Право граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления берет свое начало в статьях 33, 52 и 53 Конституции РФ, в которых устанавливается возможность граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, в том числе жалобы на решения и действия (бездействие) названных органов. Праву граждан в данном случае соответствует обязанность органов публичной власти рассмотреть обращение и гарантировать, что заявитель не подвергнется преследованию в связи с высказанными в обращении замечаниями и предложениями.
Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан осуществляется Конституцией РФ, международными договорами федеральными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации
Помимо Конституции РФ, в настоящее время, основным актом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Кроме того, отдельные вопросы регламентируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс РФ в части рассмотрения обращений работников в федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав, обращений работников в комиссию по трудовым спорам (ст. 3, 356, 357, 386, 387 и др.). Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в ФЗ от 31 мая 2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», ФЗ от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ «О беженцах», ФЗ от 19 февраля 1993 г. № 4530-I «О вынужденных переселенцах» (с изменениями и дополнениями), в сфере административного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов избирательного процесса – в законах о выборах. В качестве примера можно привести также Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за представлением социальных услуг и др. акты.
При этом следует отметить, что порядок работы с обращениями граждан так же регулируются внутренними актами (например, инструкциями, положениями) органов государственной власти и местного самоуправления, которыми регламентируются вопросы организации работы с обращениями.
В соответствии со ст.1 Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.[69]
__________________________
1.См.: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ”, 08.05.2006, № 19, ст. 2060.
Значение обращений граждан заключается в том, что:
Во-первых, с их помощью граждане могут реализовывать и защитить принадлежащие им права и возложенные обязанности;
Во-вторых, для органов власти обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для принятия качественных решений, своевременного реагирования на желания и потребности общества, эффективного средства общения с населением, удовлетворения воли и интересов личности;
В-третьих, через обращения граждан выявляются мнения и настроения общества, позитивные и негативные тенденции в реализации органами публичной власти их компетенции.
В-четвертых, специфика права на обращение проявляется в возможности граждан требовать от государства получения неких публичных услуг, а также обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти в административном порядке.
Таким образом, право на обращение – это не только возможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействие на власть, но и возможность потребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов, установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенного правового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности[70].
_________________________
2.См.: Васильева С.В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации. / Законодательство и экономика, 2005, № 5.
Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Немало обращений граждане направляют в коммерческие организации, индивидуальным предпринимателям, общественным объединениям, которых нельзя обязать рассматривать эти обращения в соответствии с процедурой, установленной для реализации права на обращение в органы публичной власти, в связи с отсутствием регулирования в данной области.
Вышеупомянутым Федеральным законом предусмотрены следующие виды обращений: предложение, заявление и жалоба.
Предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
Заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
Жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
Помимо указанных, законодательством могут предусматриваться и иные виды обращений, так, например, Федеральным законом «О вынужденных переселенцах» указывается на ходатайство– обращение граждан о признании за ними определенного статуса в данном случае – вынужденного переселенца.
Законами субъектов «об обращениях граждан….» устанавливается такой вид обращения как петиция – коллективное обращение граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства[71].
_____________________
3.См.: Например, Ст. 2 Закона г. Москвы от 18.06.1997 № 25 (ред. от 21.06.2000) «Об обращениях граждан». // Тверская, 13, от 09.08.2000 г.
Субъектами права на обращения являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В ст. 33 Конституции РФ речь идет о возможности граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России, в то же время это не означает, что они пользуются этим правом наравне с гражданами России. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона.
Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, в праве обжаловать решения и действия (бездействие) органов публичной власти. Текущее законодательство также позволяет иностранным гражданам и лицам без гражданства направлять обращения в российские органы власти и получать ответы по установленной процедуре. Речь идет, например, о Законе «О гражданстве Российской Федерации» в части обращений о приобретении гражданства, о Законе «О беженцах» в части обращений о приобретении статуса беженца, о миграционном законодательстве в части обращений о получении разрешительных документов на проживание, пребывание, работу на территории России, регистрации по месту жительства и месту пребывания[72].
____________________
4.Следует отметить, что субъектами права на обращение являются организации, т.е. юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе некоммерческие организации, а также общественные объединения, не зарегистрированные в качестве юридического лица, включая религиозные группы.
Субъектами рассмотрения обращений граждан и организаций являются органы публичной власти. Это государственные органы на федеральном и региональном уровнях и органы местного самоуправления. Субъектами рассмотрения обращений граждан должны быть признаны также структурные единицы, осуществляющие определенные государственные функции. К ним могут быть отнесены, в частности, саморегулируемые организации – профессиональные (отраслевые) сообщества, на которые предполагается возложить многие контрольные функции государства, а также функции регулирования того или иного рынка, возможно, лицензирование. Любые организации, осуществляющие определенные властные полномочия, обязаны рассматривать обращения граждан на основе той же нормативной модели, что и органы публичной власти.
Письменное обращение гражданин направляет непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Обращения могут подаваться как в письменной, так и в устной форме. Вместе с тем, следует отметить, что на практике письменная, является основной формой обращения.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Обращение должно иметь предмет обращения, т.е. просьбы, желания, потребности граждан, изложенные в обращениях, которые должны подкрепляться доводами. Предмет обращения в зависимости от содержания просьб, желаний и потребностей может быть различным. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может прилагать к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращения подаются на русском языке, в случаях установленных законом обращение может быть подано на родном языке в этом случае, у органа должностного лица возникает обязанность ответить на языке лица подавшего обращение. Например, Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе подавать обращения на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы даются на языке обращения, при отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения[73].
