Тема. Третейское разбирательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(2 часа)

1.Понятие и виды третейских судов. Значение третейского разрешения гражданско-правовых споров.

2.Оспаривание решения третейского суда.

3.Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Заявление о выдаче исполнительных листов на при­нудительное исполнение решений третейских судов.

4.Процессуальный порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительных листов на при­нудительное исполнение решений третейских судов.

5.Определение суда о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

Рекомендуемая литература по теме

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательств РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

О третейских судах в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. //Собрание законодательства РФ. 2002. № 30 . Ст. 3019.

Виноградова Е.А. Третейский суд в России. М.1993.

Волков А.Ф. Третейские суды и их значение в торговом обороте //Третейский суд. 1999. № 1.

Зайцев А.И. Рассмотрение и разрешение споров в третейском суде. Саратов. 2007.

Зайцев А.И. Проблемные аспекты третейского судопроизводства в России. Саратов. 2007.

Зайцев А.И., Филимонова М.В. Негосударственные процедуры урегулирования правовых споров. Учебно-методическое пособие. Саратов. 2009.

Рожкова М.А. К вопросу о соотношении мирового и медиативного соглашений //Арбитражная практика.- 2012.- № 1.- С. 122-127.*

Ротко С.В. Особенности правовой природы третейского (арбитражного) соглашения //Арбитражный и гражданский процесс. 2014. № 1. С. 48.*

Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: Проблемы. Тенденции. Перспективы. М. 2005.

Скворцов О.Ю. Третейское разбирательство в Российской Федерации. Учебное пособие. М. Волтерс Клувер. 2010.)

* - литература, имеющаяся в библиотеке СКФ ФГБОУВО «РГУП»

Правовые ситуации

№1. Абрамова обратилась в суд с иском к Абрамову о расторжении брака, взыскании алиментов, о разделе совместно нажитого имущества. Абрамов возражал против рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, ссылаясь на то, что между ним и истицей ранее было достигнуто письменное соглашение о передаче дела на разрешение третейского суда. На этом основании он просил суд оставить заявление без рассмотрения. Судья с доводами ответчика согласился и оставил заявление без рассмотрения. Истица обжаловала определение суда первой инстанции.

Правильно ли поступил судья при рассмотрении ходатайства ответчика? Как должен поступить суд вышестоящей инстанции?

№2. Павлов заключил договор с ООО «Технолоджис» на установку системы безопасности в своей квартире. В договоре стороны определили, что в случае возникновения споров они будут разрешаться третейским судом.

После выполнения работ Павлов выплатил ООО «Технолоджис» только часть обусловленной денежной суммы, ссылаясь на просрочку поставки оборудования и сроки его монтажа.

Спор был рассмотрен третейским судом, образованным в составе трех судей. Рассмотрев обстоятельства дела, суд удовлетворил иск ООО «Технолоджис».

Мог ли быть данный спор передан на рассмотрение третейского суда? Как образуется третейский суд? Можно ли оспорить решение третейского суда и по каким основаниям?

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Изучение дисциплины «Гражданский процесс» невозможно без систематической самостоятельной работы над источниками права и учебным материалом.

Прежде чем приступить к подготовке к практическому занятию, рекомендуется внимательно ознакомиться с заданием предстоящего аудиторного занятия, которое содержится в Учебно-методическом комплексе.

Подготовку следует начать с подбора по тематике источниковой базы: нормативные материалы (законы, подзаконные акты и т.п.), лекционный материал, учебники, учебные пособия, комментарии к Гражданскому процессуальному кодексу РФ, монографические работы, научные статьи и т.д.

Сначала необходимо изучить нормативно-правовую базу по теме (раздел, главу, статьи ГПК РФ), регулирующую рассматриваемый институт. Уровень подготовки студента не всегда позволяет ему правильно разобраться в содержании той или иной нормы. Поэтому одним из наиболее эффективных источников подготовки являются комментарии к действующему законодательству.

Лекции следует внимательно изучать, так как в них отражены как теоретическое изложение вопросов с обоснованием позиции различных правовых школ и самого лектора, так и последние изменения в законодательстве по рассматриваемым вопросам, которые еще возможно не отражены в учебной литературе.

