Порядок прохождение государственной службы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под прохождением государственной службы понимается система юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Порядок прохождения государственной службы определяется законами и иными правовыми актами с учетом вида государственной службы, ее особенностей и категорий государственных должностей.

Правом поступления на государственную службу обладают граждане России не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для государственных служащих. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контракту); иностранными гражданами – по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Поступление на правоохранительную и военную службу возможно и до достижения 18 летнего возраста, если гражданин поступил в учебное заведение МВД России, ФСБ России или МО России и является слушателем или курсантом. Предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе составляет 65 лет, на правоохранительной и военной службе – 45 лет. В случаях, предусмотренных законодательством, служащие могут продолжать проходить службу и после достижения предельного возраста. Это может быть связано с увеличением предельного возраста, например, для старшего начальствующего состава, так для служащего имеющего звание полковника предельный возраст составляет 50 лет. Кроме того, срок военной и правоохранительной службы может продлеваться до пяти лет. В этом случае со служащим заключается контракт на каждый последующий год.

Законодательством о государственной службе установлены два способа замещения должностей государственной службы: 1) на конкурсной основе и 2) без проведения конкурса, т.е. путем назначения на должность по решению соответствующего должностного лица или государственного органа в пределах установленной для них номенклатуры должностей государственной службы.

Конкурс как способ замещения должностей государственной службы состоит в оценке профессиональных качеств среди подавших заявление об участии в конкурсе и избрании из них наиболее квалифицированных работников. Конкурс проводится конкурсной комиссией в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации[46].

________________________

1. Порядок проведения конкурса устанавливается подзаконными актами, например, Указами Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 7 февраля 2005, № 6, ст. 439, и Указом «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ от 7 февраля 2005, № 6, ст. 437.

 

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется постоянно действующая конкурсная комиссия. Ее состав образуется из представителя руководителя государственного органа и уполномоченных им гражданских служащих (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, правового подразделения и того, по вакансии которого проводится конкурс), представителя органа по управлению государственной службой, а также независимых экспертов, специалистов в области государственной службы. Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее четверти от общего числа членов конкурсной комиссии.

Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе извещается о проведении конкурса и его условиях, а также осуществляется сбор требуемых документов от граждан, пожелавших участвовать в нем, и проверка сведений, представленных ими. Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа конкурса принимается представителем нанимателя, о его решении своевременно сообщается кандидатам.

Оценка кандидатов производится на основании представленных ими документов, а также на основе конкурсных процедур, т.е. индивидуального собеседования, анкетирования, проведения групповых дискуссий, написания реферата или тестирования.

Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата и является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Назначение на должность государственной службы возможно в случае, когда не требуется проведения конкурса. Согласно Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий руководители и помощники (советники);

2) при назначении на должности гражданской службы категории руководители, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должности гражданской службы;

5) при назначении на должность государственного служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Аналогичные случаи без конкурсного замещения должностей государственной службы содержатся в законодательстве, регламентирующим прохождение военной и правоохранительной службы.

При замещении должности государственной службы на любой основе требуется, в первую очередь, заключение служебного контракта и издание приказа, распоряжения или иного акта о назначении на конкретную должность.

Гражданин, поступающий на службу, знакомится с условиями службы, под которыми понимаются факторы, призванные обеспечивать благоприятные условия для труда и социальную защиту служащего. К таким факторам относятся внутренний распорядок в органе, продолжительность рабочего времени, заработная плата, отпуск, социальное страхование, льготы, гарантии и компенсации.

Гражданин, принятый в установленном порядке на службу, приобретает статус государственного служащего и субъекта государственно-властных служебных отношений.

При замещении должности государственной службы допускается испытание, обычно на срок от трех до шести месяцев, для гражданина, впервые принятого на государственную службу. Федеральным законом о виде государственной службы могут устанавливаться и иные сроки испытания, а также случаи, когда испытание вообще не проводится.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Гражданам, проходящим государственную гражданскую службу субъектов Федерации, устанавливаются классные чины государственной гражданской службы. При этом допускается проведение квалификационного экзамена.

Аттестация государственных гражданских служащих, военнослужащих, сотрудников правоохранительной службы осуществляется в соответствии с Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 1 февраля 2005 г.[47], порядком организации и проведения аттестации офицеров и прапорщиков (мичманов) Вооруженных Сил РФ, установленным Приказом Министра обороны РФ от 6 апреля 2002 г.[48], Положением о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденным Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 29 октября 2003 г.[49] и другими нормативными правовыми актами, учитывающими особенности того или иного вида государственной службы.