___________________
5. См.: П. 13 Приказа Министерства Юстиции РФ от 26 декабря 2006 г. № 383 «Об Утверждении административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений заявлений и жалоб осужденных лиц и содержащихся под стражей». // Российская газета, № 14, 25.01.2007.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа, или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. При этом, орган или должностное лицо перенаправивший обращение может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения
Если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.
Все обращения подлежат обязательному рассмотрению в не зависимости от соблюдения требований предъявляемых к ним. В случае необходимости рассматривающие орган или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
В дальнейшем рассмотрении обращения, может быть отказано в следующих случаях:
• если в письменном обращении отсутствуют данные гражданина его подавшего. Вместе с тем, если в таком обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит проверке путем направления в компетентный правоохранительный орган;
• если в обращении содержатся нецензурные, либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. В этом случае гражданину, направившему обращение, сообщается, о недопустимости злоупотребления правом;
• если текст письменного обращения не поддается прочтению. В случае, если фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению, об отказе сообщается гражданину, направившему обращение;
• если гражданин обращается повторно с вопросом, на который ему ранее давался ответ в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу, то принимается решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение;
• если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. Если подавалась жалоба, то она возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
В случае устранения причин, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
6) на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.
При рассмотрении обращения орган или должностное лицо в обязательном порядке:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других органах и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Орган или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой орган, орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Письменное обращение, подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, об истребовании дополнительной информации, руководитель органа или должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Устные обращения граждан подаются посредством личного приема, который проводится руководителями государственных и муниципальных органов или уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Если в устном обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема может быть принято письменное обращение, которое, подлежит регистрации и рассмотрению.
Особой формой обращений граждан являются, появившиеся сравнительно недавно, интернет-обращения (электронные обращения)поданные на официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления, в электронного письма. Например, вг. Москве интернет-письма граждан и юридических лиц оформляются на официальном сервере Правительства Москвы в сети Интернет в разделе «Обращения в Правительство Москвы».[74]
________________________
6.См.: п. 7.1.4 Постановления Правительства Москвы от 21.02.2006 № 112-ПП (ред. от 21.11.2006) «О регламенте Правительства Москвы». // ”Вестник Мэра и Правительства Москвы”, № 17, 22.03.2006.
Исходя из того, что Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулируется вопрос подачи обращения в форме электронного письма, такая форма не противоречит общей концепции Закона. В тоже время возможность подачи таких обращений должна устанавливаться каждым органом, в акте регламентирующим порядок работы с обращениями граждан.
Следует заметить, что обращения граждан различных видов, по различным предметам не могут рассматриваться по строго унифицированной однообразной схеме во всех сферах общественных отношений. Так, заявление лица с просьбой предоставить определенную информацию может быть рассмотрено в достаточно короткий срок и без дополнительного участия экспертов, консультантов, согласования ответа на обращение между структурными подразделениями соответствующего органа власти. В то же время при рассмотрении административной жалобы речь не может идти об упрощенной процедуре рассмотрения, поскольку в данном случае необходимо выяснить все обстоятельства, лежащие в основе жалобы, исследовать дополнительные материалы, запросить мнение компетентных лиц. То же относится и, например, к процедуре рассмотрения заявления о предоставлении лицензии, т.к. лицензирующий орган должен располагать достаточным временем и эффективным механизмом оценки способности заявителя осуществлять лицензируемый вид деятельности т.п.
Существующее многообразие процедурных особенностей рассмотрения обращений, конечно, нельзя свести к тотальной унификации и однообразию. Во-первых, своеобразие содержания некоторых обращений, исключительность решений, принимаемых по просьбе заявителя, и специфичность процедур рассмотрения обращений такого рода не позволяют подвести к одному знаменателю процесс реализации права на обращение во всех сферах общественных отношений. Во-вторых, в законодательстве и на практике выделяются обращения разных видов, рассмотрение которых, очевидно, должно основываться на различных подходах к правовому регулированию.
Особенности рассмотрения обращений в зависимости от специфики соответствующих общественных отношений устанавливаются федеральными отраслевыми и внутренними нормативно-правовыми актами.
Административная жалоба
В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Исходя из этого, различают два порядка рассмотрения жалобы: административный и судебный.
Как уже отмечалось, что порядок реализации административной жалобы не является унифицированным, т.к. регламентируется различными нормативно-правовыми актами федерального и регионального уровней, в частности: таможенным, налоговым, финансовым законодательством, Кодексом РФ об административных правонарушений, законодательством о государственной службе и др. Анализ данного массива нормативных актов вместе с тем позволяет выделить его общие основные черты.
Административная жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива.
Административная жалобы подается на акты ненормативного характера органов государственной власти и местного самоуправления, действия или бездействие их должностных лиц если по мнению гражданина, они нарушают их права в течение трех месяцев со дня, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом или вышестоящим органом.
В рассмотрении жалобы может быть отказано в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать представителем лица права и законные интересы которого нарушены;
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим органом (должностным лицом);
д) получения информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее регистрации.
Отказ в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
К жалобе могут быть приложены:акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности); акт проверки; первичные документы, подтверждающие позицию заявителя; иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
В Федеральный закон от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержится запрет направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие), которых обжалуется. Таким образом, жалобы могут рассматриваться вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего органа.
Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное отношении организаций рассматривается вышестоящим органом, вынесенное должностным лицом в отношении физического лица рассматривается вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего органа.
Все поступающие в соответствующие органы жалобы направляются в подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же орган или тому же должностному лицу.
В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам должна учитываться судебная практика. По итогам рассмотрения жалобы могут быть приняты следующие решения:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт органа и назначить дополнительную проверку;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение по существе.
Жалоба рассматривается вышестоящим органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления.
Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.