Под методами обычно понимают совокупность приемов, способов или средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач.
Административно-правовые методы – это приемы и способы управленческого воздействия органа исполнительной власти на общественные отношения в целях их стабилизации и развития.
Методы управления тесно связаны с целями управления. Они характеризуют сам процесс государственного воздействия на управленческие отношения. В какой то мере они зависят от политического режима государства.
Основные черты административно-правовых методов:
• выражают управляющее воздействиесубъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
• используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции. В этом состоит их отличие от методов правового регулирования;
• направлены наиндивидуальныйлибо коллективныйобъект управления;
• в этих методах находит выражение государственный интерес;
• для методов управления характерна правовая формаих непосредственного практического выражения;
• административные методы характеризуются властью и подчинением, в них выражается властная природа управленческой деятельности.
• выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимостиот особенностей правового статуса субъектов исполнительной власти и от особенностей объекта управления.
Успешность достижения конечных целей, стоящих перед органом государственного управления, зависит от выбора того или иного метода решения поставленных задач.
Административные методы управления классифицируются по форме выражения, юридическим свойствам, способу воздействия на поведение объектов управления, форме предписания.
По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые, выраженные в правовой форме, и административно-организационные, выраженные в совершении субъектом управления организационных действий.
По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными.
К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых.
Киндивидуальным –предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.
По способу воздействия на поведение субъектов управления административных методы подразделяются на:
• обязывающие к совершению определенных действий;
• уполномочивающие совершать определенные действия;
• поощряющие совершение социально полезных действий; запрещающие совершение тех или иных действий.
По форме предписанияадминистративные методымогут быть подразделены на: категорические (императивные), поручительные(например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию)и рекомендательные.
В теории административного права, так же выделяют следующие методы управления:
а) наблюдение – пассивный метод деятельности органов управления. Он способствует выявлению положения дел на объекте и дает возможность правильно его оценивать;
б) контроль– слежение за положением дел с целью корректирующего воздействия на объект управления. В этом случае пассивное наблюдение сменяется активными действиями;
в) разработка мер – активный метод управления для непосредственного управления хозяйственным, административно-политическим и социально-культурным строительством. Указанные методы неразрывно связаны друг с другом и последовательно применяются полномочными органами и должностными лицами в зависимости от достижения поставленных целей управленческой деятельности;
Методыпрямого и косвенного воздействия:
Метод прямого воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием управляющего субъекта на управляемых. К нему относят – административные способы и приемы воздействия на деятельность предприятий, учреждений, организаций, граждан и должностных лиц со стороны органов государственного управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа.
Метод косвенного воздействия выражается в воздействии субъекта управления на интересы управляемого. К нему относят – экономическиеспособы и приемы воздействия на лиц, через косвенное воздействие, заинтересованность управляемых (создание благоприятных условий для работы, премирование, определение минимального, среднего и максимального должностного оклада и т. д.);
Морально-психологические методы –убеждение и принуждение:
• убеждение – способ воздействия на сознание управляемых, а через него на их поведение, с целью добровольного исполнения и соблюдения установленных норм. Реализуется через проведение воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия;
• принуждение – вспомогательный метод воздействия, используемый в силу нерезультативности убеждения. Осуществление власти предполагает подчинение ее велениям, т. е. не всегда по желанию того, кто подчиняется. Для этого и используется административное принуждение.
Убеждение и принуждение – это два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей. Они являются всеобщими методами любого управления.
Вместе с тем, в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления, рассмотренных выше.
Содержание административных методов управления разнообразно. К числу наиболее используемых методов управления относятся: установление правил поведения общего характера; конкретные предписания (распоряжения, приказы); разрешение определенных действий (выдача лицензий, разрешений, их приостановление или аннулирование); установление конкретных заданий, стандартов, квот и т.п.; контроль и надзор; разрешение споров между субъектами управленческих отношений; применение мер административного принуждения; оформление государственных заказов; поощрение (стимулирование); приостановление действия или отмена правовых актов подведомственных органов, организаций и должностных лиц; осуществление административной (внесудебной) юрисдикции и др.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 266.