В учебниках и учебных пособиях находит отражение широкий спектр вопросов, не освещенных в лекциях ввиду ограниченности времени, но позволяющих получить более широкое представление об изучаемой теме.

Изучение вопроса обычно начинается с ознакомления с определениями правового понятия. Основные определения правовых понятий гражданского процессуального права следует учить наизусть. Однако при подготовке к занятию вопросы следует не зубрить, а понять их суть и уметь раскрыть их содержание.

Для того чтобы приобретаемые знания были осмысленными необходимо также ознакомление с судебной практикой. Как правило, руководящие разъяснения высших судебных инстанций содержаться в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации.

Важным средством глубокого изучения гражданского процесса является решение правовых ситуаций, которые составлены на основе материалов судебной практики, и подобраны, соответственно, по темам практических занятий.

Приступая к решению задач необходимо изучить все теоретические вопросы темы. Решение задач имеет целью закрепить теоретические знания и выработать навыки практического применения полученных теоретических знаний. Следует внимательно изучить условия задачи, обращая внимание на все детали фабулы.

Ответы должны быть четкими, исчерпывающими, аргументированными, со ссылкой на действующее законодательство.

При решении задач необходимо в первую очередь акцентировать внимание на процессуальных вопросах и не углубляться в поиск ответов, касающихся норм материального права.

При решении задач в письменной форме следует ответить на все поставленные вопросы с обязательной ссылкой на нормы права.

В ряде случаев помимо ответов на поставленные в задаче вопросы, предусмотрена необходимость составления процессуальных документов. Прежде чем изготовить проект процессуального документа необходимо изучить требования, которые к нему предъявляются законом (ГПК РФ).

В соблюдение п. 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), согласно которому удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах должен составлять не менее 20 процентов от общего числа аудиторных занятий (28 часов), лекция на тему «Принципы гражданского процессуального права» и практические занятия по темам: «Представительство в суде», «Возбуждение производства по делу», «Подготовка дела к судебному разбирательству», «Судебное разбирательство», «Постановления суда первой инстанции», «Заочное производство и заочное решение», «Приказное производство», «Апелляционное производство по пересмотру решений и определений суда первой инстанции», «Производство в суде кассационной инстанции», «Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу» проводятся в обозначенных формах. В частности, при разрешении некоторых правовых ситуаций по обозначенным темам практических занятий, студентам необходимо составить проекты процессуальных документов, что, в свою очередь, придает занятиям прикладной характер, и способствует формированию и закреплению профессиональных знаний, навыков и умений в применении норм как процессуального, так и материального права.

Так, аудиторные занятия по темам «Возбуждение производства по делу», «Подготовка дела к судебному разбирательству», «Постановления суда первой инстанции», «Заочное производство и заочное решение», «Приказное производство», «Производство в суде кассационной инстанции», «Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу» проводятся в форме практического семинара, направленного на составление процессуальных документов по фабулам правовых ситуаций.

Кроме этого, занятие по теме «Возбуждение производства по делу» проводится в интерактивной форме, которая помимо составления процессуальных документов, представляет собой моделирование и разбор ситуации, групповую дискуссию.

Формой проведения занятия по теме «Судебное разбирательство» является игровой судебный процесс, в ходе которого также необходимо составление процессуальных документов, и завершением которого является групповая дискуссия.

Практическое занятие по теме: «Апелляционное производство по пересмотру решений и определений суда первой инстанции» проводится в виде моделирования и разбора практических ситуаций по фабулам № 2 и 4. В связи с чем, составление процессуальных документов, обсуждение и дискуссия предполагаются на самом практическом занятии.

Разъяснения по методике подготовки к занятию в указанных формах содержатся непосредственно в соответствующих темах аудиторных занятий.

Практическое занятие по теме «Представительство в суде» проводится в форме коллоквиума.

При проведении практических занятий по темам: «Доказывание и доказательства», «Иск» и «Медиация» предусмотрена подготовка рефератов (тематика рефератов представлена в рамках соответствующей темы практического занятия).

