Полуостров Афон (греч. « “`Agiws `Oros », тур. «Айнерос») находится на северо-востоке Греции, и является восточным выступом полуострова Халкидики, вдавшегося в лазурные воды Эгейского моря. Длина полуострова около 80 км. в длину и 60 в ширину. Полуостров горист, покрыт лесами и оврагами, а в юго-восточной части возвышается г. Афон (2033 м).
В античной древности полуостров имел название Аполлониада из-за расположенного на нем храма греческому языческому богу Аполлону. Позднее на месте этого храма был построен храм богу Зевсу, называвшийся Афос.
Новая эпоха в жизни полуострова началась с приходом сюда христианства. Как повествует церковное предание, Божия Матерь, приняв благословение Святого Духа, готовилась по жребию отправиться проповедовать христианство в Иверскую землю (Грузия). Однако во сне получила от ангела повеление и Божие благословение проповедовать в других землях. Корабль с ней и апостолами попал в бурю и причалил к полуострову Афон. Языческий народ, живший здесь, принял Богородицу и ее проповедь, а затем уверовал в Иисуса Христа и крестился. Здесь же Божия Матерь поставила начальником над новообразованной общиной одного из мужей Апостольских, сказав: « Сие место будет мне в жребий, данный мне от Сына и Бога Моего». Затем, благословив народ, добавила: « Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благословением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребное к жизни на земле и блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем Ходатаица пред Богом».
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под властью Рима и пережил эпоху христианских гонений. Однако ко времени Миланского эдикта (313 год) христианство на Афоне было уже сильно развито.
Существует предание, что в 422 году было посещение Афона дочерью императора Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос, исшедший от иконы Божией Матери. С этого времени отцы Афона постановили запретить доступ на Святую Гору лицам женского пола, что позже было закреплено царскими указами.
В VII веке завоевание Палестины, Египта и Сирии арабами-мусульманами вынудило монахов этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлениям VI Вселенского Собора, были определены в монастыри Византийской империи, в том числе и на Афон.
В IX веке византийские императоры своими грамотами даровали инокам право преимущественно владеть Афоном, и их численность увеличивается. В это же время появляется монашество славянское, сербское, болгарское.
Во времена крестовых походов Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.
XIV столетие – время восстановительных работ в разрушенных обителях. В этом помогают императоры Андроник II и Андроник III Палеологи. Много помог Афону и афонскому монашеству сербский царь Стефан Душан.
Со времени крушения Византийской империи в 1453 году, наступает период турецкого владычества, при котором Афон все же сохранил за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать в турецкую государственную казну. В это же время Русь, освободившись от татаро-монгольского ига, начинает в лице царей и митрополитов оказывать помощь афонским обителям.
В XVI веке при турецких султанах – Селиме II и его приемниках, начинается самый тяжелый период для афонского монашества, во время которого монастыри стали лишаться своих имений. Лишь только в 1830 году с провозглашением независимости Греции для Афона наступает мирный период, продолжающийся до наших дней.
В настоящее время столицей Афона является Карея, прежде скит, а теперь монашеский городок, в котором находится высший орган управления – Священный Кинот. Слово «карея» означает «орех», так как здесь очень много ореховых деревьев. В Карее также находится орган исполнительной власти – Священная Эпистасия, которая состоит из 5 представителей от 20 афонских монастырей. Монастыри на Афоне делятся на 5 групп, каждая из которых избирает ежегодно одного представителя в Священную Эпистасию.
В первуюгруппу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен.
Во вторуюгруппу входят: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третьюгруппу входят: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую группу входят: Хилендар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую группу входят: Дионисиат, Зограф, Святого Пантелеимона, Констамонит.
Главный Собор Кареи посвящен Успению Божией Матери. По преданию он был построен в 335 году императором Константином Великим, но в 362 году сожжен по приказу императора Юлиана Отступника и возобновлен лишь в X веке стараниями императора Никифора Фоки. В XIII век он пострадал от крестоносцев, и после освобождения острова был восстановлен на средства болгарских царей. В этом храме сохранились фрески XIV века. На горнем месте в алтаре находится главная святыня Афона - чудотворная икона «Достойно есть». В Карее находятся также чудотворная икона «Млекопитательница»; пещера, где явился афонским монахам архангел Гавриил, научивший монахов петь «Достойно есть».
Теперь обратим наше внимание к афонским монастырям:
1. Великая Лавра. Была основана в 983 году и имеет главный храм в честь преподобного Афанасия Афонского.
2. Ватопед. Основан в 972 году и имеет главный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
3. Иверский. Основан в 972 году и имеет главный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
4. Хилендар (сербский). Основан в 1197 году сербским царем Стефаном Неманей, который позже стал одним из его иноков под именем Симеон. Имеет главный храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
5. Дионисиат (святого Дионисия). Основан в 1375 году и имеет главный храм в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи.
