Понятие и классификация правовых актов управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта, направленное на возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций государственно управления.

Основные черты правового акта управления:

1) издается с соблюдением установленной процедурыв интересах реализации исполнительной власти;

2) это юридически властное предписаниеполномочного субъекта исполнительной власти;

3) правовой акт управления императивен, т.е. обязателен для исполнения адресатом;

4) направлен на установление правовой нормыи служит юридическим фактом, порождающим, изменяющим, прекращающим административно-правовые отношения;

5) он подзаконенвсегда должен соответствовать действующему законодательству;

6) несоблюдение или ненадлежащее исполнениеюридически властных предписаний, закрепленных в правовом акте, влечет юридическиепоследствия;

7) правовой акт управления может быть опротестован или обжалованв предусмотренном законом порядке.

Правовые акты управления можно классифицировать по следующим основаниям:

1) по юридическим свойствам:

Нормативные акты. В них содержатся административно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие отношения путем установления определенных правил должного поведения в сфере государственного управления. Они рассчитаны на многократное применение, не имеют конкретного адресата;

Правоприменительные акты. Носят правоприменительный характер и рассчитаны на однократное применение к одному конкретному случаю или лицу. Правоприменительные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления;

2) по действию в пространстве:

• федеральные, действующие на всей территории России;

• межрегиональные, действующие на территории нескольких субъектов федерации, например акты бассейнового управления, или акты, действующие в пределах федерального округа;

• региональные, действующие на территории субъекта;

• действующие за пределами территории РФ, например, акты управления системой дипломатических и консульских учреждений; акты, действующие в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе.

3) по наименованию правовых актов:

• постановления;

• указы;

• распоряжения;

• приказы;

• правила;

• инструкции;

• указания;

• положения и т. д.

4) по способу охраны:

• охраняемые мерами дисциплинарной ответственности;

• охраняемые мерами административной ответственности;

• охраняемые мерами уголовной ответственности.

5) по форме выражения:

• письменные;

• устные (военное управление);

• конклюдентные – знаки дорожного движения, жесты, сигналы и т.п.

6) по характеру компетенции:

• акты общего управления;

• акты отраслевого управления;

• акты межотраслевого управления.

Исходя из юридической природы правовых актов управления и их значения в правоприменительной деятельности, можно выделить следующиетребования, предъявляемые к их содержанию и порядку принятия:

1) они не должны противоречить Конституции РФ и действующему законодательству;

2) данные акты основываются на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти;

3) при разработке и издании правовых актов управления учитывается содержание правовых актов вышестоящих исполнительных органов;

4) данные акты издаются полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом) в рамках предоставленной компетенции и носят подзаконный характер;

5) должна быть соблюдена обязательность целей, оснований и юридических последствий изданных актов;

6) правовые акты управления не должны нарушать или ограничивать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих органов;

7) данные акты не должны нарушать или ограничивать права и законные интересы лиц и организаций в сфере государственного управления.

Принцип гласности в деятельности исполнительной власти предполагает обязательность официального опубликования издаваемых ими правовых актов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательной государственной регистрации, вступают в силу только при условии их официального опубликования (за исключением актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера) в течение десяти дней после дня их регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Источниками официального опубликования нормативных актов федеральных органов исполнительной власти являются Российская газета, Собрание законодательства РФ, и Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Такие акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты, не подлежащие официальному опубликованию, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера (если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу).

Правовые акты управления являются основной правовой нормой реализации задач и функций исполнительной власти. По масштабности действия они не ограничиваются сферой государственного управления.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 255.