Промежуточной формой аттестации, завершающей пятый семестр, является выполнение контрольного задания по вариантам.

Контрольное задание по гражданскому процессу представляет собой один из видов самостоятельной работы и ориентировано на проверку и контроль уровня знаний студентов. При его выполнении студент имеет возможность закрепить и углубить теоретические знания, полученные при изучении дисциплины. Решение задач способствует развитию навыков анализа конкретной правовой ситуации, выбора необходимых правовых норм и умение сделать подробный аргументированный вывод.

Выполнение контрольного задания и проверка последнего преподавателем позволяет осуществлять контроль за самостоятельной работой студента, а также определить степень усвоения им соответствующих разделов курса; выявить имеющиеся пробелы в знаниях.

Студент выполняет вариант контрольного задания, соответствующий заглавной букве его фамилии. Предложено 7 вариантов контрольных заданий, каждый из которых включает в себя одно теоретическое и два практических задания.

Еще одним видом самостоятельной работы студента и обязательным компонентом учебного процесса, предусмотренным учебным планом, является написание курсовой работы. Подготовка курсовой работы осуществляется студентом в течение шестого семестра.

Студент-юрист должен уметь творчески использовать приобретенные знания, самостоятельно делать обобщения, совершенствовать навыки литературного изложения своих мыслей с использованием общенаучной и специальной терминологии.

Работа студента над курсовым проектом проходит следующие этапы:

- выбор темы и ее регистрация на кафедре;

- подбор нормативно-правовой базы, литературы и материалов судебной практики;

- составление развернутого плана работы;

- написание текста работы и ее оформление;

- представление на кафедру для проверки и рецензирования.

Тема курсовой работы избирается студентом самостоятельно из общего перечня тем, утвержденных и рекомендуемых кафедрой.

Примерная тематика курсовых работ приводится в учебно-методическом комплексе. При написании курсовой работы следует ориентироваться на приведенные в УМК и иные нормативные источники, учебную и научную литературу.

Формой аттестации является экзамен.

В Учебно-методическом комплексе содержится примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену.

В течение всего периода, отведенного для изучения гражданского процесса, следует иметь ввиду, что основная трудоемкость отводится на самостоятельную работу студента.

Видами самостоятельной работы являются:

- решение задач;

- поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием
электронных баз данных;

- поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети
Интернет;

- поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам;

- подготовка рефератов, докладов, эссе, презентаций;

- проектная деятельность.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:

- составление проектов процессуальных документов, в том числе искового
заявления, апелляционной, кассационной, надзорной жалобы, проекта
судебного решения или определения, протокола судебного заседания;

- обобщение материалов судебной практики по определенным вопросам;

- подготовка к проведению ролевой игры;

- подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов;

- составление схем, сравнительных таблиц.

Модель (особенности) самостоятельной работы студентов очной формы обучения:

- изучение учебной литературы;

- изучение нормативных правовых актов;

- изучение судебной практики;

- решение практических ситуаций;

- подготовка письменных работ;

- подготовка к практическим занятиям.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант 1 от «А» до «Г»

Теоретический вопрос: Составьте схему «Источники гражданского процессуального права» и прокомментируйте ее.

ЗАДАЧА № 1. Мировой судья по заявлению гр. Тимохина вынес решение о расторжении брака с гр. Фокиной. Требование о взыскании алиментов на содержание детей не рассматривалось. Поскольку истец нарушил данное им обещание оказывать добровольно помощь по содержанию детей, гр. Фокина обратилась в суд с иском о взыскании алиментов на содержание детей. Тимохин возражал против рассмотрения дела в суде, на том основании, что между ним и истицей достигнуто соглашение о воспитании и содержании детей. В подтверждение этому он представил письменное заявление истицы об отказе от права на обращение в суд за защитой своих интересов. Выслушав стороны, суд вынес определение о прекращении производства по делу.

Правильны ли действия суда и сторон? Преграждает ли отказ от права на судебную защиту, возможность повторного обращения с теми же требованиями?

