Состав административного правонарушения – это совокупность юридических элементов, при наличии которых позволяет квалифицировать деяние как административное правонарушение.
Только при наличии юридических элементов состава административного правонарушения в деянии нарушитель будет нести административную ответственность.
Такими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.
Объект административного правонарушения – это совокупность общественных отношений, охраняемых административным правом и защищаемых мерами административной ответственности.
Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, охраняемые нормами административного права
Родовой объект – группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. КоАП РФ построен таким образом, что конкретные правонарушения объединены по родовому признаку по главам особенной части. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.
Непосредственный, объект – конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред в процессе совершения административного правонарушения. При этом одно правонарушение может посягать одновременно на несколько объектов, например, КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.
Объект административного правонарушения следует отличать от предмета правонарушения. Если первым, являются общественные отношения, то вторым – вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т. д.), которые являются предметами или орудиями административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушенияэто совокупность указанных в административной норме признаков, которые характеризуют противоправное деяния.
Обязательными признаками объективной стороны являются деяние (в форме действия или бездействия), последствия в виде причинением вреда, либо реальной угрозы его причинения и причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.
Факультативными признаками объективной стороны выступают место, время, способ и другие обстоятельства. Эти признаки имеют значение для квалификации отдельного правонарушения.
В зависимости от характера наступивших последствий правонарушения, различают:
• формальный состав, т.е. для квалификации деяния, как оконченного правонарушения, достаточно установить факт противоправного деяния, при этом обязательности наступления реального вреда (ущерба) не требуется, а достаточно только угрозы его наступления;
• материальный состав для квалификации деяния, как оконченного правонарушения, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление реальных вредных последствий и причинно – следственную связь между ними.
Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.
Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.
В качестве дополнительных признаков объективной стороны, которые оказывают влияние на квалификацию правонарушения, выступают:
• повторность правонарушения, т.е. совершение одним лицом в течении года однородного правонарушения;
• длительность совершения правонарушения (н.р., нарушение правил пожарной безопасности является оконченным с момента выявления)
Субъект административного правонарушения – это физическое лицо или юридическое лицо, совершившие административное правонарушение.
Всех субъектов административного правонарушения можно подразделить на общий, специальный и особый субъект
Общим субъектом являются лица, которые несут административную ответственность на общих основаниях – физические и юридические лица. Административную ответственность несет вменяемое физическое лицо, которое к моменту совершения административного правонарушения достигло 16-летнего возраста. (ст.2.3 КоАП). При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях, управлять и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.
Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений с момента государственной регистрации в реестре юридических лиц в случаях, предусмотренных Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
При слиянии нескольких юридических лиц, либо преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение (ст.2.10 КоАП).
Иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. (ст.2.6 КоАП).
Специальным субъектом – правонарушитель, обладающий специальными признаками, которые оказывают влияние на особенности квалификации и ответственности данных лиц (должностное лицо, несовершеннолетний, иностранный гражданин или лицо без гражданства).
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственных функции в негосударственных организациях, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Несовершеннолетние, т.е. лица совершившее административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Иностранные граждане, лица без гражданства,совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. На специальное положение данных лиц указывает то, что, например, к ним может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
Особым субъектомвыступает лицо, совершившее административный проступок, но которое, в установленных случаях, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, в соответствии с дисциплинарными уставами.
В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих, граждан, призванные на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.
За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 – 7.32, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, статьей 17.7, статьями 18.1 – 18.4, 19.5.7, 19.7.2 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП, данные лица, несут административную ответственность на общих основаниях.
Также к числу особых субъектов следует относить депутатов судей, прокуроров и иных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Субъективная сторона административного правонарушения –это внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель.
Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины – умысел и неосторожность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (косвенный умысел).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность). (Ст. 2.2. КоАП).
Кроме вины, как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:
мотив – внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);
цель – конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).
Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.
Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 230.