Законность–это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение, законов и подзаконных актов государственными органами, должностными лицами, органами местного самоуправления, гражданами и их объединениями. Законность – это конституционный принцип и метод деятельности всех ветвей власти Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В структуре законности в сфере государственного управлении следует выделять три стороны:
1. Нормативнуюсторону, которая включает нормативные акты, регулирующие отношения в сфере государственного управления, т.е все источники административного права;
2. Субъектную сторону, которая представлена лицами обязанными строго и неуклонно соблюдать и исполнять административное законодательство, а также обеспечивать законность, либо участвовать в ее обеспечении, т.е. всех субъектов административного права;
3. Объектная сторона, в которую включается поведение, деятельность уполномоченных субъектов, физических и юридических лиц в процессе осуществления государственного управления, а также реализации административных норм
Законность основывается на следующих принципах:
1) верховенство Конституции РФ и законов;
2) недопустимость противопоставления законности ицелесообразности, т.е. целесообразность действий не должна выходить за рамки закона. Деятельность, направленная на получение быстрых и лучших результатов, но осуществляемая не в рамках закона – незаконна;
3) гарантированность прав и свобод личности, т.е создания политический, социально-экономических, духовно-культурных, организационных, юридических условий (гарантий) для реализации прав и свобод гражданина и человека.
4) единое понимание законности на всей территории России, т.е. правильное толкование и применение правовых норм государственными органами и должностными лицами;
6) создание обстановки неотвратимости ответственности в случае нарушений.
Законность имеет большое значение для государственного управления, т.к. ей охватываются различные виды деятельности, связанные с правотворчеством, правоприменением, а также административным принуждением. В этой связи следует различать такие очень понятия похожие понятия (в части требования «строгого и неуклонного соблюдения ….») как «законность» и «государственная дисциплина». Если «законность» распространяется на всех субъектов административного права, то «государственная дисциплина» только на лиц, обладающих государственно-властными полномочиями – лиц, замещающих государственные должности, а так же должности государственной службы.При этом законность выступает основой дисциплины.
Обеспечение законности государственного управленииесть совместная деятельность лиц и организаций по реализации мер направленных на точное и неуклонное исполнению, использование, соблюдение и применению законов и подзаконных актов в сфере управления. Такая деятельность направлена:
• на предупреждение нарушений административного законодательства в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц и граждан и организаций;
• на своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
• на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению нарушений;
• на привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины.
Следует отметить, что в данной деятельности принимают участие не только органы власти и должностные лица, но и граждане и их организации
От четкой и слаженной работы субъектов управления, организуемой на принципах строгого соблюдения законов и подзаконных актов, неукоснительного выполнения возложенных обязанностей, во многом зависит правильность, объективность и оперативность решения вопросов, связанных с повседневной жизнью граждан и деятельностью организаций.
В целях обеспечения точного соблюдения законности в Российской Федерации действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из следующих элементов:
• правовой, включающий совокупность нормативно-правовых актов в данной области;
• организационный, включающий систему органов и общественных объединений;
• методологический, включающий совокупность организационно-правовых методов (особых видов деятельности, практических приемов, операций) с помощью которых обеспечивается законность. Эти методы в науке определяются как способы обеспечения законности.
В зависимости от содержания, характера применения, юридических последствий в государственном управлении различают следующие способы обеспечения законности:
а) контроль;
б) надзор;
в) обращения граждан и юридических лиц.
Контрольявляется довольно широкой и объемной правовой категорией. Он рассматривается и как функция государственного управления, и как определенный этап в управленческом цикле, и как способ обеспечения законности.
Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Надзор – это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.
Надзор в зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.
Обращенияграждан и юридических лиц, которые подаются в органы власти и должностным лицам в целях реализации своих прав и законных интересов, оказания воздействия на власть, принуждения органов публичной власти к совершению иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 249.