ЗАДАЧА № 2. Якимова обратилась в суд с просьбой дать ей для ознакомления дело по иску Фоминой к ее сыну о разделе совместно нажитого имущества. Якимовой стало известно, что в перечень имущества, подлежащего разделу, супруги включили ее вещи. Если материалами дела это подтвердится, то Якимова вступит в процесс с самостоятельными требованиями. Секретарь суда отказала в удовлетворении просьбы.

Правомерны ли действия секретаря суда?

В какой момент у лиц, участвующих в деле, возникают процессуальные права и обязанности?

При каких условиях можно признать Якимову третьим лицом? Какой процессуальный документ должен исходить от Якимовой? Составьте его.

Вариант 2 от «Д» до «З»

Теоретический вопрос: Составьте схему «Судебные расходы, связанные с рассмотрением гражданского дела».

ЗАДАЧА № 1. Приняв к рассмотрению исковое заявление о разделе наследственного имущества, в том числе домовладения, судья по своей инициативе запросил несколько документов, а также назначил судебно - строительную экспертизу о возможных вариантах реального раздела домовладения.

Какие принципы гражданского процесса нарушены? Соответствуют ли действия судьи гражданскому процессуальному законодательству? Какова роль судьи в состязательном процессе?

ЗАДАЧА № 2. Прокурор обратился в интересах Сафроновой в суд о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, к автотранспортному хозяйству № 2. Сафронова от иска отказалась.

Какое определение должен вынести суд?

Какое процессуальное положение занимает прокурор, обратившийся в суд в защиту прав и интересов другого лица?

Вариант 3 от «И» до «М»

Теоретический вопрос: Составьте схемы: 1) «Понятие иска и его элементы»; 2) «Виды исков».

ЗАДАЧА № 1 . По иску Арабаджиева о восстановлении на работе и взыскании 800 руб. за вынужденный прогул, судопроизводство велось на адыгейском языке. Истец заявил ходатайство о вызове переводчика, поскольку он ингуш и плохо знает адыгейский язык. Суд отказал в удовлетворении просьбы истца и предложил ему выступать в суде на русском языке, т.е. на языке межнационального общения.

Правомерен ли отказ суда? Раскройте содержание принципа государственного языка судопроизводства и гарантии его реализации в гражданском процессе.

ЗАДАЧА № 2.Иванов предъявил иск о возмещении ущерба к водителю автокомбината Сидорову. Свое требование Иванов обосновал тем, что автомашина, принадлежащая автокомбинату, столкнулась с управляемым им мотоциклом, в результате чего мотоцикл был поврежден.

К участию в деле был привлечен автокомбинат. При рассмотрении дела выяснилось, что мотоцикл принадлежит Петрову.

Определите процессуальное положение названных в задаче лиц.

Вариант 4 от «Н» до «Р»

Теоретический вопрос: Составьте схемы: 1) «Состав суда»; 2) «Отводы», с комментарием.

ЗАДАЧА № 1 . Сергеева обратилась в Прикубанский районный суд г. Краснодара с иском к своим совершеннолетним детям о взыскании с них средств на свое содержание. Накануне судебного разбирательства истица скончалась.

Наступит ли по данному делу правопреемство? Каковы основания возникновения процессуального правопреемства?

ЗАДАЧА № 2. Определите, к какому виду относятся сроки:

а) на подготовку дела к судебному разбирательству;

б) на устранение недостатков искового заявления и уплаты государственной пошлины;

в) на подачу заявления о пересмотре дела по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

г) на подачу кассационной жалобы на решение суда.

Назовите статьи ГПК РФ, устанавливающие данные сроки.

Вариант 5 от «С» до «Ф»

Теоретический вопрос: Составьте схемы: 1) «Право на иск»; 2) «Право на предъявление иска».

ЗАДАЧА № 1. В Тихорецкий городской суд поступило исковое заявление Комаровой к Комарову о разделе имущества. В исковом заявлении истица указала, что все имущество, которым они владеют, принадлежит им на праве совместной собственности. Узнав о возникшем споре, в суд явилась мать ответчика, Комиссарова, и заявила свои права на спорное имущество. В исковом заявлении указала, что имущество принадлежит ей на праве собственности, а стороны пользовались им временно с ее согласия. С иском Комаровой она не согласилась.