_________________________

2. См.: Собрание законодательства РФ от 07 февраля.2005, № 6, ст. 437.

3.См.: Российская газета, № 89 от 22 мая 2002.

4. См.: Российская газета, № 263 от 31 декабря 2003.

 

Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должности гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих. Аттестация проводится один раз в три года, но может проводиться и внеочередная аттестация. Внеочередная аттестация проводится в связи с возобновлением контракта, переходом на вышестоящую или иную должность, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда и др.

Аттестация осуществляется аттестационной комиссией, формируемой руководителем государственного органа. Главный итог аттестации – оценка работы служащего. При аттестации рассматриваются вопросы о соответствии или несоответствии служащего занимаемой должности, о возможности продвижения по службе, о материальном стимулировании служебной деятельности.

По результатам аттестации руководитель органа принимает решение с учетом рекомендации аттестационной комиссии.

Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства РФ;

6) поощрение Президента РФ;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

За военную и правоохранительную службу, кроме перечисленных видов поощрения и награждения, применяемых за гражданскую службу, предусмотрены и другие виды поощрения и награждения, а также определен порядок их применения. К военнослужащим и приравненным к ним служащим правоохранительной службы предусмотрено применение таких видов поощрений, как: занесение в Книгу почета или на Доску почета; награждение ведомственными знаками отличия (медали и нагрудные знаки); досрочное присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина); присвоение очередного воинского звания (специального звания или классного чина) на ступень выше соответствующего замещаемой должности; награждение именным оружием; присвоение почетного ведомственного звания. В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на военнослужащего, служащего правоохранительной службы дисциплинарного взыскания.

За заслуги перед государством государственный служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Российской Федерации. Государственными наградами являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность: дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую.

Дисциплинарная ответственность – это применение мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за совершение дисциплинарного проступка или за другие неправомерные действия, не преследуемые в уголовном порядке.

Перед применением дисциплинарного взыскания обязательно проводится служебная проверка для установления всех обстоятельств дисциплинарного проступка, что является важным условием принятия объективного решения представителем нанимателя и в то же время гарантией защиты прав служащего. Объективно и всесторонне должны быть установлены: 1) факт совершения дисциплинарного проступка; 2) вина служащего; 3) причины и условия, способствовавшие совершению проступка, мотивы совершения; 4) характер и размер вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка; 5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданским служащим о проведении служебной проверки в случае, когда она проводилась в связи с таким заявлением.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы. Применять дисциплинарные взыскания на военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов могут прямые начальники. На них могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор, лишение очередного увольнения; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в звании на одну ступень с переводом на низшую должность; лишение сержантского (старшинского) звания. Непосредственные начальники могут устно объявлять наряд вне очереди, выговор перед строем, замечание, при этом данный факт отражается в личном деле. Применение прямым начальником дисциплинарного взыскания может быть обжаловано в судебном порядке, устные взыскания обжалуются к вышестоящему начальнику.

Государственный служащий может быть привлечен к материальной ответственности, которая наступает за неправомерные действия (бездействие), в результате которых причинен материальный ущерб государству. Ответственность выражается в возмещении государственным служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб нанимателю.

Материальная ответственность наступает при наличии прямого действительного ущерба; непосредственной причинной связи между противоправными действиями и наступившими вредными последствиями (ущербом); вины правонарушителя в причинении ущерба; если противоправные действия (бездействие) допущены им при исполнении должностных (служебных) обязанностей.

Материальная ответственность исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), оправданного служебного риска, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны, либо неисполнения нанимателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного государственному служащему.

Государственные служащие за совершение административных правонарушений несут административную ответственность на общих основаниях, наравне с остальными гражданами. Однако имеются некоторые особенности, касающиеся государственных служащих, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.

Основаниями для прекращения государственной службы являются: личное заявление служащего об увольнении с государственной службы; достижение служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы; прекращение гражданства Российской Федерации; истечение срока действия контракта; избрание на выборную должность; отставка; ликвидация должности, занимаемой служащим; служебное несоответствие; грубое нарушение либо систематическое нарушение служебной дисциплины; выход на пенсию и др.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 239.