) о государственной экспертизе проектной документации
Вопрос (38.1) о том, во всех ли без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации
Вопрос (38.2) о том, что изменил ГрК РФ от 29.12.04 в отношении государственной экспертизы проектной документации и почему такие изменения неизбежно должны быть сделаны
Вопрос (38.3) о том, как законодательно определен переход к новой системе организации государственной экспертизы проектной документации
Вопрос (39) об особенностях разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию
Вопрос (39.1) о правовом статусе и содержании разрешения на строительство
Вопрос (39.2) о том, уполномоченные органы каких уровней публичной власти, в каких случаях и на строительство каких объектов выдают разрешения
Вопрос (39.3) об особенностях выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления
Вопрос (39.4) о сроке действия разрешения на строительство, его переоформлении и продлении
Вопрос (39.5) о правовом статусе и содержании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Вопрос (40) об особенностях регулирования индивидуального жилищного строительства, а также действий в тех случаях, когда законодательством не предусмотрена выдача разрешений на строительство
Вопрос (40.1) о том, что подготовка проектной документации не требуется при индивидуальном жилищном строительстве
Вопрос (40.2) о том, как должен осуществляться контроль за действиями в случаях, когда ГрК РФ от 29.12.04 не предусмотрена выдача разрешений на строительство
Вопрос (41) о том, как ГрК РФ от 29.12.04 определяет действия в отношении технических условий и платы за подключение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения
Вопрос (41.1) об основных положениях применительно к техническим условиям и информации о плате за подключение
Вопрос (41.2) о том, что такое заранее подготовленные содержательные основания для определения технических условий и информации о плате за подключение
Вопрос (41.3) о том, как быть в случаях, когда отсутствуют заранее подготовленные содержательные основания для оформления запрашиваемых документов - технических условий и информации о плате за подключение и распространяются ли на такие случаи нормы ч. 7-10 ст. 48 ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (41.4) о побуждении (принуждении) органов власти к тому, чтобы они заранее обеспечивали подготовку содержательных оснований для оформления запрашиваемых правообладателями земельных участков документов - технических условий и информации о плате за подключение
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 7 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вопрос (42) о том, почему ГрК РФ от 29.12.04 упразднил «государственный градостроительный кадастр», нормы о котором содержались в ГрК РФ от 07.05.98, и взамен ввел «информационные системы обеспечения градостроительной деятельности»
Вопрос (42.1) о соотношении положений ГрК РФ от 29.12.04 и ГрК РФ от 07.05.98 в части правовой логики построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
Вопрос (42.2) о мнимой утрате государственными органами инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности в связи с новеллами ГрК РФ от 29.12.04
Вопрос (43) о некоторых особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
Вопрос (43.1) о том, почему ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должно осуществляться именно на местном уровне
Вопрос (43.2) об отличии информационных систем обеспечения градостроительной деятельности от архивов документов в области градостроительной деятельности
Вопрос (44) о структуре информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
Вопрос (44.1) о том, включают ли информационные системы обеспечения градостроительной деятельности «сведения о документах» или копии самих документов
Вопрос (44.2) о разделении документов и материалов на «первичные» и «вторичные», а также о том, как такое разделение определяет ряд важных особенностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
Вопрос (45) об особенностях информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с позиций решения задач управления развитием территорий
Вопрос (45.1) о дежурных планах и картах
Вопрос (45.2) о якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 8 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Вопрос (46) о том, могут ли субъекты Российской Федерации устанавливать ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 9 - «ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОРОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»
Вопрос (47) о применении норм ГрК РФ от 29.12.04 к ситуации согласования Российской Федерацией генерального плана города Москвы
Вопрос (47.1) об оценке ситуации с позиции применения законодательных норм
Вопрос (47.2) об оценке ситуации с позиции содержания действующих законодательных норм
Вопрос (48) об особенностях столичной системы регулирования градостроительной деятельности, выявленных в результате анализа квазиправового института «инвестиционных контрактов»
Предисловие
В России нужно много строить. Так было всегда, так будет и впредь. Но если раньше строило преимущественно государство, то ныне это прерогатива в основном частных лиц – строительных фирм и граждан. А частным лицам помимо денег для строительства нужна возможность приобрести земельный участок и построить то, что хочется, заведомо зная, что это уже разрешено публичной властью. Данные возможности определяются в значительной мере законодательством о градостроительной деятельности, прежде всего Градостроительным кодексом Российской Федерации, который введен в действие 29 декабря 2004 года.
Однако не все так просто.
Во-первых, если речь идет, например, о жилищном строительстве, жилье можно строить в основном только в пределах черты населенных пунктов, где в значительной части земельные ресурсы уже исчерпаны, а то, что осталось, до недавнего времени «уходило» по закрытым процедурам предварительного согласования мест размещения объектов строительства, когда индивидуальными административными решениями определялось, кому и что можно строить, а кому ― нельзя. Естественно, практика подобных «индивидуальных процедур» не побуждала публичную власть готовить документы, которые бы определяли юридически значимые правила для застройщиков. «Индивидуальные процедуры» ― это особая индустрия производства исходно-разрешительной документации, в которую были вовлечены и чиновники, и планировщики, и застройщики, которым дозволено пользоваться земельным ресурсом. Созданная таким образом «индустрия дефицита» не заинтересована в дополнительном фронте работ в виде освоения новых массивов земельных участков, на которые придут новые застройщики, что неизбежно приведет к конкуренции и относительному снижению цены построенного жилья.
Во-вторых, чтобы использовать возможности свободно строить в рамках заранее известных правил и ограничений нужно реализовывать Градостроительный кодекс Российской Федерации на практике: подготавливать и принимать соответствующие законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления – правила землепользования и застройки, иные документы. Эт
Дата: 2016-10-02, просмотров: 157.