Как судье надлежит разрешить возникший спор? Определите процессуальное положение каждого из участников спора.

ЗАДАЧА № 2. Решением суда Суворову было отказано в восстановлении на работе. Суворов подал апелляционную жалобу по истечении одного месяца после вынесения решения. Судья возвратил апелляционную жалобу, ссылаясь на пропуск предусмотренного законом срока. Суворов утверждал, что пропустил срок по уважительной причине.

Как следует поступить в данной ситуации? Аргументируйте свою правовую позицию, ссылаясь на нормы законодательства.

Вариант 6 от «Х» до «Ш»

Теоретический вопрос: Составьте схему «Виды процессуальных сроков», с комментарием.

ЗАДАЧА№ 1. Нечецкий, проживающий в Саратове, имел намерение предъявить иск к Шаталову, проживающему в Волгодонске, о взыскании с него 60000 тысяч рублей за домашнюю обстановку, купленную им у Нечецкого при отъезде последнего из Волгодонска в Саратов, выдал доверенность на предъявление иска и ведение дела своему знакомому Филиппову. Когда последний подал в суд г. Волгодонска исковое заявление, составленное им от имени Нечецкого, судья отказал в принятии искового заявления на том основании, что Филиппов не является членом коллегии адвокатов.

Правильно ли поступил судья? Составьте доверенность на право участия гр. Филиппова представителем по делу.

ЗАДАЧА № 2. Александров обратился в суд с иском к Несмеянову о возврате ему вещей, находившихся на хранении у последнего. Суд принял решение в иске Александрову отказать. Апелляционная жалоба Александрова была оставлена без удовлетворения. Считая решение по делу неправильным, Александров с тем же самым иском к Несмеянову обратился в суд по своему месту жительства. Судья в принятии искового заявления Александрову отказал.

Сформулируйте основания, по которым судья отказал в принятии искового заявления, ссылаясь на нормы процессуального законодательства.

Вариант 7 от «Щ» до «Я»

Теоретический вопрос: Составьте схему «Участники гражданского процесса», с комментарием.

ЗАДАЧА № 1. Ильин предъявил иск к своей жене о выселении из-за невозможности совместного с ней проживания. При подготовке дела к судебному разбирательству истец подал судье заявление об отказе от иска, объяснив свой отказ тем, что, поссорившись с женой, решил попугать ее. Судья не принял отказ от иска и назначил дело к слушанию.

Соответствует ли действие судьи закону? Проанализируйте на предмет соблюдения принципов гражданского процессуального права.

ЗАДАЧА № 2. При рассмотрении дела ответчик заявил:

а) иск не подтверждается доказательствами;

б) истец является ограниченно дееспособным и не может вести дело самостоятельно;

в) истец неправильно толкует норму материального права, подлежащую применению;

г) иск должен рассматриваться в суде по месту нахождения недвижимого имущества;

д) истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный соглашением сторон.

Какие из указанных возражений можно отнести к процессуальным, а какие к материально-правовым?

Какие последствия могут повлечь указанные замечания?

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Гражданская процессуальная форма: понятие, содержание.

2. Гражданское процессуальное правоотношение.

3. Виды гражданского судопроизводства.

4. Стадии гражданского процесса (общая характеристика).

5. Понятие и система принципов гражданского процессуального права.

6. Организационно-функциональные принципы гражданского процесса.

7. Диспозитивность как основное начало гражданского судопроизводства.

8. Принцип состязательности в гражданском процессе.

9. Принцип непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

10. Участники гражданского процесса.

11. Суд как обязательный участник гражданского процесса.

12. Состав суда первой инстанции: проблемы теории и практики.

13. Лица, участвующие в деле: общая характеристика.

14. Стороны в гражданском процессе.

15. Процессуальное правопреемство.

16. Третьи лица в гражданском процессе.

17. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве.

18. Представительство в суде.

19. Подведомственность дел судам общей юрисдикции.

