Тема. Судебное разбирательство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(4 часа)

(проводится в интерактивной форме, которая представляет собой игровой судебный процесс, составление процессуальных документов, групповую дискуссию)

1. Понятие и значение судебного разбирательства.

2.Части судебного разбирательства.

3. Формы временной остановки судебного разбирательства: перерыв, отложение разбирательства дела; приостановление производства по делу.

4. Формы окончания дела без вынесения решения: прекращение производства по делу, оставление заявления без рассмотрения.

5. Протокол судебного заседания, его содержание и значение.

Рекомендуемая литература по теме

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательств РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 г. № 13 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.12г. № 3) //СПС ГАРАНТ; КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС.

Жилин Г.А. Гражданское дело в суде первой инстанции. М.2000.

Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе. Учебно-практическое пособие. М. Волтерс Клувер. 2005.

Левушкин А.Н. Особенности судебного разбирательства дел о лишении родительских прав в Российской Федерации и Республике Беларусь //Арбитражный и гражданский процесс. 2012. № 6. С. 22.*

Опалев Р.О. Оценочные понятия в арбитражном и гражданском процессуальном праве. М. Волтерс Клувер. 2008.

Папкова О.А. Усмотрение суда. М. Статут. 2005.

Телятников В.И. Убеждение судьи. СПб. Юридический центр Пресс. 2004.

Методические рекомендации по проведению игрового судебного процесса

Игровой судебный процесс по теме «Судебное разбирательство» является наиболее эффективным методом проведения практического занятия. Деловая игра позволяет слить воедино теоретическую и практическую подготовку студентов, что дает возможность значительно повысить их профессиональный уровень.

Цель деловой игры:

- закрепление знаний студентов по гражданскому процессуальному праву;

- приобретение студентами навыков рассмотрения дел в гражданском судопроизводстве;

- получение студентами навыков публичных выступлений в суде.

Подготовка и проведение игрового судебного процесса должна осуществляться самими студентами под контролем преподавателя.

Деловая игра включает в себя следующие этапы: 1) подготовка игры; 2) проведение деловой игры; 3) подведение итогов работы студентов.

Подготовка – важный первый этап деловой игры. Именно здесь должны быть созданы все условия для ее успешного развития и завершения.

На этом этапе проводится большая организационная работа, которая включает в себя: а) разработку процессуальных документов предшествующих стадий гражданского процесса - возбуждения производства по делу; подготовки дела к судебному разбирательству (искового заявления; возражений на иск; определений о возбуждении производства по делу; о подготовке дела к судебному разбирательству и других); б) четкое усвоение содержания частей судебного заседания и порядка совершения действий конкретными участниками процесса в ходе судебного разбирательства.

При подготовке деловой игры необходимо в первую очередь правильно подобрать фабулу гражданского дела. При этом следует иметь ввиду, что фабула должна предполагать максимально широкий перечень участников гражданского процесса, чтобы вовлечь в игровой процесс большее количество студентов.

Однако помимо участников процесса из студентов в игру вовлекаются правовые эксперты – задачей которых является анализ правильности действий всех участником процесса.

Избранная фабула должна быть изучена каждым студентом. Это позволит им активно включиться в игру, критически и аналитически относиться ко всему происходящему в «зале судебного заседания».

После изучения фабулы дела необходимо приступить к распределению «ролей» между студентами. Эту работу в основном должны провести сами студенты. При необходимости преподаватель может дать совет или консультацию.

Второй этап игры – основной. Он полностью отведен для рассмотрения и разрешения спора по существу Разбирательство дела лучше проводить в специально оборудованном «зале судебного заседания», оснащенном видеозаписью. Наличие видеозаписи дисциплинирует студентов, позволяет участникам процесса увидеть себя и лучше понять допущенные ошибки.

Деловая игра должна проводиться в обстановке и условиях, приближенных к разбирательству гражданских дел в судах. Вместе с тем в игре необходимы и определенные условности (например, отложение разбирательства дела; приостановление производства по делу; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы «составу суда» и т.п.). Несовершение условного процессуального действия должно расцениваться как ошибка.

Выявленные ошибки, допущенные судом и лицами, участвующими в деле, могут быть исправлены только в соответствии с процессуальными нормами.

Заканчивается игровой процесс вынесением «судебного решения» по делу.

Третий этап игры включает в себя подведение итогов работы студентов. Обсуждается работа каждого студента, отмечаются как положительные моменты, так и недостатки его работы в игре. Работа «суда» и других участников процесса оценивается не только с точки зрения соблюдения (несоблюдения) ими процессуальных норм, но и с точки зрения соблюдения норм судебной, адвокатской этики.

Окончательную оценку работы студентов в целом дает преподаватель.

Правовые ситуации

№1. Фролов обратился в суд с иском к Павлову о взыскании долга. На первое судебное заседание явился истец, а ответчик не явился по неизвестной причине. На второе заседание явился ответчик, а истец не явился и о причинах неявки суду не сообщил. На третье заседание не явились обе стороны без уважительных причин. Суд вынес определение об оставлении искового заявления без рассмотрения.

Правильно ли поступил суд?

Составьте соответствующий процессуальный документ.

№2. Как должен поступить суд при следующих ситуациях:

а) в ходе судебных прений стороны указывают на обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследованные в ходе судебного заседания;

б) неисследованность важных обстоятельств дела обнаружена в совещательной комнате при вынесении судебного решения.

Составьте соответствующие процессуальные документы.

№3. По делу о разделе дома между Николаевым и Семеновым, суд назначил экспертизу, отложив разбирательство дела на 4 месяца.

Правильны ли действия суда? Как следовало поступить суду, и какой постановить процессуальный акт?

№4. Прокурор обратился в суд с иском о взыскании денежных сумм в возмещение вреда с директора совхоза. Суд поручил прокурору провести дополнительную проверку, а производство по делу в связи с этим приостановил.

Правильно ли поступил суд? Каковы ваши действия, если бы Вы были судьей? Составьте определение о приостановлении производства по делу.

№5. Представителю ответчика по делу о разделе имущества супругов судья отказал в принятии замечаний на протокол судебного заседания по следующим основаниям:

а) в доверенности, выданной ответчиком, не оговорено право представителя на принесение замечаний;

б) со времени составления протокола прошло более трех дней.

Правильны ли действия судьи? Каков порядок подачи замечаний на протокол судебного заседания и их рассмотрение? Составьте соответствующий процессуальный документ.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 273.