Административное принуждение: сущность, основания и виды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вообще, в праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения: дисциплинарное, гражданско-правовое, уголовное и административное. Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения.

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения правонарушений и преступности в целом, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний.

Административное принуждение как способ воздействия предполагает не только применение дисциплинарных взысканий или административных наказаний, но и располагает разнообразными действиями (мерами) воздействия.

Административное принуждениеможно разделить в зависимости от целей применения воздействия на следующие вид:

1. Меры административного принуждения,не связанные с совершением правонарушения, к ним относятся административно-предупредительные меры;

2. Меры административного принуждения,связанные с совершением правонарушения, к ним относятсяадминистративно – пресекательные меры, меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административные наказания.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения и применяются тогда, когда правонарушение не совершено, во избежание наступления вредных (опасных) последствий для общества. Указанные меры принуждения имеют строго целевой профилактический характер и применяются к физическим и юридическим лицам в целях предупреждения возможного совершения ими различных правонарушений, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Основанием для применения административно-предупредительных мер является наступление особых, установленных законодательством, условий. Административно-предупредительные меры выступают в виде административных ограничений (например, введение карантина при эпидемиях и эпизоотиях и.д.) или в виде определенных административных действий в отношении той или иной категории организаций и лиц (например, досмотр).

Средиадминистративно-предупредительных мер,в зависимости от конечной цели применения, выделяют четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение административных правонарушений и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-профилактические меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

Административно-пресекательные мерыприменяются для пресечения уже совершившихся правонарушений. Их цель – пресечь правонарушение, принять меры к его нераспространению и доставлению правонарушителя в органы власти. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение распространения вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие – поведение, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретное административное правонарушение (например, мелкое хулиганство), в третьих – систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде).

Меры административного пресечения многообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Существуют следующие виды административно-пресекательных мер:

1. Применение специальных средств, физической силы;

2. Отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.;

3. Аннулирование разрешения на временное проживание, аннулирование вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии;

4. Отзыв лицензии либо приостановление действия лицензии;

5. Требование прекратить неправомерное поведение, которое может применяться уполномоченным на то лицом в случае обнаружения такого поведения. Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой административную ответственность;

6. Ликвидация результатов неправомерных действий (является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий: например, снос самовольно возведенных строений);

7. Административное задержание (применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении;

8. Изъятие имущества, например, огнестрельного охотничьего оружия, незаконных средств охоты, рыбной ловли и др.;

9. Приостановление работ, например, прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения и др.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (например, применение физической силы к правонарушителю), так и в совокупности с мерами процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Меры процессуального обеспечениянаправлены на решение задач производства по делам об административных правонарушениях. Они применяются в следующих целях:

• пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия;

• установления личности;

• составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения;

• обеспечения своевременного и правильногорассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Законодатель к мерам процессуального обеспечения относит: доставление; административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотр транспортного средства; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод.

Меры процессуального обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и административно-пресекательные меры, имеют двойное назначение, т.к. их применение, во многих случаях направлено и на пресечения правонарушения, и, одновременно, на процессуальное обеспечения производства по делу. В то же время, и те и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения – административного наказания.

Административные наказанияявляются мерой административной ответственности, применяются за совершение определенных правонарушений.

Административное наказание является карательной санкцией и состоит, как правило, в лишении или ограничении определенных прав и благ лица, совершившего административное правонарушение.

В ст. 3.2 КоАП закреплены следующие виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; приостановление деятельности.

Перечень административных наказаний является закрытым. При этом законодательством РФ может быть установлено любое административное наказание из данного перечня, а законодательством субъектов РФ – только предупреждение и штраф.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 224.