20. Подсудность дел судам общей юрисдикции и ее виды.

21. Иск в гражданском судопроизводстве: понятие, элементы.

22. Иски о признании.

23. Иски о присуждении.

24. Право на иск и право на предъявление иска.

25. Защита интересов ответчика в суде.

26. Встречный иск в гражданском процессе.

27. Доказывание в гражданском процессе: понятие, этапы.

28. Предмет доказывания в гражданском процессе.

29. Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе.

30. Доказательства в гражданском процессе

31. Классификация доказательств.

32. Объяснения сторон и третьих лиц как доказательство

33. Свидетельские показания в гражданском процессе.

34. Письменные доказательства в гражданском процессе.

35. Вещественные доказательства в гражданском процессе.

36. Экспертиза в гражданском процессе.

37. Аудио– и видеозаписи как судебные доказательства.

38. Оценка доказательств в гражданском процессе: понятие и критерии.

39. Возбуждение производства по делу в суде общей юрисдикции.

40. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству.

41. Предварительное судебное заседание.

42. Судебное разбирательство гражданских дел – основная стадия гражданского процесса.

43. Сущность и значение судебного решения.

44. Содержание судебного решения.

45. Законная сила судебного решения.

46. Определения суда первой инстанции.

47. Приостановление производства по гражданскому делу.

48. Окончание производства по гражданскому делу без вынесения решения.

49. Приказное производство.

50. Заочное производство.

51. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (общая характеристика).

52. Особенности производства по делам об оспаривании нормативных правовых актов.

53. Особенности производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

54. Особое производство (общая характеристика).

55. Судебные ошибки и способы их устранения в гражданском судопроизводстве.

56. Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

57. Апелляционное производство в гражданском процессе.

58. Процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

59. Полномочия суда апелляционной инстанции.

60. Кассационный пересмотр решений (сущность, значение).

61. Процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

62. Полномочия суда кассационной инстанции.

63. Надзорное производство в гражданском процессе (сущность и значение).

64. Полномочия суда надзорной инстанции.

65. Пересмотр постановлений судов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Право на судебную защиту. Процессуальные формы защиты прав и законных интересов.

2. Понятие отрасли гражданского процессуального права, его предмет, метод и система.

3. Гражданское судопроизводство и его виды. Задачи гражданского судопроизводства в современный период.

4. Стадии гражданского судопроизводства (общая характеристика).

5. Гражданская процессуальная форма, ее основные черты.

6. Источники гражданского процессуального права.

7. Гражданская процессуальная форма, ее основные черты.

8.Гражданские процессуальные отношения: понятие, основания возникновения. Субъекты гражданских процессуальных отношений, их классификация.

9. Понятие, система и значение принципов гражданского процесса. Принцип законности в гражданском процессе и его процессуальные гарантии.

10. Принцип доступности судебной защиты в гражданском процессе.

11. Принцип юридической истины.

12. Принцип состязательности в гражданском процессе.

13. Принцип диспозитивности в гражданском процессе.

14.Принципы: непрерывности, непосредствен­ности, устности, гласности и их гарантии.

15. Лица, участвующие в деле: понятие, состав.

16.Стороны в гражданском процессе: понятие, процессуальные права и обязанности. Ненадлежащая сторона и условия ее замены.

17. Процессуальное соучастие: понятие, основания, виды, значение этого института.

18. Процессуальное правопреемство: сущность, значение этого института.

19. Третьи лица в гражданском процессе: понятие, виды, процессуальные права и обязанности.

20. Основания и формы участия в деле прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления.

21. Представительство в гражданском процессе: понятие, виды, полномочия.

22.Подведомственность дел судам общей юрисдикции: понятие, виды.

23. Понятие и виды подсудности.

24. Подсудность гражданских дел мировым судьям.

25. Судебные расходы и их виды.

26. Судебные доказательства: понятие, сущность, средства дока­зывания (общая характеристика).

27. Критерии оценки судебных доказательств и их характеристика.

28. Письменные доказательства: понятие, сущность, оценка, клас­сификация.

29. Вещественные доказательства: понятие, сущность, истребова­ние и исследование.