6. Кутлумуш. Основан в конце тринадцатого века и имеет главный храм в честь Преображения Господнего.
7. Пантократор (Вседержитель). Основан в 1363 году и имеет главный храм в честь Преображения Господнего. Этот храм находится на самой высокой точке Святой горы Афон.
8. Ксиропотам. Основан в десятом веке и имеет храмы в честь Сорока мучеников Севастийских и Воздвижения Креста Господня.
9. Зограф (болгарский). Основан в десятом веке и имеет главный храм в честь Святого Георгия Победоносца.
10. Дохиар. Основан в десятом веке и имеет храмы в честь Архистратига Михаила и в честь иконы Божией Матери Скоропослушницы.
11. Каракалл. Основан в конце десятого века и имеет главный храм в честь святых апостолов Петра и Павла.
12. Филофей. Основан в 990 году и имеет храмы в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и преподобного Косьмы Этолийского.
13. Симонопетра. Основан в 1257 году и имеет храмы в честь Рождества Христова и святой Марии Магдалины.
14. Святого Павла. Основан в десятом веке. Имеет храмы в честь Сретения Господня и святого Павла Ксиропотамского.
15. Ставроникита. Основан в 1541 году и имеет главный храм в честь святителя Николая Чудотворца.
16. Ксенофонт (преподобного Ксенофонта). Основан в одиннадцатом веке и имеет главный храм в честь святого Георгия Победоносца.
17. Григориат (преподобного Григория). Основан в 1345 году и имеет главный храм в честь святителя Николая Чудотворца
18. Эсфигмен. Основан в одиннадцатом веке и имеет главный храм в честь Вознесения Господня. Этот монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими «старостильниками».
19. Святого Пантелеимона (русский). Построен на берегу небольшой бухты на юго-западе Святой Горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт. Он был основан в начале десятого века и первоначально назывался «обителью Богородицы Ксилургу». Во второй половине XII века вследствие многочисленности, братия переселилась в Нагорный Русик, а в конце XVIII века иноки переселились на берег моря в обитель с храмом в честь Вознесения Господня на место нынешнего Пантелеимонова монастыря. Главным соборным храмом, построенным в XIX веке, является храм в честь Святого Пантелеимона. В этом храме хранится глава св. Пантелеимона а также частицы мощей Иоанна Предтечи, преподобномуч. Стефана Нового, муч. Параскевы, великомуч. Марины, Иосифа Обручника, ап. Фомы, Иоанна Златоуста.
Еще одним храмом, находящимся на территории монастыря является храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В нем находятся мощи: апостолов Петра, Андрея, Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомуч. Стефана; преп. Исаака Далматского; Дионисия Ареопагита; бессребр. Косьмы и Дамиана; св. Кирилла Иерусалимского; муч. Трифона. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская», древние иконы Иоанна Предтечи, св. Пантелеимона, священномуч. Харлампия.
Третий храм, находящийся на территории обители посвящен святителю Митрофану Воронежскому.
Также в монастыре находится малый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и предельный к Покровскому храму – в честь св. князей Владимира и Александра Невского. Близ монастыря находится усыпальница всей братии с церковью в честь св. апп. Петра и Павла.
Монастырская библиотека Пантелеимоновского монастыря в начале XX века была одной из самых больших и насчитывала 20 000 книг и рукописей. В настоящее время (по сведениям за 2003 год) в обители проживало 150 монахов.
20. Констамонит. Основан в одиннадцатом веке и имеет главный храм в честь св. великомуч. Стефана.
В настоящее время все монастыри Святой Горы Афон являются общежительными и насчитывают около 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.
Кроме монастырей и скитов на Афоне существует богословское училище – так называемая «Афониада», основанная в 1749 году. С 1953 года она расположена в Кареи.
Многие афонские монастыри имеют подвория на территории Греции. Самое известное из них – монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизаются свыше ста монахинь.
CПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. проф. В.В. Болотов «Лекции по истории Древней Церкви» в 4-х томах. Москва 1994 г.
2. Е. И. Смирнов «История Христианской Церкви», Свято Троице Сергиева Лавра 1997 г.
3. Н.Д. Тальберг «История Христианской Церкви», Москва 2001 г.
4. М.Э. Поснов «История Христианской Церкви», Брюссель 1964 г.
5. прот. В. Рожков «Очерки по истории Римско-Католической Церкви», Спасо-Преображенский Мгарский монастырь 2001 г.
6. “Поместные Православные Церкви”, Москва 2004, издание Сретенского монастыря.
7. Прот. С.Слободской “Закон Божий”, Джорданвиль 1961 г.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 176.