Функции и методы государственного управления в современных условиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Органы исполнительной власти осуществляют функции главного распорядителя и получателя средств бюджета, предусмотренных на их содержание и реализацию возложенных на них функций; организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение обращений граждан; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организуют профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляют работу по комплектованию, хранению и учету архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности; они вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к их компетенции вопросам; обеспечивать мобилизационную подготовку данного органа, а так же контроль и координацию деятельности находящихся в их ведении организаций по мобилизационной подготовке; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к их сфере деятельности, научные и иные организации – ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

К общим функциям и полномочиям федеральных министерствотносятся: внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленным им сферам ведения и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также проектов планов работы и прогнозных показателей деятельности министерств; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принятие нормативных правовых актов по определенным, специфическим для каждого министерства, вопросам; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и анализ реализации проведения государственной политики в установленной сфере деятельности; контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств; утверждение в пределах их компетенции сведений, составляющих государственную тайну, и т. д.

Федеральные службыи федеральные агентства,руководимые Президентом РФ и Правительством РФ, обладают более широкими функциями и полномочиями, чем подведомственные федеральным министерствам.

Среди возложенных на федеральные службы общих для них функций и полномочий к важнейшим из них относятся: осуществление контроля и надзора в установленной сфере, применение предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также ликвидацию последствий нарушений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и

Общие функции федеральных агентств,в соответствии с положениями о них, сведены к реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в установленной сфере (Федеральное космическое агентство, федеральные агентства атомной энергии, связи и т. д.). Вместе с тем, специфика отрасли управления, в которых реализуют свои функции и полномочия агентства, определяет отличие в их специальных функциях и полномочиях.

В современный период среди методов государственного управлениянаиболее важное значение приобретают прогнозирование, индикативное планирование, координация, регулирование, контроль и надзор.

Государственное прогнозирование и индикативное планированиепришли на смену директивному планированию, атрибуту плановой централизованной экономики. Этот метод находит свое воплощение в различного рода программах и прогнозах, например, Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 годы»[51], прогноз социально-экономического развития РФ[52].

_________________________

1. См.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001г. № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 – 2010 годы». // Собрание законодательства РФ от 24 сентября 2001г., № 39, ст. 3770.

2.См.: Письмо Минэкономразвития РФ от 26 мая 2008г. № 6980-АК/Д03 «О представлении ожидаемых итогов социально-экономического развития в 2008 году и уточненного прогноза социально-экономического развития в 2009 и 2010 годах».

 

 

Координацияпредставляет собой согласование действий различных органов государственной власти. Правовыми формами координации выступают принятие совместных нормативных актов по координируемой деятельности, согласование и визирование проектов таких актов, согласование планов совместных действий и комплексных программ, например, Приказ МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ от 6 октября 2006г. № 785/14133/461 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспорта гражданина Российской Федерации, дипломатического паспорта и служебного паспорта, являющихся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации».

Координацию могут осуществлять специально созданные правительственные и межведомственные координационные органы (Межведомственная комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства[53] и др.)

_____________________

3. См.: Приказ МИД РФ, МВД РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, ФСБ РФ и Службы внешней разведки РФ от 14 ноября 2006г. № 18023/907/759/545/75 “О внесении изменения в приказ МИД России, МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, СВР России от 30 марта 2005 года № 3769/227/244/183/20 «О создании Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства».

 

Государственное регулированиереализуется в форме нормативного регулирования в установленной сфере деятельности посредством принятия нормативно-правовых актов. Данные акты носят как внутренний, так и внешний характер. Нормативные акты внутреннего характера действуют внутри системы органов управления и распространяются на их служащих. Нормативные акты внешнего характера распространяются за пределы системы органов исполнительной власти и действуют в отношении других органов, а так же физических и юридических лиц.

Акты внутреннего характера вправе принимать любой орган исполнительной власти. Основным субъектом государственного регулирования, посредствам нормативных актов внешнего характера, в настоящее время является федеральное министерство, а в случаях, предусмотренных законодательством, и отдельные ведомства (например, Федеральная служба безопасности).

Разновидностью государственного регулирования является техническое регулирование.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Разновидностью технического регулирования являетсястандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Целями стандартизации являются:

• повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

• обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

• содействие соблюдению требований технических регламентов;

• создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации[54].

_____________________

4.См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ от 30 декабря 2002г. № 52 (часть I) ст. 5140.

 

Контроль и надзор осуществляется посредством государственной регистрации, лицензирования, подтверждения соответствияи т. д.

Государственная регистрацияправовое закрепление юридических фактов или удостоверение каких-либо фактических обстоятельств. Законодательством РФ предусмотрена государственная регистрация актов гражданского состояния, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регистрация права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления, сделок с недвижимостью и т. д.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастра недвижимого имущества, земельного кадастра, оценки и мониторингу земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (за исключением аэронавигации), правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, а также функции по контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Росрегистрация подведомственна Минюсту России.

Основными задачами Росрегистрации являются:

1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

2) ведение кадастров недвижимости, мониторингу и оценки земель;

3) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

4) обеспечение наваигации;

5) управление территориальными органами Росрегистрации.

Росреестр в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы, а так же во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями[55].

_________________________

5.См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ от 30 декабря 2002г. № 52 (часть I) ст. 5140.

Лицензированиеэто специальное разрешение уполномоченных органов исполнительной власти на осуществление определенных видов деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Отношения лицензирования урегулированы Законом РФ от 8 августа 2001г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». К лицензируемым видам деятельности, согласно Закону, относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Закон перечисляет виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия. В то же время, этот перечень не является исчерпывающим (ст.2). Указание на виды деятельности, для осуществления которых требуется лицензия, может содержаться и в других законах.

Подтверждение соответствия (сертификация) –форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Цели подтверждения соответствия:

• удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

• содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

• повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

• создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных Правительством РФ и Госстандартом России[56].

_____________________

5.См.: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ от 30 декабря 2002 г. № 52 (часть I) ст. 5140.

 

Среди методов управления особое значение приобретает государственный заказ, используемый в экономической сфере, в области науки, образования, здравоохранения и т. д.

Принципы и порядок формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг для государственных нужд Российской Федерации урегулированы Федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе» и другими нормативными актами[57].

____________________

6.См.: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» ( с изменениями от 24 июля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 34. Ст. 3540; Федеральный закон от 2 декабря 1994г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (с изменениями от 2 февраля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3303; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (с изменениями от 1 декабря 2007г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

 

Федеральные государственные нужды – это потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Россия.

В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам может присваиваться статус президентских программ, инициатором которых является Президент РФ.

Для организации работы по выполнению федеральных целевых программ и обеспечению поставок продукции для федеральных государственных нужд Правительство РФ утверждает государственных заказчиков. Ими могут выступать федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

Заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд осуществляются путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов, аукционов.

Методы государственного управления находятся в постоянном развитии и подлежат совершенствованию с целью повышения эффективности функционирования сферы управления.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.