30. Заключение эксперта.

31. Участие специалиста в доказательственной деятельности.

32. Объяснение сторон и третьих лиц как судебные доказательства.

33. Свидетельские показания.

34. Аудио- и видеозаписи как судебные доказательства.

35. Понятие и предмет доказывания в гражданском процессе.

36. Распределение бремени по доказыванию. Основания освобождения от доказывания.

37. Преюдиции и презумпции в гражданском судопроизводстве.

38. Процессуальные сроки: понятие, виды, порядок исчисления.

39. Иск и исковое производство в гражданском процессе.

40. Классификация исков.

41. Элементы иска: понятие и общая характеристика.

42. Право на иск и право на предъявление иска.

43. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения.

44. Возвращение искового заявления: понятие, основания, порядок, правовые последствия.

45. Оставление заявления без движения: понятие, основания, порядок, правовые последствия.

46. Отказ в принятии искового заявления: понятие, основания, порядок и правовые последствия.

47. Исковое заявление и его реквизиты.

48. Правовые последствия возбуждения производства по делу.

49. Встречный иск: понятие и условия его предъявления.

50. Подготовка дела к судебному разбирательству в гражданском процессе: понятие, значение и содержание.

51. Предварительное судебное заседание: цель, задачи, процессуальные действия, совершаемые судьей в этом заседании.

52. Примирительные процедуры в гражданском процессе.

53. Обеспечительные меры в гражданском процессе.

54. Судебное разбирательство в гражданском процессе и его части.

55. Временная остановка производства по делу в гражданском процессе (перерыв, отложение разбирательства, приостановление производства).

56.Оставление заявления без рассмотрения: понятие, основания, порядок, последствия.

57. Прекращение производства по делу: понятие, основания, порядок, последствия.

58. Определения суда первой инстанции и их виды.

59. Судебное решение: понятие, сущность, форма и содержание.

60. Требования, предъявляемые к судебному решению.

61. Законная сила судебного решения: понятие, свойства, момент вступления.

62. Дополнительное судебное решение, условия его принятия.

63. Немедленное исполнение судебных решений.

64. Протокол судебного заседания, как процессуальный документ.

65. Приказное производство и судебный приказ: основания и порядок выдачи.

66. Заочное производство: основания и порядок проведения.

67.Особое производство: понятие, сущность (общая характеристика).

68. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

69. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъяви­теля или ордерным ценным бумагам (вызывное производство).

70. Дела об установлении правового статуса гражданина (призна­ние безвестно отсутствующим, объявление умершим; признание ограниченно дееспособным или недееспособным).

71. Восстановление утраченного судебного производства.

72. Рассмотрение дел о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

73. Производство по делам о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

74. Производство по делам об усыновлении (удочерении) ребенка.

75. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация).

76. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении.

77. Апелляционное производство: понятие, сущность.

78. Процессуальный порядок, срок и пределы рассмотрения гражданского дела судом апелляционной инстанции.

79. Полномочия суда апелляционной инстанции. Постановление суда апелляционной инстанции.

80. Основания для отмены или изменения решения суда в апелля­ционном порядке.

81. Право кассационного обжалования (принесения представления).

82. Содержание кассационной жалобы или представления прокурора.

83. Процессуальный порядок и пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции.

84. Полномочия суда кассационной инстанции.

85. Сущность и значение надзорного производства. Сроки обращения в суд надзорной инстанции. Лица, имеющие право на обращение с надзорной жалобой или представлением.

86. Порядок и срок рассмотрения надзорной жалобы или представления прокурора с делом в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

87. Полномочия суда надзорной инстанции. Постановление Президиума Верховного Суда РФ.

88. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу: основа­ния и процессуальный порядок.

89. Внесудебные формы защиты права (третейское разбирательство, медиация).

90. Производство, связанное с исполне­нием судебных постановлений и постановлений иных органов: общая характеристика.


[1] Преподаватель кафедры, за которыми в учебном плане закреплены дисциплины

[2] Литература из фондов библиотеки СКФ РГУП






Дата: 2016-10-02, просмотров: 298.